«ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ» МНЕНИЕ: Насколько эффективной для развития внутреннего рынка минудобрений окажется линия, выбранная Минсельхозом, в частности, и государственная стратегия в целом? Удастся ли достичь намеченной цели? Каковы возможные последствия для агрохимической индустрии? Ростям Сабиров, генеральный директор ОАО «Сильвинит»: - Особенностью маркетинговой политики соликамского производителя калийных удобрений является особое внимание развитию внутреннего рынка. Благодаря инвестициям со стороны «Сильвинита» было начато производство NPK-удобрений на Кирово-Чепецком химкомбинате, был запущен в эксплуатацию завод по производству тукосмесей в Башкортостане. В 2006 году «Сильвинит» приступил к осуществлению совместного проекта по производству бесхлорных сложных удобрений на КЧХК. Внутренний рынок всегда рассматривался руководством ОАО «Сильвинит» в качестве своеобразной «подушки безопасности», нивелирующей валютные риски, трудности логистики и риски конъюнктуры мирового рынка калийных удобрений. Причем, отечественным потребителям продукция соликамского предприятия поставляется по ценам, значительно ниже мировых и рыночных. Экспортная пошлина на хлористый калий уже действовала в России с 1998 по 2004 годы. Однако, эта мера не способствовала росту потребления калийных удобрений отечественными сельхозпроизводителями. Так, за шесть лет в период действия пошлины поставки хлористого калия на российский рынок составляли в среднем всего по 240 тыс. тонн 100% К2О в год. После отмены пошлины, в период с 2004 по 2006 гг. средние объемы нашей продукции, поставляемые отечественным потребителям, выросли более чем в 2 раза и составили уже по 532 тыс. тонн 100% К2О в год. Только в 2007 году «Сильвинит» поставил российским потребителям свыше 900 тысяч тонн хлористого калия. Кроме того, в 2008 году нами было принято решение снизить цены на нашу продукцию для сельхозпроизводителей на период посевной кампании и зафиксировать их на уровне 3000 рублей за тонну. На наш взгляд, это является наиболее эффективным механизмом увеличения спроса на калийные удобрения со стороны российских аграриев. При этом в мире сложилась практика прямого государственного субсидирования производителей сельхозпродукции без введения экспортных пошлин на минудобрения. Особый смысл экспортные пошлины приобретают на фоне активных переговоров по вступлению России в ВТО. Кроме того, в ряде СМИ сообщается о том, что в России удобрения продаются по ценам, одинаковым с мировыми. В части калийных удобрений мы располагаем следующей информацией. К примеру, если цена FOB на хлористый калий в порту Вентспилс в феврале 2008 года достигала 450 долларов за тонну, то максимальная цена тонны калийных удобрений, проданных на российских биржевых площадках в этот же период, не превышала 4,5 тыс. рублей. Потребители нашей продукции, заключившие долгосрочные договоры, приобретают калийные удобрения по еще более низким ценам. Введение экспортной пошлины на хлористый калий, по нашим оценкам, не приведет к росту потребления калийных удобрений со стороны отечественных аграриев. P.S.: У «Сильвинита» и подобных компаний гораздо больше возможностей для «маневра» на рынке, нежели у некрупных производителей, например, азотных удобрений, по которым «бьют» и цены на газ, и антидемпинг, и конъюнктура мирового рынка (не всегда благоприятная). «Сильвинит» и «Уралкалий» смогут перенести большую часть налогового бремени на покупателей. Так на какую эффективность остается надеяться остальным? Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России». Использованы материалы с www.phosagro.biz, 18-26 марта 2008 Автор: www.Newchemistry.ru |