Основные свойства дизельных топлив Топливом для быстроходных дизельных двигателей служат легкие керосино-газойлевые маловязкие фракции нефти, для тихоходных - тяжелые вязкие фракции. В таблице ниже представлены основные параметры дизельных топлив для быстроходных и тихоходных двигателей. Характеристики дизельных топлив для быстроходных и тихоходных двигателей Показатель | Ед. измерения | Для быстроходных двигателей | Для тихоходных двигателей | Плотность, не более | г/см3 | 0,83-0,86 | 0,93 | Вязкость при 20˚C | мм2/с | 1,5-6 | - | Вязкость при 50˚C | - | 20-130 | Температура кипения | ˚C | 180-360 | 250-420 | Температура застывания | от -55 до -5 | от -5 до -10 | Температура вспышки | 35-61 | 65-85 | Содержание ванадия, не более | % | - | 0,01-0,015 | Содержание серы, не более | 0,2-0,5 | 0,5-2 | Кислотное число, не более | - | 5 | - | Иодное число, не более | - | 6 | - | Коксуемость, не более | % | 0,3 | 3-9 | Зольность, не более | 0,01 | 0,02-0,06 |
Источник: Химическая энциклопедия Кроме того, в дизельном топливе для быстроходных двигателей не допускается присутствие сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, воды и механических примесей. Настоящее Исследование посвящено дизельному топливу для т.н. «быстроходных» - высокооборотных, выпускаемых по ГОСТ 305-82. Топливо для мало- и среднеоборотных дизелей (ГОСТ 1667-68) в отчете рассматриваться не будет. Однако не упомянуть о нем мы не могли. Главными эксплуатационными свойствами дизельных топлив являются быстрое воспламенение и плавное сгорание. Эти свойства характеризуются т.н. цетановым числом. Наиболее легко воспламеняются парафиновые углеводороды нормального строения и олефины (цетановое число соответствует 56-103 и 40-90), наиболее трудно - ароматические углеводороды (5-30). Оптимальную работу двигателей обеспечивает топливо с цетановым числом. 45-60. Если цетановое число меньше 45 – резко увеличиваются период задержки воспламенения (время между началом вспрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания двигателя, усиливается износ узлов трения. При цетановом числе более 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастают дымность выпускных газов и нагарообразование в камере сгорания, повышается расход топлива. С увеличением мол. массы углеводородов в гомологическом ряду цетановое число возрастает. Маркировка дизельного топлива включает содержание (в массовых долях) серы и для летнего сорта температуру вспышки (Л-0,2 - 40), а для зимнего сорта – температуру застывания (З-0,2 минус 35). Д. т. для тихоходных двигателей маркируют как ДМ и ДТ. Прокачиваемость дизельных топлив определяется их низкотемпературными свойствами (температуры помутнения и застывания), ухудшающимися при повышении содержания н-алканов. Пожароопасность дизельных топлив характеризуется температурой вспышки, зависящей от содержания легких фракций. Эксплуатационные свойства дизельных топлив значительно улучшаются введением присадок. Присадки делятся на несколько групп: 1) Инициирующие присадки (например, излпропилат) повышают цетановое число на 8-12 . Добавляют их в от 0,25 до 2% по массе. 2) Противодымные (например, ацетонитрил, метиланилин, сульфонат бария) – от 0,25 до 0,5% по массе. 3) Антиокислители (например, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, N-фенил-N'-изопропилфенилендиамин) – 0,002-0,1% по массе. 4) Деактиваторы металлов (например, N, N'-десалицилиденэтилендиамин) – 0,003-0,005% по массе. 5) Присадки, предотвращающие образование нерастворимых продуктов окисления (например, нафтенаты и сульфонаты бария и кальция) – 0,025-0,1% по массе. 6) Антикоррозийные присадки антикоррозионные (например, масляный раствор окисленного петролатума и сульфоната кальция) – 0,003-0,005. 7) Депрессорные присадки, понижающие температуру застывания (например, полиметакрилаты, сополимеры этилена с винилацетатом мол. м. 2-6 тыс.) – 0,01-2% по массе. Требования к качеству дизельных топлив в России и за рубежом Согласно принятой в России классификации выделяют три сорта топлив – дизельное летнее (на него приходятся подавляющие объемы производства), зимнее – с температурой застывания минус 35˚ C, и минус 45˚, а также арктическое – с температурой застывания не выше минус 55˚ C, предназначенное для условий Крайнего Севера и Арктики (около 1% от совокупного выпуска). Так в таблице ниже представлены характеристики, предъявляемые к указанным видам дизельного топлива. Требования к качеству дизельного топлива (по ГОСТ 305-82)
Показатель | Ед. измерения | Марка топлива | летнее | зимнее | арктическое | Цетановое число, не менее | - | 45 | 45 | 45 | Фракционный состав: | | | | | 50% (об.) перегоняется при температуре, не выше | ˚C | 280 | 280 | 255 | 96% (об.) перегоняется при температуре, не выше | ˚C | 360 | 340 | 330 | Температура застывания, не выше | ˚C | -10 | -35/-45 | -55 | Температура помутнения, не выше | ˚C | -5 | -25/-35 | - | Температура вспышки в закрытом тигле: | | | | | для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин, не ниже | ˚C | 62 | 40 | 35 | для дизелей общего назначения, не ниже | ˚C | 40 | 35 | 30 | Вязкость кинематическая при 20˚ C | мм2/с | 3-6 | 1,8-5 | 1,5-4 | Содержание меркаптановой серы, не более | % (мас.) | 0,01 | 0,01 | 0,01 | Содержание общей серы, не более | % (мас.) | 0,2 | 0,2 | 0,2 | Испытание на медно пластине | - | выдерживает | Содержание фактических смол, не более | мг/100см3 | 40 | 30 | 30 | Кислотность, не более | мг KOH/100 см3 | 5 | 5 | 5 | Иодное число, не более | г I2/100 г | 6 | 6 | 6 | Зольность, не более | % (мас.) | 0,01 | 0,01 | 0,01 | Коксуемость 10%-ного остатка, не более | % (мас.) | 0,3 | 0,3 | 0,3 | Плотность при 20˚ C, не менее | кг/м3 | 860 | 840 | 830 | Содержание водорастворимых кислот, щелочей, механических примесей, воды | - | отсутствие |
Числитель – для умеренной климатической зоны, знаменатель – для холодной Сравним представленные в таблице выше требования к российскому топливу со спецификациями, предъявляемыми на Западе. Западные требования отражены в таблице ниже. Основные требования зарубежным спецификаций к дизельному топливу Показатель | Ед. измерения | Страна | США | ЕС | Швеция | Плотность при 15˚ C, не менее | кг/м3 | 830-860 | 820-860 | 800-820 | Фракционный состав: | | | | | температура начала кипения, 95% (об.), не ниже | ˚C | 170 | - | 180 | температура начала кипения, 95% (об.), не выше | ˚C | 320 (90% об.) | 370 | 295 | Цетановое число, не менее | - | 48 | 49 | 51 | Цетановый индекс, не менее | - | 48 | 46 | 47 | Содержание серы, не более | % (мас.) | 0,05 | 0,05 | 0,0005 | Содержание ароматических углеводородов, не более | % (об.) | 10 | - | 5-20 | в т.ч. полициклических | % (об.) | 1,4 | - | 0,1 |
Действуют с 1 января 93 года Действуют с 1 января 96 года Сравнив обе таблицы, несложно найти ряд отличий. Западные требования к дизельному топливу намного жестче тех, что установлены ГОСТом 305-82. Разрешенное содержание серы в США и странах ЕС, как минимум в 4 раза ниже, нежели чем в России, при этом в Швеции (как исключении) – в 400 раз. Кроме того, на Западе регламентируется содержание ароматических углеводородов, а также полициклический – как наиболее токсичных соединений. Минимальное разрешенное цетановое число западного дизельного выше, а плотность – ниже. Помимо всего перечисленного, можно заметить, что российские требования к дизельному топливу не менялись почти четверть века, а на Западе – постоянно обновляются и ужесточаются. По содержанию серы требования этих стран до 1996 года находились в пределах 0,2-0,3% (мас.), с 1996 года – они значительно ужесточились. Осуществляется дальнейшее ужесточение требований – до 0,035 (мас.) в настоящее время и до 0,005% (мас.) – в перспективе. Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,05% (мас.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличения его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования. Для перехода всех НПЗ в России на производство экологически чистого дизельного топлива потребуется сооружение новых мощностей, обеспечивающих не только глубокое обессеривание сырья, но и его деароматизацию. Принципиальным отличием этой технологии от действующей является применение более высокого давления (7-10МПа), что увеличивает капитальные и эксплуатационные затраты, но позволяет осуществить переработку как прямогонных дистиллятов, так и вторичного сырья, объемы которых ежегодно возрастают по мере углубления переработки нефти. В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт введены такие дополнительные обязательные характеристики как коэффициент износа (регулируется путем введения противоизносных присадок), а также предельная температура фильтруемости, которая с трудом поддается регулированию путем введения присадок, но может регулироваться путем смешения различных фракций дизельного топлива.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |