При этом для объектов промышленности, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих и транспортирующих опасные вещества в количествах даже незначительно меньших, чем указано в приложении 2 к закону, разработка каких-либо документов, содержащих результаты оценки риска аварий, анализ достаточности мер, направленных на снижение риска аварий и смягчение их последствий, не было предусмотрено. Следует отметить, что, как правило, на небольших промышленных объектах уровень трудовой и технологической дисциплины ниже, чем на крупных объектах, а износ основных производственных фондов – выше, следовательно, выше риск аварий и значительнее тяжесть их последствий. Так же все понимают, что последствия взрыва 50 т взрывчатых материалов на декларируемом объекте не намного тяжелее последствий взрыва 49 т взрывчатых материалов на объекте, который в соответствии с законом «О промышленной безопасности ОПО» не подлежит декларированию. При этом декларируемые объекты по запросам граждан и общественных организаций обязаны представлять Информационный лист декларации промышленной безопасности ОПО, являющийся приложением к Декларации и содержащий наряду с иными сведениями информацию об обращаемых на ОПО опасных веществах и их количестве, сведения о масштабах и последствиях возможных аварий, мерах безопасности, а также сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий. На объектах же, не подлежащих декларированию промышленной безопасности, какие-либо документы, содержащие информацию о потенциальной опасности указанных объектов и предназначенные для информирования населения о возможных угрозах техногенного характера законодательством не предусмотрены. Таким образом, в конце 90-х годов возникла ситуация, при которой руководители муниципальных образований и субъектов РФ, а также федеральных органов исполнительной власти представляли всю степень опасности для населения декларируемых ОПО, но при этом не в полной мере владели информацией об опасностях иных потенциально опасных объектов. Аналогичная ситуация сложилась и с гидротехническими сооружениями, аварии которых могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Статьей 10 федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» была определена обязательность составления на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая является документом, содержащим сведения, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения, сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности и определяющим меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. При этом пунктом 2 Положения о декларировании гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6.11.1998 г. № 1303, определено, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений является обязательным только в том случае, если аварии гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Кроме того, статьей 21 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в российский регистр гидротехнических сооружений в безусловном порядке даже без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Указанное положение также осложняло деятельность территориальных органов исполнительной власти по оценке потенциальной опасности функционирующих гидротехнических сооружений для последующей выработки эффективных мер, направленных на предотвращение гидродинамических чрезвычайных ситуаций. Для решения указанных выше проблем органами исполнительной власти ряда субъектов РФ были в инициативном порядке были введены в действие на территории областей (краев, республик) нормативные правовые акты, определяющие обязательность разработки на потенциально опасных объектах, в т.ч. гидротехнических сооружениях, не подлежащих декларированию, паспортов безопасности потенциально опасных объектов. Так в 1999 г., для рассмотрения и экспертизы во ВНИИ ГОЧС поступил первый паспорт безопасности потенциального объекта ОАО «Волгомясомолторг» (г. Волгоград), разработанный в соответствии с постановлением органа исполнительной власти Волгоградской области и имеющий структуру, схожую с декларацией промышленной безопасности ОПО. Безусловно, структура, содержание и порядок согласования (экспертизы) разрабатываемых в различных областях (краях, республиках) РФ паспортов безопасности отличились друг от друга, что не позволяло систематизировать содержащуюся в них информацию для координации Правительством РФ деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории России. |