Основываясь на примере деятельности по разработке деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов и планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, у специалистов возникает вопрос о наличии разграничений между федеральным и региональным уровнями в структуре МЧС России при согласовании паспортов безопасности опасных объектов. Действительно, на основании ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности» в зависимости от величины отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству вещества, установленному Федеральным законом от 20.06.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта и заключение экспертизы промышленной безопасности на нее проходит экспертизу о соответствии требованиям в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в центральном аппарате МЧС России при величине отношения более 10 или в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ при величине отношения – менее 10. Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» также определен порядок разграничения полномочий по утверждению и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов), между федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительно власти субъектов РФ в зависимости от уровня возможной чрезвычайной ситуации (локального, местного, территориального, регионального и федерального). Что касается согласования паспортов безопасности опасных объектов, то подобные разграничения между федеральным и региональным уровнями в структуре МЧС России не предусмотрены. В заключение считаем целесообразным отметить, что паспортизация опасных объектов является эффективной процедурой, направленной на снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, что подтверждено положениями «Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений», утвержденных Президентом РФ 28.9.2006 г. Однако для достижения целей паспортизации разработка Паспортов должна осуществляться только высококвалифицированными специалистами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) промышленной безопасности. В процессе разработки Паспортов у специалистов безусловно будет возникать множество существенных вопросов. С целью получения разъяснений по указанным вопросам разработчикам Паспортов рекомендуется принимать участие в работе специализированных семинаров, проводимых МЧС России и Ростехнадзором. Заместитель начальника управления – начальник отдела ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), кандидат технических наук доцент Игорь Владимирович СОСУНОВ, главный специалист Госэкспертизы МЧС России Вера Викторовна ЧУМИЧЕВА. www.newchemistry.ru |