ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНЫХ ТОПЛИВ


Оборудование для АГНКС и АГНКУ предлагают компании Aspro, BRC, Chergo I&E, Coltri, Dresser, Idro mecchanica, SAFE, Sicom, WEH и другие. 


Расширение гаммы легковых автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, ведет к повышению спроса на автомобильные газонаполнительные компрессорные установки (АГНКУ) индивидуального пользования (G.Eco, Coltri, Fuel Maker). Ещё их называют домашними заправками. Такая установка за пять часов заправит 80-литровый баллон (11,5 кг) с 0 до 200 атмосфер. Минизаправки получили достаточно широкое распространение в США, Франции, Германии, Японии, Нидерландах, Канаде. Сейчас в мире их насчитывается примерно 9,5 тысяч. Выпуск такого оборудования освоили несколько фирм. Оно не дешевое, но производители работают над снижением цены. В России пока еще нет богатого опыта применения АГНКУ. В конце 90-х годов XX века ДОАО "Оргэнергогаз" осваивал такую технику и даже пытался её совершенствовать.

 

А спустя годы, в июне 2012 года на Карельском перешейке в г. Каменногорск, Выборгского района компания ООО "Ураган" вводит в эксплуатацию газозаправочный пункт для обслуживания 4 – 5 газовых автобусов, работающих по маршруту Каменногорск-Выборг. Пункт включает в себя: 1) ГРПШ для понижения давления газа; 2) две АГНКУ Coltri МСН-24 (Италия) производительностью 24 м3/час каждый, суммарной производительностью 1000 нм3; 3) аккумулятор газа вместимостью 440 нм3 газа. Для России это новая методика заправки пассажирского транспорта метаном, и ООО "Ураган" является первопроходцем на этом пути, который представляется интересным для ряда потребителей.

Газозаправочный пункт в Каменногорске 

 

На выставке была широко представлена китайская газомоторная промышленность: производство баллонов, АГНКС, топливной газовой аппаратуры. Китай предлагает баллоны всех типов, широкий спектр компрессорного и криогенного оборудования. К сожалению, на выставке не были показаны китайские газовые автомобили и криогенное оборудование. 

 

Газодизельный тягач Volvo FM на СПГ 

 

Концерн FIAT продолжает оставаться мировым лидером по разнообразию газовых моделей легкового класса – семь. Кстати, в нише грузовых автомобилей пальма первенства принадлежит Группе "КАМАЗ" (компания "Раритэк"), которая предлагает 19 моделей машин различного назначения на базе газового шасси. FIAT показал четыре модели автомобилей с универсальной (газ/бензин) системой питания двигателя:

Пассажирский Punto - двигатель объемом 1,368 см2, мощностью 70 лс при 6000 об/мин, время разгона от 0 до 100 км/ч 16,9 с, расход метана 4,2 кг/100 км, выбросы на метане 115 г/км (на бензине 149 г/км), запас хода на одну заправку газом 310 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 45 л.

 

Пассажирский Doblo - двигатель объемом 1,368 см2, мощностью 120 лс при 5000 об/мин, максимальная скорость 172 кмч, расход метана 4,9 кг/100 км, выбросы на метане 134 г/км (на бензине 173 г/км), запас хода на одну заправку газом 325 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 22 л.

 

Грузопассажирский Fiorino - двигатель объемом 1,368 см2, мощностью 70 лс при 6000 об/мин, максимальная скорость 149 кмч, расход метана 4,4 кг/100 км, выбросы на метане 119 г/км (на бензине 158 г/км), запас хода на одну заправку газом 300 км. Автомобиль оборудован резервным бензобаком вместимостью 45 л.

Автомобили FIAT Punto, Doblo и Fiorino на КПГ 

 

Стратегия концерна FIAT заключается в том, чтобы предлагать покупателю газовые модификации по всей гамме выпускаемых автомобилей. Сегодня таких моделей уже восемь. В 2013 году на рынок выйдет новая Panda Van грузоподъемностью 0,9 т и турбированным двигателем мощностью 80 лс. Уровень выбросов нового автомобиля будет не более 85 г/км (Евро-5).

Компания Chrysler уже давно по достоинству оценила свойства природного газа. По заявлению представителя компании, главными причинами такого выбора стали:

 

  1. ближайшая возможность повышения энергетической безопасности на фоне нехватки нефти;
  2. самое чистое топливо на настоящий момент и единственная реальная альтернатива бензину и дизельному топливу;
  3. самое дешевое топливо;
  4. стратегический ресурс, обеспечивающий мягкий переход от ископаемых видов моторного топлива к возобновляемым (биометан, биоэтанол, водород).

 

Компания провела экономический анализ двигательных технологий для легковых автомобилей: дизельная, метановая, гибридная и электрическая (от аккумуляторной батареи) с точки зрения потребителя: что дополнительно придется платить сейчас и после 2020 года за соблюдение требований по выбросам и когда эти затраты окупятся. Вывод совершенно очевиден: только природный газ дает приемлемый комбинированный эколого-экономический результат. 

 

Магистральный тягач Iveco Strali на КПГ 

 

В заключение следует отметить следующее. Италия – не только мировая колыбель массового использования природного газа на транспорте. Италия – европейский лидер в это области. Сейчас здесь почти 800 тысяч автомобилей на метане и более 800 АГНКС. Муниципалитет Болоньи наряду с другими активно приобретает газовые автобусы взамен дизельных. Вероятно, решение Всемирной организации здравоохранения от 12 июня 2012 года о признании отработавших газов дизельных двигателей канцерогенными приведет к ещё большему росту парка метановых машин в Болонье и других городах Италии.

А в России? 

 

 

Автобусы на природном газе в центре Болоньи 

 

 С анализом российского рынка автомобильных баллонов высокого давления Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных баллонов высокого давления в России».

 

Е. Пронин