НА РЫНКЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТОВ


На площадке «Воронежсинтезкаучука» началось строительство нового комплекса по производству современных дорожных материалов – бутадиен-стирольных термоэластопластов (ТЭПов), которые могут внести перелом в борьбе за улучшение качества российских дорог.


 

Правда, только в том случае, если дорожные строители начнут реально работать с инновационным материалом. Мировой рынок ТЭПов увеличивает свои показатели ежегодно. Во многом это обусловлено целым рядом практичных свойств материала, которые позволяют использовать его в десятках сфер производства. Помимо упругости и гибкости, а также немаловажной возможности многократной переработки, ТЭПы обладают устойчивостью почти ко всем окружающим воздействиям (не боятся влаги, кислот и щелочей), являются диэлектриками и абсолютно нетоксичны. Термоэластопласты уже давно стали незаменимыми компонентами в производстве обуви, бытовой техники, столовых приборов, детских игрушек, шнуров, кабелей, пультов управления, строительных материалов. Список можно продолжать еще долго.

 

Именно поэтому не удивляет общий мировой объем производства ТЭПов, который эксперты оценивают в 2,5 – 3 млн. тонн в год. Удивляет другое. На долю России приходится лишь около 2% мирового потребления.

 

В поисках спроса

Cпециалисты уже несколько лет подчеркивают, что ситуация на российском рынке термоэластопластов остается тяжелой и объемы выпускаемых ТЭПов крайне незначительны. Причем, что самое интересное, дело тут даже не столько в недостатке производителей (хотя этим в России пока занимается только «Воронежсинтезкаучук»), сколько в низком спросе на внутреннем рынке.

 

На данный момент ТЭПы в стране активно применяют лишь в производстве кровельных материалов. По словам старшего исполнительного вице-президента СИБУРа Владимира Разумова, порой даже возникают проблемы с удовлетворением сезонного спроса. Тем временем, в мировой практике ТЭПы воспринимаются, прежде всего, как необходимый и единственный тип полимера для производства битумных вяжущих, доказавших свою эффективность при строительстве современных дорог. Битумы с добавлением ТЭПов значительно повышают долговечность дорожного покрытия, так как доля упругих обратимых деформаций у них – до 85%, а у обычных битумов этот показатель составляет всего 10%. Кроме того, они повышают сдвигоустойчивость и теплостойкость дорожного полотна и улучшают устойчивость покрытий против трещин. Для наглядности: температура хрупкости для обычных битумов составляет от -12°С до -20°С, тогда как на 96% территории России показатели термометров опускаются и гораздо ниже. Плюс ко всему, битумы с добавлением ТЭПов гарантируют целостность верхнего слоя дорожного покрытия и пониженное водонасыщение поверхностного слоя.

 

Все это уже давно определило выбор мировых

дорожно-строительных компаний в пользу использования термоэластопластов. Доля использования битумных вяжущих в строительстве, например, дорог на холодной Аляске составляет 48%, европейских дорог – 20%. В Китае по этой технологии строятся 15% всех новых дорог.

 

В России этот показатель опять на порядок ниже – всего 3%.

 

Свежее решение

Все это так или иначе оборачивается тем, что в настоящее время срок службы дорожных покрытий в России обычно не превышает трех лет. Это, в свою очередь, приводит к увеличению количества участков дорог, которые требуют не замедлительного ремонта, но не ремонтируются в связи с недостаточным финансированием.

 

А подобная ситуация грозит невозможностью эксплуатации значительной части дорожной сети страны. Не говоря уже о том, что в стране острая необходимость строительства новых дорог: если в США протяженность дорог на 100 квадратных километров территории составляет 126 км, то в России – 5,5 км. Кроме того, по данным ГИБДД, более 80% ДТП в стране связаны с проблемами дорожного покрытия. А ежегодная сумма потерь, связанных с низким уровнем технического состояния транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценивается в 6-8% от валового внутреннего продукта страны.

 

Этих показателей достаточно, чтобы понять: более выгодных государственных инвестиций, чем в дорожное строительство, в данный момент трудно себе представить. Первые лица государства также не устают повторять, что необходимо внедрять инновационные технологии в создание транспортной инфраструктуры. Отечественная промышленность вполне способна производить современные полимерные материалы для дорожного строительства. Стоимость дорожного строительства возрастет всего на 1-2%, зато его эффективность повысится в два-три раза.

 

«Думаю, что когда мы переломим отношение дорожников к этому продукту (а этот процесс идет, хотя и не так быстро, как хотелось бы), тогда, возможно, к нашей радости, мы увидим, что выпускаемых нами ТЭПов недостаточно», – заявил Владимир Разумов.

Соответствовать тенденции

Именно с надеждой на будущий спрос, а также с твердой нацеленностью на конкуренцию с азиатскими поставщиками, действующими сейчас в стране на рынке термоэластопластов, на площадке «Воронежсинтезкаучука» началось строительство нового комплекса по выпуску ТЭПов, призванное полностью обеспечить продукцией внутренний рынок России.

 

Информация о строительстве в Воронеже производства термоэластопластов появилась еще несколько лет назад. В апреле 2009 года СИБУР заключил лицензионное соглашение с тайваньской компанией TSRC Corporation, предусматривавшее передачу технологии выпуска семи марок ТЭПов. Мощность нового комплекса составит 50 тысяч тонн в год.

 

С учетом уже выпускающихся 35 тысяч тонн ТЭПов в год суммарная мощность «Воронежсинтезкаучука» по выпуску ТЭПов составит 85 тыс. тонн в год с возможностью расширения до 100 тыс. тонн в год.

 

«Строительство в России растет многократно. Недавно стало известно, что в федеральном и региональных дорожных фондах до 2020 года будет аккумулировано более 8 трлн. рублей (соответственно, 4,5 трлн. и 3,9 трлн. рублей). Поэтому нам есть куда расти, и мы пытаемся соответствовать тенденции», – рассказал вице-президент СИБУРа Андрей Жвакин. При этом, правда, пока предполагается, что после запуска производства, запланированного на начало 2013 года, значительный объем продукции будет экспортироваться. Однако по мере роста потребления в РФ все большие объемы будут использоваться на внутреннем рынке.

 

«Огромные надежды мы связываем с дорожным строительством. Подход к нему в нашей стране меняется. Считаю, что в последнее время для этого проведена огромная работа, в том числе и на уровне правительства РФ. Поэтому есть уверенность: все, что произведем, будет реализовано у нас же в стране», – заявил генеральный директор «Воронежсинтезкаучука» Виктор Куклинов.

 

«Мировая практика уже давно доказала эффективность применения полимеров при строительстве современных дорог. Мы надеемся, что благодаря таким производствам качество дорожного покрытия в нашей стране будет постоянно улучшаться, а воронежская площадка получит мощный импульс для дальнейшего развития», – сказал Владимир Разумов.

 

Он подчеркнул, что уже сегодня такие компании, как «Газпром нефть» и «Роснефть», активно занимаются продвижением ТЭПов для использования в производимых ими битумах.

 

Польза от строительства

Новое производство сулит заманчивые перспективы как СИБУРу и предприятию «Воронеж синтезкаучук», так и региону в целом. Андрей Жвакин, например, отметил, что предполагаемые инвестиции почти в 4 млрд. рублей себя полностью оправдают. На его взгляд, «термоэластопласты – продукт очередного передела, требующий значительных усилий, в том числе интеллектуальных, и более высокой переработки». Руководитель департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Дмитрий Марков подтвердил, что «для области это очень хорошо». «В таких производствах используется много сложного, высокотехнологичного оборудования, которое выпускается и на наших предприятиях. И мы ведем диалог с СИБУРом с тем, чтобы он обратил внимание на те из наших предприятий, которые способны выпускать такое оборудование. Это дало бы синергетический эффект и для развития другой воронежской промышленности», – сказал он. СИБУР получил поздравления с закладкой нового производства и от федеральных министерств.

 

В частности, министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко подчеркнул, что создание нового производства в Воронеже – пример практической реализации стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. Приветствия прислали также заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов и заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

 

Под финал церемонии открытия генеральный директор «Воронежсинтезкаучука» Виктор Куклинов рассказал, что запуск нового производства – не последнее событие в плане модернизации воронежской площадки. «Учитывая ограничения по сырью и рынкам сбыта, мы отдаем приоритет высокомаржинальным продуктам, которые могут заместить некоторые из старых марок. В планах – строительство производства модифицированного каучука ДССК-2 и, возможно, в рамках СП – новое производство товарных латексов», – добавил он. В связи с этим Андрей Жвакин напомнил о картине с изображением предприятия, висящей в кабинете гендиректора. Когда производственный пейзаж меняется, в картину вносятся изменения. «И пусть этот процесс действительно никогда не прекращается», – пожелал сотрудникам Жвакин.

 

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка добавок для дорожного строительства можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок модифицирующих добавок для дорожного строительства в России».

 

Артем Цыцин

Источник: Нефтехимия Российской Федерации