Китайская угроза Третье крупное направление, откуда в Россию поставляют цемент,— это Китай. Здесь заводы производят 1,3 млрд тонн цемента в год — примерно половину всего мирового производства стройматериала. При таком объеме закрыть весь российский дефицит цемента — он оценивается приблизительно в 5-10 млн тонн — для китайских заводов несложно. Тем более что после окончания олимпийских строек у стройиндустрии появились избыточные мощности, и страна уже заявила о намерении увеличить импорт этого материала в Россию. Правда, проблема логистики для этого направления носит особенно критический характер. Основное потребление цемента сосредоточено в европейской части, и везти китайский цемент придется через всю территорию России. "На таких дальних расстояниях неэффективно использовать корабли водоизмещением 3-5 тыс. тонн, а глубоководных портов, которые могли бы принимать цементные корабли по 15 тыс., а лучше 25 тыс. тонн в цементодефицитных регионах, у нас нет",— говорит Андрей Филатов. Перевозить китайский цемент приходится по земле — главным образом по железной дороге — в биг-бэгах. В принципе Россия всегда ориентировались на перевозки цемента либо железнодорожными вагонами-цементовозами, либо автоцементовозами. Но с ростом потребления цемента начал сильно отставать подвижной парк. По оценкам участников рынка, железнодорожных вагонов, пригодных для перевозки цемента, в 2007 году было в два раза меньше, чем необходимо для нормальной работы логистических цепочек. Поэтому операторы вполне закономерно повышают цены на свои услуги. С той же проблемой сталкиваются и перевозчики европейского или турецкого цемента, но расстояния, которые им приходится преодолевать, несравнимо короче пути китайского товара. Кроме того, перевозка китайского цемента значительно увеличивает его стоимость: цемент, стоящий на выходе с китайского завода около $60 за тонну, уже до Урала доезжает по цене около $192-200. Эта цена была конкурентоспособной в начале 2008 года, когда тонна цемента на российском рынке стоила более 6 тыс. руб., сейчас же она опустилась ниже 4 тыс. К тому же потери при транспортировке цемента, по данным Виктора Ерукаева, генерального директора ООО "Ерукаев и Партнеры", составляют как минимум 4-7% от перевозимых объемов. Китайским производителям придется снижать себестоимость или вкладываться в строительство терминалов и портов в России — а это дело небыстрое. Профицитный цемент Получается, что с точки зрения логистики и рыночных условий самые большие шансы завоевать рынок у турецких, а также европейских поставщиков. Тем не менее проблема инфраструктуры, которая необходима для увеличения импортного цемента, останется и вряд ли будет решена в ближайшее время: объем импорта определяется в большей степени ценами на цемент, чем логистическими возможностями. Так, по словам Елены Мязиной, до выхода статистики по объемам импорта цемента сложно было предположить, что российские порты и железные дороги способны перевезти более 4 млн тонн импортного цемента. Но в условиях привлекательных цен открылись дополнительные ресурсы — выгрузка в портах Украины с дальнейшей перевозкой в Россию, возможно, использование зерновых терминалов для перегрузки цемента и т. д. Но цена, которая установилась на российском внутреннем рынке, не способствует ни дальнейшему росту импорта, ни привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры для перевозки. С мая по сентябрь 2008 года цены упали уже более чем на 25%. Цены могут упасть и еще сильнее: кризис, начавшийся в строительной отрасли, неминуемо уменьшит потребление цемента на внутреннем рынке. Российские производители цемента от своих планов уже отказываются: "Сибцемент", "РАТМ Цемент" и Holcim объявили, что намерены завершить уже идущие стройки, но не запускать и не приобретать новые. Вероятно, не за горами и замораживание инфраструктурных проектов. "В этом году никакого дефицита не было, и в следующем году не ожидается. А если дефицита нет, то не понятно, кто будет форсировать строительство этих складов и терминалов",— говорит Андрей Филатов. Так что потоки импорта вряд ли в ближайшее время захлестнут российский рынок. www.kommersant.ru |