В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. №400 (в редакции постановлений от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 27.01.2009 №43, от 12.08.2009 №656, от 22.12.2009 №1059), Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности. По мнению Минэнерго России, нельзя однозначно сказать об обеспеченности потребности в переработке попутного нефтяного газа в том или ином регионе, а также дать конъюнктурную оценку российского рынка потребителей продуктов переработки именно попутного нефтяного газа из-за различной конфигурации технологических цепочек переработки НПГ на различных газоперерабатывающих заводах, а также из-за различного состава входного сырья. Регулирование вопросов использования нефтяного попутного газа с начала рыночных отношений в России осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами - федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Нормативные механизмы государственного регулирования, как правило, включают установление основ взаимоотношений в той или иной области, гарантирование охраны прав и интересов субъектов. До недавнего времени нормы использования НПГ не были установлены. Целевой показатель сжигания НПГ на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 8.01.2009 №7. Экономические и финансовые механизмы государственного регулирования связаны с проведением налоговой политики и политики ценообразования, созданием выгодных налоговых условий для проведения деятельности, выделением прямых государственных инвестиций для реализации проектов. В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года была отмечена необходимость разработки и принятия системы мер, нацеленных на стимулирование утилизации нефтяного (попутного) газа. В качестве одной из мер, направленных на стимулирование утилизации НПГ, переход на коммерческие взаимоотношения при реализации НПГ на переработку в рамках действующего антимонопольного законодательства, является отмена государственного регулирования цен на НПГ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки. В феврале 2008 года Правительство Российской Федерации отменило государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ (постановление Правительства Российской Федерации от 9.02.2008 № 59 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на нефтяной (попутный) газ)». Взаимоотношение субъектов хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (от 30 ноября 1994г.№51-ФЗ). Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р с изменениями) определено, что необходимо ускорить введение мер экономического стимулирования, включая дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых и акцизов, направленных на увеличение доли продукции высокой глубины переработки, повышение уровня извлечения запасов и добычи на удаленных и сложных месторождениях. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее - Стратегия). Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей, включая решения проблемы утилизации НПГ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 поручено федеральным органам исполнительной власти, в частности, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией, и ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад. Счетной палатой Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации, а также ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о попутном нефтяном газе. Это нашло отражение в аналитической записке «Состояние и перспективы развития нефтехимической отрасли России, ее влияние на экономику страны, в том числе эффективности финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания «Сибур» и «Салаватнефтеоргсинтез» за 2004 год и истекший период 2005 года». Указанная аналитическая записка в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты (протокол от 23.12.2005 №49 (466) направлена в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации письмами от 11.01.2006 №01-25/11-2 и №01-26/11-2 соответственно. Эти вопросы были изложены также в информационном письме от 11.01.2006 №01-27/11-02 на имя Председателя Правительства Российской Федерации. Счетной палатой Российской Федерации отмечалось, что для вовлечения в хозяйственный оборот НПГ, повышения уровня его утилизации потребуются согласованные усилия нефтегазоперерабатывающих предприятий и нефтедобывающих компаний по вводу необходимого количества объектов промыслового сбора, подготовки и транспорта нефтяного газа, реконструкции и сооружению новых газоперерабатывающих производств с соответствующей инфраструктурой. Реализация подобной программы потребует значительных инвестиций, как со стороны производителей, так и со стороны потребителей НПГ, и существенных мер государственной поддержки. Вместе с тем целевой программы на федеральном уровне, обеспечивающей единые подходы к решению вопросов эффективного использования попутного нефтяного газа, созданию условий для наиболее полного сбора и переработки попутного нефтяного газа, экологической и промышленной безопасности, до настоящего времени не принято. По состоянию на декабрь 2009 года согласно информации нефтяных компаний о ходе выполнения инвестиционных проектов по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа примеров о реализации принципов частно-государственного партнерства в этой сфере не имеется. По информации ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», ОАО «Сургутнефтегаз» и других нефтегазодобывающих и перерабатывающих обществ, государственной поддержки, направленной на повышение степени утилизации попутного нефтяного газа, в 2008 - 2009 годах предприятия не получали. В Минэнерго России в декабре 2009 г. состоялось совещание по использованию и утилизации нефтяного попутного газа. В мероприятии приняли участие представители крупных нефтедобывающих компаний, которые сделали доклады о текущей ситуации, связанной с использованием НПГ, о реализации инвестиционных проектов, повышающих эффективность его использования. Большинством компаний в качестве целевого показателя сжигания НПГ на факелах на 2012 и последующие годы подтверждены объемы в размере не более 5 процентов. В настоящее время в Минэнерго России создается рабочая группа по стимулированию рационального использования попутного (нефтяного) газа. По мнению Минэнерго России, основными задачами рабочей группы являются: - координация совместных проектов нефтегазовых компаний по рациональному использованию НПГ; - организация информационного обмена по внедренным и используемым технологиям рационального использования НПГ в различных условиях; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стимулирование рационального использования НПГ. В то же время научно-исследовательские и конструкторские работы в части, касающейся обеспечения вопросов утилизации НПГ, Минэнерго России не запланировано. Цены на НПГ до 2007 года включительно регулировались в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2002 года № 117 «Об оптовых ценах на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки». В 2007 году указанный приказ признан утратившим силу (приказ Минэкономразвития России от 14.09.2007 г. № 318). Методика определения цен на попутный газ утвержденная приказом Минэнерго России от 12 ноября 2002 года № 399, утверждала цену в зависимости от суммарного количества в НПГ пропана, бутана, изобутана, пентана, изопентана, гексана и колебалась от 73 руб./тыс. куб. метров до 442 руб./тыс. куб. метров. Средняя цена по России составляла 256 руб./тыс. куб. метров. При этом, при установлении цены не учитывались затраты на добычу, сбор, хранение и транспортировку НПГ до мест переработки. Следует отметить, что в отличие от природного газа, оптовая цена на который для реализации на внутреннем рынке индексировалась ежегодно, оптовые цены на НПГ с 2002 года по 2008 год оставались неизменными. Данное обстоятельство являлось негативным фактором для развития мощностей по сбору и подготовке НПГ для реализации промышленным потребителям, и, как следствие, не позволяло развивать газоперерабатывающие мощности. |