ОБЗОР ПРОЕКТОВ КОМПАНИЙ ПО УТИЛИЗАЦИИ ПНГ


Представляем доклад Счетной Палаты РФ об оценке затрат на мероприятия, позволяющие обеспечить доведение уровня утилизации нефтяного попутного газа в Российской Федерации до 95 % в 2012 году».

Анализ представленной Росприроднадзором информации о деятельности ОАО «НК «Роснефть», ОАО НК «Славнефть», ОАО НК «Русснефть», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «Газпром нефть», ОАО НК «Лукойл», ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» по утилизации нефтяного попутного газа показал, что указанными компаниями осуществляются комплексы мер по повышению полезного использования НПГ.


Объемы НПГ, сжигаемого на факельных установках

Холдинг

2009 год, оценка 2012 год, прогноз
Сжигание НПГ, млрд.м3 % сжигания НПГ от добытого НПГ Сжигание НПГ, млрд. % сжигания НПГ от добытого НПГ
ОАО «НК «Роснефть» 5,28 29,8 1,6 9,5
ОАО «НК «Славнефть» 0,2 42,9 0,1 28,5
ОАО «НК «Русснефть» 0,4 38,4 0,15 88,2
ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» 10,48 36,4 1,2 3,7
ОАО «Газпром нефть» 1,76 40 0,6 50
ОАО НК «Лукойл» 1,64 40 0.3 8
ОАО «АНК «Башнефть» 0,16 40 0,03 7,5
ВСЕГО: 19,96 64,3 3,98 7,2
ОАО «Сургутнефтегаз» Информация не представлена

Согласно данным, представленным Росприроднадзором, в 2012 году мероприятия по повышению уровня утилизации НПГ в большинстве случаев будут реализованы в основном на участках недр с высоким уровнем добычи НПГ. При этом количество лицензионных участков к 2012 году, обеспечивающих уровень утилизации НПГ свыше 95 процентов, возрастет и составит:

в ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» - 109 вместо 0 (74,6 % от общего количества участков в 2012 году);
в ОАО «Газпром нефть» - 46 вместо 1 (95,8 % от общего количества участков в 2012 году);
в ОАО «НК «Русснефть» - 72 вместо 8 (96,0 % от общего количества участков в 2012 году);
в ОАО «НК «Роснефть» - 263 вместо 70 (76,7 % от общего количества участков в 2012 году);
в ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» - 87 вместо 16 (63,5 % от общего количества участков в 2012 году);
в ОАО «АНК «Башнефть» - 75 вместо 48 (37,9 % от общего количества участков в 2012 году).

Общее количество участков, на которых в 2012 году будет производиться добыча НПГ, по данным Росприроднадзора, составит: в ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» - 146 (в 2009 году - 132); в ОАО «Газпром нефть» - 48 (в 2009 году - 35); в ОАО «НК «Русснефть» - 75 (в 2009 году - 51); в ОАО «НК «Роснефть» - 343 (в 2009 году - 323); в ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» - 137 (в 2009 году - 124); в ОАО «АНК «Башнефть» - 198 (в 2009 году - 187).

При этом, планируемые затраты на мероприятия по повышению утилизации НПГ составят:

в ОАО «НК «Роснефть» - 100,0 млрд. рублей; в ОАО «НК «Славнефть» - 5,6 млрд. рублей; в ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» - 58,87 млрд. рублей; в ОАО «Газпром нефть» - 45,23 млрд. рублей; в ОАО «НК «Лукойл» - 22 млрд. рублей; в ОАО «Сургутнефтегаз» - 13,4 млрд. рублей.

По данным Росприроднадзора ОАО «Газпром нефть», ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО «НК «Русснефть» будут находиться в режиме падающей добычи НПГ на участках недр.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 № 7 нефтедобывающие компании планируют проведение следующих мероприятий по повышению использования НПГ до 2012 года в размере 95 %:

- разработка региональных специальных проектов по строительству объектов утилизации газа, включая газопроводы, газотурбинные электростанции, компрессорные станции для закачки газа в пласт с целью поддержания пластового давления и другие сооружения;

- строительство газопроводов, либо реконструкции уже имеющихся;

- рассмотрение вариантов, включающих комплексы переработки газа и автономные установки, вырабатывающие электроэнергию на подготовленном газе (для месторождений с уровнем добычи в объеме 150-200 млн. куб. метров/год);

- выполнение комплексных программ по использованию объектов разработки с проведением испытаний скважин, уточнение гидродинамических и геологических моделей с целью оптимизации добычи газа;

- расширение имеющихся мощностей по переработке газа.

Для ряда мелких месторождений с уровнем добычи 20-30 млн. куб. метров/год программы по увеличению утилизации НПГ основаны на использования газа для собственных нужд и развитии малой энергетики. Однако при выработке электроэнергии в больших объемах появляется проблема ее сбыта. В настоящее время практически все вертикально интегрированные компании разработали и реализуют программы по повышению уровня утилизации НПГ.

1. В ОАО «ЛУКОЙЛ» утверждена «Программа утилизации попутного нефтяного газа организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2008 - 2010 годы». В 2009 году с учетом решений Правительства Российской Федерации Программа была откорректирована и доработана на период до 2011 года включительно. Основными документами, регламентирующими в настоящее время утилизацию НПГ в ОАО «ЛУКОЙЛ», являются постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №7 и «Программа утилизации попутного нефтяного газа организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2009 - 2011 годы».

При этом доходы от использования (продажи) продуктов утилизации НПГ не покрывают расходы (капитальные вложения) на строительство объектов утилизации, заложенных в «Программе утилизации попутного нефтяного газа организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2008 - 2011 годы». Данные проекты в Компании относятся к «экологическим», что дает возможность выделения капитальных вложений на их реализацию без обоснования рентабельности. Указанная программа позволит довести уровень использования попутного нефтяного газа к 2012 году до 95 %.

2. В 2008 году ООО «Газпром развитие», в соответствии с Программой НИОКР (Программа утверждена Председателем Правления А.Б. Миллером от 14.02.2008 №01-21), по договору от 07.07.2008 №1144-08-9, приступило к выполнению НИР «Разработка комплекса технических решений по утилизации попутных нефтяных газов (НПГ) месторождений ОАО «Газпром»32, включая месторождения ОАО «Газпром нефть», целью которой являлась разработка «Комплексной программы утилизации попутных нефтяных газов в системе ОАО «Газпром» (далее - Программа).

По первому этапу данной работы уже в 2008 году была разработана «Концепция создания и развития комплексной системы утилизации НПГ в системе ОАО «Газпром» и подготовлены «Первоочередные мероприятия, обеспечивающие увеличение степени использования НПГ на месторождениях Группы Газпром» к 2012 году.

В представленной Программе по каждому месторождению предложены к реализации технические решения, обеспечивающие степень использования НПГ не менее 95%. Реализация первоочередных мероприятий на месторождениях ОАО «Газпром» позволит обеспечить использование Hill не менее 95% в 2012 году.

Нефтехимический холдинг ОАО «Сибур», подконтрольный ОАО «Газпром», реализует программу по увеличению собственных газоперерабатывающих мощностей до 22 млрд. куб. м Hill к 2011 году.

В 2005 году на ОАО «Губкинский ГПК» запущен комплекс по выработке ШФЛУ из НПГ по схеме низкотемпературной конденсации (перерабатывается 1,5 млрд. куб. м НПГ, производство ШФЛУ - до 330 тыс. тонн в год). По схожей технологии могут работать малогабаритные установки сепарации, предназначенные для установки на промыслах. ОАО «Сибур» совместно с компанией ТНК-ВР приступили к разработке технико-экономического соображения (ТЭС) по строительству газоперерабатывающих и газохимических мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При развитии переработки НПГ в Иркутской области планируется использовать сырьевую базу месторождений, разработкой которых занимается ТНК-ВР.

3. В ОАО «Газпром нефть»33 также разработана программа работ до 2010 года по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа. В настоящее время проводится актуализация программы на период до 2012 года.

4. ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»34 разработана и осуществляется масштабная программа по повышению степени полезного использования НПГ. Совокупные капитальные затраты должны составить 1,1 млрд. долларов США. В результате реализации комплекса мер ожидается существенное увеличение объемом переработки НПГ, что обуславливает наращивание производства СОГ - дополнительно до 2 млрд. куб. метров ежегодно. В 2010 году в Нижневартовске планируется завершение проекта сбора газа и будет проложен трубопровод длинной 70 км , а также 3 компрессорные станции. Кроме того, в 2011 году для завершения и запуска проекта сбора НПГ на Самотлорском месторождении будет завершено строительство 6 км газопровода и построена компрессорная станция на Нижневартовском ГПЗ.

В Оренбурге в 2011 году запланирован ввод в действие установки по компримированию попутного газа на Покровском месторождении и расширены мощности на Зайкинском ГПЗ. В том же году намечен пуск в промышленную эксплуатацию ГТЭС на Каменном лицензионном участке в районе г. Нягань и завершение проекта сбора газа на Ем-Ёговском лицензионном участке.

5. ОАО «Сургутнефтегаз»35 обеспечивает уровень утилизации НПГ 95 %уже с 2008 года.
По мнению ОАО «Сургутнефтегаз» для поддержания достигнутого уровня использования НПГ, в целях обеспечения нормативного уровня использования газа на вновь вводимых месторождениях необходимо:

- разработать положение по обеспечению недискриминационного доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» с определением приоритета попутного нефтяного газа перед природным при транспортировке;

- разработать и утвердить экономически обоснованные тарифы на транспортировку НПГ по сетям естественных монополий;

- внедрить меры экономического стимулирования в виде снижения различных видов налогов, сборов и платежей для нефтяных компаний, обеспечивающих уровень использования газа 95%;

- сократить таможенные платежи для закупаемого импортного оборудования, предназначенного для утилизации нефтяного газа;

- внести изменения в законодательные акты, позволяющие нефтяным компаниям, обеспечивающим уровень использования НПГ более 95%, осуществлять продажу газа на экспорт.

6. Иностранный участник Соглашения о разделе продукции компания «Сахалин Энерджи»36 программы утилизации НПГ не имеет и разрабатывать ее не планирует, т.к. лицензионное соглашение на право пользования недрами не содержит требований по уровню утилизации НПГ.

7. Оператором соглашения о разделе продукции проекта «Сахалин -1» компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» разработана Программа рационального использования НПГ на период 2007-2011 г.г. Фактический уровень рационального использования НПГ в настоящее время, по информации Компании составляет 96,5 %

По мнению Минприроды России основными проблемами утилизации НПГ, являются:

- удаленность ряда месторождений от существующей инфраструктуры по переработке и транспортировке газа, требует дополнительных значительных капитальных затрат по доставке НПГ к ним;

- невозможность планирования и реализации эффективных мероприятий по утилизации НПГ, в связи с недостаточностью геологической изученностью пластов и малыми объемами добычи газа;

- значительная продолжительность проектирования и строительства объектов утилизации газа (строительство газоперерабатывающих предприятий длится 3-4 года), а также газопроводов;

- высокое содержание азота и кислых компонентов в газе не позволяют его использование в качестве энергоносителей, при этом затраты на его подготовку не соизмеримы со стоимостью энергоносителей в регионе, где добывается НПГ. По мнению Росприроднадзора для стимулирования снижения объемов сжигания НПГ хозяйствующими субъектами, необходимо:

- оснастить 100 процентов факельных установок автоматическими регистраторами выбросов;

- разработать и утвердить методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху, вследствие нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, растительности, животному миру и среде его обитания;

- устранить субъективный подход при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда предприятие может установить любой уровень воздействия на атмосферный воздух, а орган исполнительной власти, выдающий разрешения, не руководствуется современными тенденциями в международном законодательстве и законодательстве России на снижение уровня воздействия на атмосферный воздух.

Роль государства в части повышения уровня утилизации НПГ.

Определенная система сбора и подготовки попутного нефтяного газа сложилась еще в советский период и носила централизованный характер. Приватизационные процессы практически разорвали единую технологическую цепь, отделили сбор и подготовку газа от сырьевых ресурсов.

В Советском Союзе была разработана схема, предусматривающая создание системы сбора и переработки НПГ на приближенных к основным месторождениям нефти нескольких газоперерабатывающих заводах (ГПЗ) с последующей транспортировкой готовой продукции на предприятия нефтехимии. Государство устанавливало цену на продукцию и выделяло средства на строительство мощностей, как производителям, так и потребителям нефтяного газа.

В мировой практике НПГ, как правило, внутренний продукт вертикально интегрированных нефтяных компаний. Нефтяные компании имеют в своем составе производственные мощности по утилизации Hill и сами выбирают оптимальные направления его использования.

Прошедшая приватизация привела к тому, что значительная часть предприятий газопереработки, 41,7 % общего числа ГПЗ, находятся под контролем ОАО «Газпром» и его дочерних компаний. Так, из 24-х газоперерабатывающих заводов России 4 ГПЗ находятся в составе ОАО «Газпром» и шесть - в составе ОАО «СИБУР-Холдинг». Остальные ГПЗ принадлежат различным нефтяным компаниям, в том числе ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет 4 ГПЗ, ОАО «НК Роснефть» - 3 ГПЗ, ОАО «АНК «Башнефть» - 2 ГПЗ. По одному газоперерабатывающему заводу имеют в своем составе ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «ННГК Сахатранснефтегаз».

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. №400 (в редакции постановлений от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 27.01.2009 №43, от 12.08.2009 №656, от 22.12.2009 №1059), Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности.

По мнению Минэнерго России, нельзя однозначно сказать об обеспеченности потребности в переработке попутного нефтяного газа в том или ином регионе, а также дать конъюнктурную оценку российского рынка потребителей продуктов переработки именно попутного нефтяного газа из-за различной конфигурации технологических цепочек переработки НПГ на различных газоперерабатывающих заводах, а также из-за различного состава входного сырья.

Регулирование вопросов использования нефтяного попутного газа с начала рыночных отношений в России осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами - федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Нормативные механизмы государственного регулирования, как правило, включают установление основ взаимоотношений в той или иной области, гарантирование охраны прав и интересов субъектов.

До недавнего времени нормы использования НПГ не были установлены. Целевой показатель сжигания НПГ на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 8.01.2009 №7.

Экономические и финансовые механизмы государственного регулирования связаны с проведением налоговой политики и политики ценообразования, созданием выгодных налоговых условий для проведения деятельности, выделением прямых государственных инвестиций для реализации проектов.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года была отмечена необходимость разработки и принятия системы мер, нацеленных на стимулирование утилизации нефтяного (попутного) газа. В качестве одной из мер, направленных на стимулирование утилизации НПГ, переход на коммерческие взаимоотношения при реализации НПГ на переработку в рамках действующего антимонопольного законодательства, является отмена государственного регулирования цен на НПГ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки. 

В феврале 2008 года Правительство Российской Федерации отменило государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ (постановление Правительства Российской Федерации от 9.02.2008 № 59 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на нефтяной (попутный) газ)».

Взаимоотношение субъектов хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (от 30 ноября 1994г.№51-ФЗ). Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р с изменениями) определено, что необходимо ускорить введение мер экономического стимулирования, включая дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых и акцизов, направленных на увеличение доли продукции высокой глубины переработки, повышение уровня извлечения запасов и добычи на удаленных и сложных месторождениях. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее - Стратегия). Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей, включая решения проблемы утилизации НПГ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 поручено федеральным органам исполнительной власти, в частности, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией, и ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

Счетной палатой Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации, а также ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о попутном нефтяном газе. Это нашло отражение в аналитической записке «Состояние и перспективы развития нефтехимической отрасли России, ее влияние на экономику страны, в том числе эффективности финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания «Сибур» и «Салаватнефтеоргсинтез» за 2004 год и истекший период 2005 года». Указанная аналитическая записка в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты (протокол от 23.12.2005 №49 (466) направлена в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации письмами от 11.01.2006 №01-25/11-2 и №01-26/11-2 соответственно. Эти вопросы были изложены также в информационном письме от 11.01.2006 №01-27/11-02 на имя Председателя Правительства Российской Федерации.

Счетной палатой Российской Федерации отмечалось, что для вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации потребуются согласованные усилия нефтегазоперерабатывающих предприятий и нефтедобывающих компаний по вводу необходимого количества объектов промыслового сбора, подготовки и транспорта нефтяного газа, реконструкции и сооружению новых газоперерабатывающих производств с соответствующей инфраструктурой. Реализация подобной программы потребует значительных инвестиций, как со стороны производителей, так и со стороны потребителей НПГ, и существенных мер государственной поддержки.

Вместе с тем целевой программы на федеральном уровне, обеспечивающей единые подходы к решению вопросов эффективного использования попутного нефтяного газа, созданию условий для наиболее полного сбора и переработки попутного нефтяного газа, экологической и промышленной безопасности, до настоящего времени не принято.

По состоянию на декабрь 2009 года согласно информации нефтяных компаний о ходе выполнения инвестиционных проектов по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа примеров о реализации принципов частно-государственного партнерства в этой сфере не имеется.

По информации ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «Сургутнефтегаз» и других нефтегазодобывающих и перерабатывающих обществ, государственной поддержки, направленной на повышение степени утилизации попутного нефтяного газа, в 2008 - 2009 годах предприятия не получали.

В Минэнерго России в декабре 2009 г. состоялось совещание по использованию и утилизации нефтяного попутного газа. В мероприятии приняли участие представители крупных нефтедобывающих компаний, которые сделали доклады о текущей ситуации, связанной с использованием НПГ, о реализации инвестиционных проектов, повышающих эффективность его использования. Большинством компаний в качестве целевого показателя сжигания НПГ на факелах на 2012 и последующие годы подтверждены объемы в размере не более 5 процентов.

В настоящее время в Минэнерго России создается рабочая группа по стимулированию рационального использования попутного (нефтяного) газа. По мнению Минэнерго России, основными задачами рабочей группы являются:

- координация совместных проектов нефтегазовых компаний по рациональному использованию НПГ;

- организация информационного обмена по внедренным и используемым технологиям рационального использования НПГ в различных условиях;

- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стимулирование рационального использования НПГ.

В то же время научно-исследовательские и конструкторские работы в части, касающейся обеспечения вопросов утилизации НПГ, Минэнерго России не запланировано.

Цены на НПГ до 2007 года включительно регулировались в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2002 года № 117 «Об оптовых ценах на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки». В 2007 году указанный приказ признан утратившим силу (приказ Минэкономразвития России от 14.09.2007 г. № 318).

Методика определения цен на попутный газ утвержденная приказом Минэнерго России от 12 ноября 2002 года № 399, утверждала цену в зависимости от суммарного количества в НПГ пропана, бутана, изобутана, пентана, изопентана, гексана и колебалась от 73 руб./тыс. куб. метров до 442 руб./тыс. куб. метров. Средняя цена по России составляла 256 руб./тыс. куб. метров. При этом, при установлении цены не учитывались затраты на добычу, сбор, хранение и транспортировку НПГ до мест переработки. Следует отметить, что в отличие от природного газа, оптовая цена на который для реализации на внутреннем рынке индексировалась ежегодно, оптовые цены на НПГ с 2002 года по 2008 год оставались неизменными. Данное обстоятельство являлось негативным фактором для развития мощностей по сбору и подготовке НПГ для реализации промышленным потребителям, и, как следствие, не позволяло развивать газоперерабатывающие мощности.

В настоящее время, как отмечалось выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. № 59 государственное регулирование цен на НПГ отменено.

Таким образом, регулятора на рынке НПГ в настоящее время практически нет, т.к. государство прекратило устанавливать цену на НПГ, и его функции сводятся к внесению изменений в методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа. Вместе с тем мировой опыт показывает42, что в большинстве нефтегазодобывающих стран решение проблемы рационального использования НПГ проводится на уровне государственных органов власти (за исключением Мексики).

В развитых странах (США, Канада) вопросы использования НПГ решаются на уровне национальных программ с привлечением необходимых финансовых и материальных ресурсов, что обеспечивает практически полное его использование.

Масштабы и степень подготовки нефти и газа оцениваются с учетом допустимой нормы прибыли и возврата вложенного капитала в короткие сроки. Выбор вида и способа обработки продукции скважин осуществляется с учетом охраны окружающей среды, природных факторов и требований рынка. Основной особенностью объектов подготовки нефти и обработки газа на зарубежных промыслах является их органическая связь со всем комплексом нефтяного месторождения. Во многих странах, приняты законы, запрещающие добычу и подготовку нефти без рационального использования попутного нефтяного газа. Однако это не означает того, что использоваться должен в обязательном порядке весь объем добываемого газа. Высокая степень использования НПГ за рубежом в развитых странах объясняется мощной газоперерабатывающей промышленностью. Большинство крупных нефтяных компаний мира являются владельцами мощностей по переработке нефти и газа.

В периоды падения цен на нефть и газ цены на нефтехимические и химические продукты, получаемые из нефтяного и газового сырья, как правило, не снижаются или снижаются существенно меньше. Большинство крупных нефтегазовых компаний с целью компенсации потерь при падении цен на нефть и газ компании увеличивают затраты в производство нефтепродуктов повышенного качества и улучшенных экологических характеристик, а также дорогостоящих топлив и масел специального назначения.

В случае невозможности применения традиционных способов переработки или использования НПГ и предупреждения безвозвратных потерь используется эффективная временная мера - закачка НПГ в пласт. Этот метод позволяет увеличить нефтеотдачу пласта до 15-20 % по сравнению с коэффициентом нефтеотдачи при разработке пласта первичными методами.

При планировании освоения нефтяных месторождений учитывается неравномерность добычи НПГ по стадиям разработки (максимальное количество НПГ добывается на ранних стадиях разработки), широко используются блочно-модульные, мобильные, автоматизированные малогабаритные газоперерабатывающие установки. При снижении объемов добычи НПГ они легко демонтируются и перемещаются на другие объекты. Они же используются для переработки газов концевых ступеней сепарации и газов малодебитных месторождений. В некоторых странах (Индонезия, Аргентина) в последние 30-40 лет получили широкое развитие системы совместного сбора и транспорта нефти и газа, особенно при разработке морских месторождений.

В большинстве стран несанкционированное сжигание и сброс НПГ запрещены, если это не обусловлено техническими причинами (допускается без финансовых отягощений сжигание (рассеивание) НПГ с высоким содержанием азота и сероводорода), соображениями безопасности и чрезвычайными обстоятельствами. Во всех других случаях необходимо получение разрешения регулирующих органов.

В Казахстане используется система штрафов, равная стоимости продуктов, которые могли быть произведены из сожженого НПГ по ценам Лондонской биржи. В 18 странах государство имеет право бесплатно изымать неиспользованные объемы НПГ. Большинство вышеперечисленных направлений использования НПГ могут быть применимы на территории Российской Федерации. Самое главное в решении проблемы рационального использования НПГ43 - это осуществление государством на практике того, что оно действительно рассматривает полномасштабное использование НПГ как одну из важнейших социально-экономических задач, одно из направлений повышения энергоэффективности российской экономики.

На федеральном уровне должны быть приняты разнообразные меры, прежде всего экономические, направленные на поддержку предприятий, реализующих проекты по переработке и использованию НПГ. Государство должно оказать поддержку в реализации этих проектов. С другой стороны, государство должно установить действенный контроль всех процессов, в которых присутствует НПГ: добыча и сжигание. Отсутствие внимания к решению проблемы эффективного использования НПГ должно караться различными способами - штрафами, приостановлением или прекращением действия лицензий на природопользование, лишением налоговых льгот и др.

При этом важно рационально сбалансировать систему поощрения и принуждения, чтобы предприятие считало для себя единственно правильным и экономически рентабельным действием утилизацию НПГ без его сжигания. Естественно, должен быть предусмотрен и вариант, когда в конкретных условиях какого-либо месторождения НПГ экономически просто невыгодно использовать, и это не должно вызывать со стороны государства карательных мер.

Выводы:

1. В настоящее время имеется достаточно широкая нормативная и правовая база по вопросу использования НПГ, однако единый законодательный акт, касающийся вопросов вовлечения в хозяйственный оборот НПГ до настоящего времени не принят. Анализ нормативной и правовой базы свидетельствует, что она характеризуется отсутствием четкой конкретизации норм и требований, имеет определенные пробелы, не учитывают все аспекты использования НПГ. Так, например, у производителей НПГ существуют значительные сложности с поставками СОГ потребителям вследствие отсутствия законодательно гарантированного доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

2. Установить точный объем добычи НПГ в Российской Федерации в рамках данного аналитического мероприятия не представляется возможным, так как представленная министерствами и ведомствами информация не опирается на точные инструментальные замеры объемов добычи НПГ и его утилизации. Все данные носят расчетный, приблизительный характер в связи с отсутствием приборов учета на практически всех нефтепромыслах. По той же причине невозможно точно установить реальные объемы потерь НПГ при его добыче.

3. Проведение анализа оценки экономического ущерба от сжигания НПГ затруднено вследствие отсутствия достоверной информации как об объемах добычи НПГ, так и об объемах его сжигания.

4. Сумма экономического ущерба от сжигания НПГ в факельных установках напрямую зависит от выбранной методики расчета и объема сжигаемого газа. При этом сумма может варьироваться от 5,2 млрд. долларов США до 19,3 млрд. долларов США.

5. Учитывая, что государственное регулирование по ценообразованию на НПГ с февраля 2008 года отменено (постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 г. № 59), а также в силу того, что ставка НДПИ на попутный газ принята равной «0» (Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ) оценить размер потерь федерального бюджета при существующем уровне утилизации НПГ в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия не представляется возможным.

6. Рассмотрение и согласование проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья с учетом требований по объемам утилизации НПГ, должно носить обязательный характер и утверждаться в нормативном акте соответствующего ведомства.

7. По состоянию на ноябрь 2009 года, на территории Российской Федерации различными органами власти выдано 3184 действующие лицензии на геологическое изучение, разведку, оценочно-поисковые работы, разработку и добычу месторождений углеводородного сырья. Для каждого конкретного месторождения объемы расходов, связанные с реализацией положений указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» могут значительно отличаться, в зависимости от многих факторов нефтедобычи, а получить данные по всем месторождениям в рамках данного экспертно-аналитического мероприятия не представляется возможным.

8. Для полного и достоверного учета объемов добываемого и сжигаемого НПГ необходимо оснастить счетчиками учета 1035 факельных систем и более 150 тыс. добычных скважин.

9. В настоящее время практически всеми вертикально интегрированными нефтяными компаниями разработаны и реализуются программы по повышению уровня утилизации НПГ.
 

10. В мире существует большой опыт по вопросу использования НПГ, в частности, разработки и реализации национальных программ с привлечением необходимых финансовых и материальных ресурсов, что обеспечивает практически полное использование НПГ. Указанный опыт может быть применен на предприятиях нефтедобывающего комплекса Российской Федерации.

11. По состоянию на декабрь 2009 года согласно информации нефтяных компаний о ходе выполнения инвестиционных проектов по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа примеров о реализации принципов частно-государственного партнерства в этой сфере не имеется. Государственной поддержки, направленной на повышение степени утилизации попутного нефтяного газа, в 2008 - 2009 годах нефтедобывающие компании не получали.

12. При подготовке изменений законодательной и нормативно-правовой базы следует учитывать приоритетный доступ к газопроводам производителей СОГ. При ограничениях доступа в систему трубопроводов СОГ, произведенного из НПГ, добывающие нефть предприятия будут вынуждены снижать добычу нефти, что, в свою очередь, может привести к сокращению поступлений в бюджеты различных уровней от нефтяной отрасли.

13. Счетной палатой Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации, а также ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о попутном нефтяном газе (аналитическая записка «Состояние и перспективы развития нефтехимической отрасли России, ее влияние на экономику страны, в том числе эффективности финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания «Сибур» и «Салаватнефтеоргсинтез» за 2004 год и истекший период 2005 года»).

www.newchemistry.ru