МАЛОТОННАЖНЫЙ СПГ: рождение нового рынка


Норвежское общество дипломированных технических и научных профессионалов Tekna провело 26 – 27 мая 2011 года 4-ю Международную конференцию "Малотоннажный сжиженный природный газ".


 

В работе конференции приняли участие более 120 специалистов из 24 стран мира. В 20 докладах были освещены многие аспекты, связанные с производством и потреблением этого относительно нового энергетического товара.


В мировой корзине первичных энергоносителей 33% приходится на нефть, 28% - на уголь, 20% на природный газ, 10% - на биомассу, 6% - на АЭС, 2% - на гидроресурсы и 1% - на прочие источники возобновляемой энергии. В секторе газа 9% приходится на долю сжиженного природного газа. Малотоннажное производство СПГ (МТСПГ) пока занимает ничтожную долю. Однако перспективы у этого вида топлива - многообещающие. В предлагаемой сегодня международной классификации к малотоннажному производству СПГ относятся комплексы технологического оборудования с годовой производительностью от двух тысяч до одного миллиона тонн СПГ в год и дальность доставки к потребителю до одной тысячи километров. Для сравнения: промышленный СПГ производят заводы с годовым объемом от 2,5 до 15 миллионов тонн сжиженного метана (Источник: Small Scale LNG – Liquefaction and Energy Storage for Today and the Future by Sebastian. May 16th, 2010).


Источниками газа для малотоннажного и микро-СПГ могут служить традиционные магистральные и распределительные газопроводы, заводы и терминалы промышленного СПГ, низконапорные месторождения, шахтный метан, метан угольных пластов, биогаз, т.н. э-газ (e-gas, получаемый путем синтеза углерода и водорода из воды помощью ветряной или солнечной электроэнергии).


Основными сферами применения малотоннажного СПГ считаются транспорт и автономная газификация. Технологии применения метана на автомобилях, морских и речных судах, самолетах, железнодорожных локомотивах, сельскохозяйственной техники хорошо известны и давно отработаны. Малотоннажные заводы и установки по производству СПГ могут стать надежным и комфортным источником топлива для всей этой техники.


Наиболее перспективным сектором применения МТ СПГ представляется бункеровка морских судов. Причиной для этого являются международные требования, предявляемые к выбросам судов в контексте Балтийского района управления выбросами (Emissions Control Area) и вступающие в силу в 2015 году. Хабами для малотоннажного СПГ готовы стать практические все сновные балтийские порты. Аналогичные районы управления выбросами уже существуют вдоль атлантического и тихоокеанского побережья США и Канады, вокруг Гавайских островов. В перспективе к этому перечню добавятся Средиземном море, побережье Японии, Малаккский пролив. Рынка - в полном понимании этого термина - малотоннажного СПГ ни в мире, ни в Европе пока нет. Он только начинает формироваться.

 

”Танкер

Танкер Pioneer Knutsen 2004 г., Норвегия, коммерческий объем = 1100 м3


По данным компании Antony Veder, сегодня в мире насчитывается всего 17 бункеровочных судов с полезным объемом емкостей под СПГ от 1100 до 22 000 нм3. В 4-м квартале 2012 года со стапелей сойдет восемнадцатый бункеровочный танкер СПГ объемом 15 600 нм3. На удивление пока только один из этих метановозов, самый маленький - Pioneer Knutsen (год постройки 2004, объем 1100 нм3) – использует в качестве топлива природный газ. Остальные по-прежнему работают на дизельном топливе и мазуте. Суммарный объем малотоннажных танкеров СПГ составляет 183,5 тыс. нм3. Для сравнения коммерческий объем одного из строящихся в настоящее время метановозов равен 200 000 нм3.

 

 

С анализом российского рынка автомобильных баллонов высокого давления Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных баллонов высокого давления в России».

 

 

Е.Н. Пронин

http://www.ngvrus.ru/