Проект Буранный – Томтор Экономическая целесообразность первоочередного и ускоренного промышленного освоения Томторского месторождения высококомплексного фосфатно-редкометалльного сырья определяется как показателями его природной и извлекаемой ценности, не имеющими аналогов в России и за рубежом, так и его очевидными конкурентными преимуществами перед другими крупными источниками редких металлов и фосфатов, включая эксплуатируемые лопаритовые руды Ловозера и разведанное апатит-пирохлоровое сырье в корах выветривания Белой Зимы. Главное отличие томторских фосфатно-Sc-TR-Nb руд от ловозерских Ti-TR-Ta-Nb заключается в возможностях организации эффективного и масштабного производства из них феррониобия, а также крайне дефицитных во всем мире скандия, иттрия и индивидуальных РЗМ среднетяжелой группы и, наконец, выпуска фосфатного концентрата, необходимого для производства собственных минеральных удобрений в южных регионах Сибири. Кроме того, в отличие от затратной добычи редкометалльного сырья на Ловозере, осуществляемой подземным способом из коренных пород в условиях повышенной радиоактивности и малой (<1 м) выемочной мощности рудного пласта (уч. Карнасурт), на уч. Буранный добыча аномально богатого дезинтегрированного фосфатно-редкометалльного сырья может осуществляться открытым способом, т.е. карьерами. Наконец, рекомендуемые варианты и модификации комбинированной обогатительно-передельной схемы переработки томторского сырья, представленного на уч. Буранный природными минеральными концентратами, во многом могут быть подобны технологии, освоенной на Араша и Сент-Оноре, т.е. преимущественно заключаться в прямой пирометаллургической переработке сырья с раз-делением и селективным концентрированием его редкометалльных и фосфатных компонентов и одновременно – с устранением радионуклидов как главных лимитируемых экологически опасных компонентов. С этих же позиций очевидно, что белозиминское сырье, обедненное ниобием (0,5–1% Nb2O5), не содержащее особо ценных скандия и иттрия, но весьма радиоактивное, не выдерживает конкуренции с томторским даже в пределах шести участков, выделенных для первоочередного освоения. Данные геологоразведки и изложенные материалы убедительно свидетельствуют в пользу ускоренного и безальтернативного промышленного освоения уч. Буранный с последующим развитием необходимых работ на площади всего Томторского месторождения и рудного района в целом, с поэтапным созданием крупного горнопромышленного комплекса, который может включать добычу, обогащение и первичную пирометаллургическую переработку рассматриваемого сырья. Следует иметь в виду, что к западу и востоку от Томтора, в пределах рассматриваемого района, выявлены алмазоносные площади и с начала века эксплуатируются дочерними предприятиями корпорации «АЛРОС’а» (СП «Алмазы Анабара» и др.) алмазные россыпи, что указывает на возможность обнаружения в районе и коренных алмазных месторождений. Район Томтора обладает неограниченными гидро-, буроугольными и горючесланцевыми ресурсами, использование которых необходимо для создания развитой инфраструктуры ГПК с использованием инновационных технологий и представляется вполне реальным и эффективным. Подобным же образом при освоении уч. Буранный могут быть решены очевидные климатические и транспортные проблемы. Во-первых, нам представляется, что эксплуатацию корово-россыпного месторождения рационально производить в теплое время года (май–сентябрь), т.е. сезонно и вахтовым методом. Во-вторых, в организации транспортировки грузов, включая вывоз первичных концентратов, могут быть предусмотрены и реализованы разные варианты. Первый – использование уже строящейся субмеридиональной авто-дороги от г. Мирный до Айхал-Удачного алмазоносного района, далее по зимнику до среднего судоходного течения р. Анабар (~600 км), с выходом в море Лаптевых, на Се-верный морской путь до Мурманска или Архангельска. Второй – то же, на малоразмер-ных судах «река–море» в теплое время года. Третий – инновационный проект использования грузовых дирижаблей как транспорта в южном направлении – до трассы БАМ (см. рис.). Освоение уч. Буранный предполагается осуществлять в два этапа, начиная с северной его части, где сосредоточено не менее 60% запасов полезных компонентов, которые характеризуются высокими коэффициентами рудоносности и корреляции содержаний полезных компонентов в продуктивном пласте (0,7 и более). На I этапе проводятся вскрышные работы (2 сезона-года), а на 3-й сезон, по завершении опережающих вскрышных работ, мо-жет быть начата добыча природного концентрата объемом до 10 тыс.т, с увеличением в 4-м сезоне объема добычи до 50 тыс.т, и в 5-м сезоне – до 100 тыс.т. Это рубеж первого этапа организации Томторского ГПК на базе уч. Буранный. Уровень добычи природного концентрата на первом этапе должен быть тесно увязан с опытно-промышленными работами по первичной переработке природного концентрата на месте и вводом в эксплуатацию перерабатывающего комплекса (ПК) на Большой земле. К этому времени в случае необходимости может быть завершен транспортный дирижабельный проект (ТДП) с по-строением и вводом в эксплуатацию первых трех дирижаблей (одного аппарата А-60000 грузоподъемностью 25 т и двух – А-300000 грузоподъемностью 150 т), а также строительство эллингов (250×120×60 м) для их серийного производства, базирования и ремонта. На II этапе может быть спроектирована и построена вторая очередь рудника с ежегодным объемом добычи от 200 до 500–1000 тыс.т руды, расширением мощности ПК, увеличением транспортно-дирижабельных (ТД) возможностей путем ввода в эксплуатацию допол-нительных дирижаблей А-300000 и эллингов для обслуживания ТД. Вообще, реализация инновационного ТДП несет в себе огромные перспективы по освоению минерально-сырьевых ресурсов всего сибирского Севера России. При финансировании II этапа развития Томторского ГПК уже будет использоваться производственная прибыль от деятельности I этапа. Согласно ориентировочным расчетам объемов инвестирования в создание и развитие Томторского ГПК на уч. Буранный, их распределение по этапам представляется следующим: 1) предпроектный этап (2009–2010 гг.) – 5–7 млн. долл.; 2) I этап (2011–2015 гг.) – 360 млн. долл.; 3) II этап (2016–2020 гг.) – объемы финансирования рассчитываются из опыта и результатов работ I этапа. Продолжительность деятельности Томторского ГПК только за счет эксплуатации уч. Буранный составит 50–60 лет, в целом несколько столе-тий. За счет получения редкометалльной продукции из руд уч. Буранный (см. табл.) Россия с избытком может обеспечить свои внутренние потребности в феррониобии, скандии, иттрии и других РЗМ, а также потребности Сибирского АПК в фосфатных минеральных удобрениях. Ведь ресурсы фосфора (>4 млрд.т) на Томторе соизмеримы с эксплуатируемым с 30-х годов Хибинским фосфатным гигантом. Стоимость полезных компонентов, извлекаемых в течение года из томторской руды на уч. Буранный, только в объеме 100 тыс.т оценивается в ≥0,8–1 млрд. долл., а себестоимость добычи, переработки и транспортировки исходного сырья и концентратов такого объема, с учетом необходимости освоения новых технологий, может составить ~270–360 млн. долларов, что свидетельствует, хотя и весьма ориентировочно, о высоком уровне ожидаемой рентабельности рекомендуемых производств. Выбор конкретных технологических схем глубокой и комплексной переработки первичных концентратов, как и создание необходимых мощностей на Большой земле для получения из них конечной продукции, требует согласования с инвестором рекомендуемого Томторского проекта и включения в ТЭО. Таблица. Суммарная стоимость редкометалльных компонентов в 1 т природного концентрата (руды) уч. Буранный Извлекаемые компоненты | Количество металлов, кг | Рыночная цена в долларах за кг (2007 г.) | Стоимость, долл. | Среднегодовое увеличение цены, % | 1. Nb2O5 (технический), 95% | 52 | 38 | 1976 | 5–10 | 2. TiO2 (пигментный), 99,9% | 64 | 3,8 | 243,2 | 6–7 | 3. Sc2O3, 99,9% | 0,5 | 3500 | 1750 | 7–9 | 4. Y2O3, 99,9% | 6,8 | 125 | 850 | 10–15 | 5. РЗМ, в том числе: | | | | | La2O3, 99,9% | 21 | 25 | 525 | 5–7 | Ce2O3, 99,9% | 46 | 40 | 1840 | 7–9 | Pr6O11, 99,9% | 5,1 | 18 | 92 | 3–4 | Nd2O3, 99,9% | 14 | 22 | 308 | 6–8 | Sm2O3, 96% | 2,2 | 45 | 100 | 5–7 | Eu2O3, 99,9% | 0,55 | 1300 | 715 | 15–20 | ИТОГО: | | | 8400 | |
|