УСТАНОВКА ГИДРООЧИСТКИ ДИЗТОПЛИВА |
Установка гидроочистки и депарафинизации, возводимая в Ангарске по проекту ОАО «ВНИПИнефть», начнёт выпуск высококачественного топлива уже к 2012 году. |
В настоящее время ОАО «ВНИПИнефть» выполняет проектные работы для строительства установки гидроочистки и депарафинизации дизельного топлива для Ангарского нефтехимического комбината мощностью 4,6 млн.т/год. Ввод в эксплуатацию планируется в 2012 г. Выпускаемое дизельное топливо будет отвечать современным экологическим требованиям качества Евро-5.
Компанией ExxonMobil Research and Engineering предложен процесс с применением уникальной технологии, сочетающей гидроочистку дистиллятов и каталитическую депарафинизацию методом изомеризации. Сырьём установки является прямогонная дизельная фракция и дистилляты вторичных процессов - каталитического крекинга и замедленного коксования. С учётом различного качества компонентов сырья применена двухпоточная схема процесса. Установка гидроочистки дизельного топлива иначе называется технологическим Потоком А, а установка депарафинизации - Потоком Б. Цель работы обеих установок - получение дизельного продукта со сверхнизким содержанием серы.
На каждом технологическом потоке имеется два параллельно работающих реактора, которые позволяют достичь требуемой степени конверсии. В рамках каждого отдельного потока загрузка параллельно работающих реакторов осуществляется одинаковым образом. Каждый реактор имеет четыре слоя катализатора, которые разделены межслойными зонами охлаждения. Главное отличие в работе потоков заключается в том, что все четыре слоя реакторов потока А загружаются высокоактивным, катализатором для гидроочистки ( технология компании Albemarle), тогда как в реакторах потока Б таких слоев только два, а остальные два слоя содержат специальный катализатор депарафинизации от ExxonMobil.
На потоке А перерабатывается прямогонное дизельное топливо и фракции вторичного сырья: легкий газойль каталитического крекинга, дизельное топливо и нафта коксования. Эта сырьевая смесь характеризуется повышенным содержанием азотистых соединений, моно- и полиароматики, меньшим значением цетанового числа - одной из основных характеристик дизельного топлива. Соответственно, поток А предназначен для выработки только летнего дизельного топлива класса Евро-5.
Сырьем для потока Б являются только прямогонные фракции.Он предназначен для выработки как летнего, так и зимнего дизельного топлива класса Евро-5. Следует отметить, что катализатор депарафинизации работает только при повышенных температурах. Переход на выпуск зимнего дизельного топлива осуществляется изменением температурного режима процесса. Технология позволяет выпускать зимние топлива с заданными низкотемпературными свойствами.
Технология процесса и объемная скорость подачи сырьевой смеси в реакторах определены в соответствии со сроком службы катализатора гидроочистки (36 месяцев) и катализатора депарафинизации (48 месяцев, исходя из того, что объём производства зимнего топлива составляет 65%). Реакторы запроектированы с контролированным перепадом температуры по слою катализатора, что обеспечивается подачей охлаждающего водородсодержащего газа (квенча), предназначенного для поглощения тепла в ходе реакции. Эксплуатация при нормальном температурном режиме увеличивает срок службы катализатора и выход продуктов за счет снижения коксования на горячих точках катализатора. Конструкция внутренних устройств реакторов, разработанная лицензиаром процесса, обеспечивает тщательное перемешивание продуктов реакции с охлаждающим газом и достаточное распределение паров и жидкости по слою катализатора.
Для каждого технологического потока предусмотрена система горячей и холодной сепарации продуктов реакции под высоким давлением, а также разделение жидких продуктов в отпарной колонне.
В целях уменьшения общего объема капитальных затрат общими для обоих потоков являются: - система очистки и компрессии циркуляционного водородсодержащего газа; - колонна стабилизации нафты; - система очистки и компрессии отходящего газа; - система регенерации амина; - оборудование для сульфидирования катализатора гидроочистки; - узел подачи промывочной воды; - системы дренажей; - система подачи топлива; - факельные сепараторы. В процессе используется тепло отходящих продуктов, что позволяет уменьшить потребление топливного газа. Избыточное тепло процесса используется для выработки пара.
Технический уровень установки в плане принятых технологических решений, применяемого оборудования, решений по энергообеспечению и обеспечению безопасности производства и охраны окружающей среды соответствует мировому уровню проектирования и строительства аналогичных установок.
Таким образом, современная технология процесса гидроочистки, применённая в проекте ОАО «ВНИПИнефть», позволит ОАО «АНХК» получать продукцию требуемого качества, отвечающую нормам технического регламента, причём без потери объёма товарного дизельного топлива при переходе на выпуск зимних марок. Отметим, что проектная документация по данному проекту уже выполнена и прошла экспертизу и на данный момент ОАО «ВНИПИнефть» занимается созданием рабочей документации.
C текущей ситуацией и прогнозом развития рынка серы можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок серы в России».
Цветкова Н.М. Сухомлинова Е.А.
Источник: газета «Новые горизонты ОАО «ВНИПИнефть»
|