Любовь Владимировна БЫЧКОВСКАЯ - кандидат географических наук, занимает одну из ведущих должностей в компании "Экоцентр МТЭА", которая специализируется на экологическом сопровождении промышленных объектов. С самого начала проекта строительства перегрузочного терминала аммиака в порту Тамань именно она вела эту тему, вместе с 13 членами экспертной комиссии, большинство из которых - доктора и кандидаты наук, подписывала положительное заключение государственной экологической экспертизы по "Обоснованию инвестиций в строительство пункта перевалки аммиака в Темрюкском районе Краснодарского края (порт "АМОТОАЗ")", утвержденному приказом Госкомитета РФ по охране окружающей среды N410 от 22 июля 1999 года. - Через мои руки прошли почти 3 тысячи страниц текста раздела "Охрана окружающей среды", вошедшие в технико-экономическое обоснование этого проекта и получившие положительное заключение Федеральной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росэкологии Минприроды РФ N773 от 26 августа 2003 года. На основании этого документа был оформлен договор о сотрудничестве администрации Краснодарского края с ОАО "Тольяттиазот" от 6 сентября 2001 года, получено Разрешение на строительство перевалочного комплекса аммиака в Темрюкском районе Краснодарского края, выданное 24 октября 2003 года. Немного предыстории - Когда в 1999 году мы приехали в бухту Железный Рог, то увидели поселок Волна, его небольшой пансионат, при котором никакой особой курортной инфраструктуры не было, и рекреационной деятельностью там никто и не занимался. Да, с точки зрения истории и археологии это места ценные, перспективные, и по этой части они нуждаются в бережном отношении и защите. Что в дальнейшем учитывалось и, можно сказать, было в приоритете при работе над проектом по перевалочному комплексу аммиака. После согласования "Обоснования инвестиций" глава корпорации "Тольяттиазот" Владимир Николаевич Махлай заказал нам разработку раздела "Охрана окружающей среды" для ТЭО строительства. Для этого проекта были проведены детальные экологические изыскания, и все проектные решения были оптимизированы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. При проектировании была проведена полная комплексная оценка воздействия на морскую среду и биологические ресурсы при строительстве причальных сооружений. Особое внимание при проектировании и выборе места размещения сооружений по перегрузке аммиака на суше и на море было уделено наличию памятников археологии и охраняемых биологических объектов. Размещение всех инфраструктурных и производственных объектов было рассмотрено также с учетом существующих рекреационных объектов с тем, чтобы выбросы в воздух загрязняющих веществ в районе пансионата "Волна" не нарушали санитарных нормативов, установленных для зон рекреации. А они у нас в России очень строгие. На момент проектирования сооружений расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух показали (и сейчас это подтверждается нормативными замерами, которые производят региональные надзорные органы), что нормативная санитарная защитная зона предприятия соответствует требованиям и не "накрывает" зону рекреации. Нужно особо сказать, что у "Тольяттиазота" были заранее спроектированы мощные очистные сооружения, значительно превосходящие потребности самой инфраструктуры корпорации в порту. Руководители корпорации смотрели в будущее. Это позволит сберечь дополнительные территории, потому что представьте себе, что было бы, если бы локальные очистные сооружения строил бы каждый инвестор, приходящий в бухту Железный Рог? |