В настоящее время, как отмечалось выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. № 59 государственное регулирование цен на НПГ отменено. Таким образом, регулятора на рынке НПГ в настоящее время практически нет, т.к. государство прекратило устанавливать цену на НПГ, и его функции сводятся к внесению изменений в методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа. Вместе с тем мировой опыт показывает42, что в большинстве нефтегазодобывающих стран решение проблемы рационального использования НПГ проводится на уровне государственных органов власти (за исключением Мексики). В развитых странах (США, Канада) вопросы использования НПГ решаются на уровне национальных программ с привлечением необходимых финансовых и материальных ресурсов, что обеспечивает практически полное его использование. Масштабы и степень подготовки нефти и газа оцениваются с учетом допустимой нормы прибыли и возврата вложенного капитала в короткие сроки. Выбор вида и способа обработки продукции скважин осуществляется с учетом охраны окружающей среды, природных факторов и требований рынка. Основной особенностью объектов подготовки нефти и обработки газа на зарубежных промыслах является их органическая связь со всем комплексом нефтяного месторождения. Во многих странах, приняты законы, запрещающие добычу и подготовку нефти без рационального использования попутного нефтяного газа. Однако это не означает того, что использоваться должен в обязательном порядке весь объем добываемого газа. Высокая степень использования НПГ за рубежом в развитых странах объясняется мощной газоперерабатывающей промышленностью. Большинство крупных нефтяных компаний мира являются владельцами мощностей по переработке нефти и газа. В периоды падения цен на нефть и газ цены на нефтехимические и химические продукты, получаемые из нефтяного и газового сырья, как правило, не снижаются или снижаются существенно меньше. Большинство крупных нефтегазовых компаний с целью компенсации потерь при падении цен на нефть и газ компании увеличивают затраты в производство нефтепродуктов повышенного качества и улучшенных экологических характеристик, а также дорогостоящих топлив и масел специального назначения. В случае невозможности применения традиционных способов переработки или использования НПГ и предупреждения безвозвратных потерь используется эффективная временная мера - закачка НПГ в пласт. Этот метод позволяет увеличить нефтеотдачу пласта до 15-20 % по сравнению с коэффициентом нефтеотдачи при разработке пласта первичными методами. При планировании освоения нефтяных месторождений учитывается неравномерность добычи НПГ по стадиям разработки (максимальное количество НПГ добывается на ранних стадиях разработки), широко используются блочно-модульные, мобильные, автоматизированные малогабаритные газоперерабатывающие установки. При снижении объемов добычи НПГ они легко демонтируются и перемещаются на другие объекты. Они же используются для переработки газов концевых ступеней сепарации и газов малодебитных месторождений. В некоторых странах (Индонезия, Аргентина) в последние 30-40 лет получили широкое развитие системы совместного сбора и транспорта нефти и газа, особенно при разработке морских месторождений. В большинстве стран несанкционированное сжигание и сброс НПГ запрещены, если это не обусловлено техническими причинами (допускается без финансовых отягощений сжигание (рассеивание) НПГ с высоким содержанием азота и сероводорода), соображениями безопасности и чрезвычайными обстоятельствами. Во всех других случаях необходимо получение разрешения регулирующих органов. В Казахстане используется система штрафов, равная стоимости продуктов, которые могли быть произведены из сожженого НПГ по ценам Лондонской биржи. В 18 странах государство имеет право бесплатно изымать неиспользованные объемы НПГ. Большинство вышеперечисленных направлений использования НПГ могут быть применимы на территории Российской Федерации. Самое главное в решении проблемы рационального использования НПГ43 - это осуществление государством на практике того, что оно действительно рассматривает полномасштабное использование НПГ как одну из важнейших социально-экономических задач, одно из направлений повышения энергоэффективности российской экономики. На федеральном уровне должны быть приняты разнообразные меры, прежде всего экономические, направленные на поддержку предприятий, реализующих проекты по переработке и использованию НПГ. Государство должно оказать поддержку в реализации этих проектов. С другой стороны, государство должно установить действенный контроль всех процессов, в которых присутствует НПГ: добыча и сжигание. Отсутствие внимания к решению проблемы эффективного использования НПГ должно караться различными способами - штрафами, приостановлением или прекращением действия лицензий на природопользование, лишением налоговых льгот и др. При этом важно рационально сбалансировать систему поощрения и принуждения, чтобы предприятие считало для себя единственно правильным и экономически рентабельным действием утилизацию НПГ без его сжигания. Естественно, должен быть предусмотрен и вариант, когда в конкретных условиях какого-либо месторождения НПГ экономически просто невыгодно использовать, и это не должно вызывать со стороны государства карательных мер. Выводы: 1. В настоящее время имеется достаточно широкая нормативная и правовая база по вопросу использования НПГ, однако единый законодательный акт, касающийся вопросов вовлечения в хозяйственный оборот НПГ до настоящего времени не принят. Анализ нормативной и правовой базы свидетельствует, что она характеризуется отсутствием четкой конкретизации норм и требований, имеет определенные пробелы, не учитывают все аспекты использования НПГ. Так, например, у производителей НПГ существуют значительные сложности с поставками СОГ потребителям вследствие отсутствия законодательно гарантированного доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром». 2. Установить точный объем добычи НПГ в Российской Федерации в рамках данного аналитического мероприятия не представляется возможным, так как представленная министерствами и ведомствами информация не опирается на точные инструментальные замеры объемов добычи НПГ и его утилизации. Все данные носят расчетный, приблизительный характер в связи с отсутствием приборов учета на практически всех нефтепромыслах. По той же причине невозможно точно установить реальные объемы потерь НПГ при его добыче. 3. Проведение анализа оценки экономического ущерба от сжигания НПГ затруднено вследствие отсутствия достоверной информации как об объемах добычи НПГ, так и об объемах его сжигания. 4. Сумма экономического ущерба от сжигания НПГ в факельных установках напрямую зависит от выбранной методики расчета и объема сжигаемого газа. При этом сумма может варьироваться от 5,2 млрд. долларов США до 19,3 млрд. долларов США. 5. Учитывая, что государственное регулирование по ценообразованию на НПГ с февраля 2008 года отменено (постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. № 59), а также в силу того, что ставка НДПИ на попутный газ принята равной «0» (Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ) оценить размер потерь федерального бюджета при существующем уровне утилизации НПГ в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия не представляется возможным. 6. Рассмотрение и согласование проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья с учетом требований по объемам утилизации НПГ, должно носить обязательный характер и утверждаться в нормативном акте соответствующего ведомства. 7. По состоянию на ноябрь 2009 года, на территории Российской Федерации различными органами власти выдано 3184 действующие лицензии на геологическое изучение, разведку, оценочно-поисковые работы, разработку и добычу месторождений углеводородного сырья. Для каждого конкретного месторождения объемы расходов, связанные с реализацией положений указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» могут значительно отличаться, в зависимости от многих факторов нефтедобычи, а получить данные по всем месторождениям в рамках данного экспертно-аналитического мероприятия не представляется возможным. 8. Для полного и достоверного учета объемов добываемого и сжигаемого НПГ необходимо оснастить счетчиками учета 1035 факельных систем и более 150 тыс. добычных скважин. 9. В настоящее время практически всеми вертикально интегрированными нефтяными компаниями разработаны и реализуются программы по повышению уровня утилизации НПГ. 10. В мире существует большой опыт по вопросу использования НПГ, в частности, разработки и реализации национальных программ с привлечением необходимых финансовых и материальных ресурсов, что обеспечивает практически полное использование НПГ. Указанный опыт может быть применен на предприятиях нефтедобывающего комплекса Российской Федерации. 11. По состоянию на декабрь 2009 года согласно информации нефтяных компаний о ходе выполнения инвестиционных проектов по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа примеров о реализации принципов частно-государственного партнерства в этой сфере не имеется. Государственной поддержки, направленной на повышение степени утилизации попутного нефтяного газа, в 2008 - 2009 годах нефтедобывающие компании не получали. 12. При подготовке изменений законодательной и нормативно-правовой базы следует учитывать приоритетный доступ к газопроводам производителей СОГ. При ограничениях доступа в систему трубопроводов СОГ, произведенного из НПГ, добывающие нефть предприятия будут вынуждены снижать добычу нефти, что, в свою очередь, может привести к сокращению поступлений в бюджеты различных уровней от нефтяной отрасли. 13. Счетной палатой Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации, а также ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о попутном нефтяном газе (аналитическая записка «Состояние и перспективы развития нефтехимической отрасли России, ее влияние на экономику страны, в том числе эффективности финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания «Сибур» и «Салаватнефтеоргсинтез» за 2004 год и истекший период 2005 года»). www.newchemistry.ru |