БИОДИЗЕЛЬ ИЗ РАПСА СТАЛ СЛИШКОМ ДОРОГ


ЕС впервые за несколько лет уменьшил выпуск биодизеля до 9 млн. т. Эксперты не верят в снижение потребления сырья Евросоюзом, но на рынке наметилась тенденция по импорту готового топлива и росту его экспорта.


 

 

Украина будет сокращать посевы этой затратной культуры и вскоре откажется от нее вообще, полагают специалисты. В прошлом году выпуск биодизеля в странах ЕС-27 сократился более чем на 6% — до 9 млн. т, отмечают в «ПроАгро». До этого на протяжении нескольких последних лет еврозона лишь наращивала производство этого топлива, поддерживаемая государственными субсидиями. Так, по данным директора консалтингового агентства «ААА» Сергея Наливки, местных производителей мотивировала дотация на уровне 35% стоимости каждой произведенной тонны биодизеля.

Но, очевидно, финансовые проблемы в ЕС заставили рынок переориентироваться. Во-первых, в 2010-2011 гг. ЕС разрешил производителям импортировать в качестве сырья канадскую канолу — генно-модифицированный рапс, вероятно, для того, чтобы покрыть недостающие объемы сырья. Во-вторых, власти ЕС приняли решение поддержать импорт готового биодизеля.

Это сразу же отразилось на динамике поставок. Импорт биодизеля, по итогам 2011 г., вырос сразу на 30% — до рекордных 2,6 млн. т. Собственный биодизель покупатели ЕС заменили в большей части на соевый метиловый эфир из Аргентины и пальмовый метиловый эфир из Индонезии.

От усиления импорта готового биодизеля пострадала, в частности, Италия. Там производство этого топлива снизилось в 2011 г. на 25% — до 520 тыс. т, сообщила на днях компания Assocostieri.

Импорт биодизеля в Италию вырос также на 25%, до 800 тыс. т. Еще в 2010 г. производство биодизеля в Италии превышало импортные поставки почти на 100 тыс. т — было выработано около 732 тыс. т против 640 тыс. т ввезенного продукта.

«Итальянская биодизельная промышленность, которая использует в основном импортное сырье, включая пальмовое масло и рапс, серьезно пострадала в последние пару лет от субсидированного импорта дизеля из стран Америки и Азии, который мог быть дешевле, чем сырье»,— сообщают в «ПроАгро». Потребность страны в биогорючем составляет 1,3 млн. т в год. До 2014 г. доля биодизеля в составе дизельного топлива должна быть доведена до 5%.

Понятно, что власти ЕС руководствовались логикой экономии, исповедуя принцип «зачем платить больше?». Но столь резкий поворот в намерениях не мог не сказаться как на самих производителях биодизеля, так и на поставщиках сырья для его производства.

Украина поставляла на внешние рынки чуть более 10% всего мирового экспорта рапса. В лучшие годы, 2008-2009 гг., этот показатель составил более 20%. Тогда объемы, ушедшие преимущественно в ЕС, составили более 2,6 млн. т. В 2011 г. экспорт из Украины не превысил 1,4 млн. т и продолжает падать. Эксперты уверяют, что это вызвано плохой экономикой выращивания этой культуры и ее будущее обречено.

«Рапс для Украины — это уже вчерашний день, он не интересен аграриям в принципе, поскольку это культура капризная и подвержена многочисленным рискам»,— говорит Сергей Наливка. По его подсчетам, было время, когда это масличное имело 270-220% рентабельности, в 2007-2008 гг. «Сельхозпроизводитель тратил на выращивание тонны рапса 800 грн., а продавал — за 3500 грн. Постепенно затраты на выращивание рапса росли, в большинстве своем из-за резкого подорожания удобрений. И в 2011 г. мы уже имели другую экономику производства рапса. Затраты на тонну составляли 3600-3750 грн., а стоимость закупки на элеваторах — всего 4000-4200 грн./т. Постепенно рентабельность рапса снижалась, и в прошлом году достигла 13%. А при том, что эта культура прихотлива, аграрий вовсе решил, что нет смысла усердствовать в производстве этой культуры»,— отмечает господин Наливка.

По его прогнозам, в этом сезоне аграрии вырастят не более 1 млн. т рапса, что на 400 тыс. т меньше прошлогоднего показателя. И однозначно сбудут эти объемы в ЕС, какая бы там ни была ситуация с производством топлива, считает господин Наливка. По данным Минсельхоза США, импорт рапса в ЕС в 2012 г. увеличится до 2,6 млн. т.

Европейские аналитики прогнозируют, что этот 2011-2012 маркетинговый год станет показательным для рапса, ибо ожидаются рекордные его закупки в мире. Так, по мнению «ПроАгро», в июле-июне 2011-2012 гг. экспорт рапса достигнет 12 млн. т, что на 10,7% больше этого объема в предыдущем маркетинговом году. В числе рекордсменов по увеличению импорта будет Китай. Он увеличит закупку рапса вдвое — до 2 млн. т. Япония и Мексика закупят 2,3 и 1,5 млн. т соответственно. Американцы завезут рапса практически на 200 млн. т больше, увеличив импорт тем самым до 700 тыс. т.

В числе тенденций, которые сохранятся на этом рынке, будет усиление зависимости от канадских поставок.

Ожидается, что Канада увеличит поставки на 1 млн. т — до 8,15 млн. т, что эквивалентно 14,6%. Австралия также поставит рекорд в экспорте — 2,1 млн. т, что почти на 43% больше, чем годом ранее.

Такой положительной динамике экспорта сырья способствует рост цен на продукт. Так, максимальной была стоимость рапса в 2008 г. В феврале этого года стоимость рапса, MATIF, Франция, установила рекорд — на уровне $770/т. В январе 2011 г. культура, после кризисного падения стоимости до $335,5 в декабре 2008 г., снова выросла до $695/т, что позволяет производителям рассчитывать на прибыль, хотя и не такую высокую, как перед началом кризиса.
___________________________

Биодизель — разновидность биотоплива на основе растительных и животных жиров (масел). Производится, в частности, из рапса, сои, канолы, кокосового, пальмового масел. Крупнейший производитель — страны ЕС. С 2004-го по 2011 г. объемы выпуска продукта в этих странах увеличились более чем в четыре раза — с 1,9 млн. т до свыше 9 млн. т. Основное сырье в ЕС — рапс. Германия — страна с наибольшим уровнем выпуска биодизеля. В 2007 г. его производство доведено почти до 3 млн. т. Для Украины это основной рынок сбыта рапса.