ПЕРСПЕКТИВЫ ПОФ ПЛЕНОК


ПОФ пленки – это достаточно новый продукт на отечественном рынке. Рождение технологии получения двухосноориентированных пленок в процессе двойного раздува (double bubble) приходится на 1990-е годы.


 

Основные решения технологии двойного раздува были найдены и реализованы в серийных машинах в 90-х годах группой инженеров фирмы Polytech под руководством Грациано Беллини (Graziano Bellini). До своего закрытия в 2004 году фирма Polytech выпустила 102  линий. В мире сегодня установлено около 135 линий двойного раздува.

 

 

Конкурентные преимущества

Пленки, полученные по методу двойного раздува, широко применяются для упаковки практически всех видов потребительской продукции, как промышленной, так и пищевой. Малая толщина (от 12 микрон) и низкий удельный вес (0.92 против 1.3 у ПВХ) в сочетании со свариваемостью и термической усадкой приводят к рекордно низким показателям стоимости упаковки. Применение современных полимеров позволило снизить температуру усадки на 20 градусов. Высокая, до 80%, степень усадки позволяет получать эффект «второй кожи» и упаковывать изделия сложной формы.

 

Жизненный цикл ПОФ пленок в России

Жизненный цикл товара – динамичная концепция, согласно которой отрасль в своем развитии проходит ряд стадий или этапов -  выход на рынок, рост, зрелость и спад. Эти этапы определяются моментами изменения темпов роста отраслевого объема продаж. График роста объема продаж отрасли имеет вид S-образной кривой, что объясняется процессом инноваций и распространения нового продукта.

 

В России ПОФ пленки стали активно внедряться в практику в 2004-ом году. Связано это было с вводом первого внутреннего производства данного продукта компанией «Профупак». Конечно, ПОФ пленка поставлялась из-за рубежа до этого. Однако открытие производства заставило «Профупак» предпринимать значительные усилия, связанные с знакомством потребителя с новым продуктом. Можно сказать, что «Профупак» и те немногие импортеры ПОФ пленок взяли на себя «издержки первопроходца».

 

Технические характеристики производимых пленок и то понимание рынка менеджментом «Профупака» обусловили распространение ПОФ пленок в тех сегментах, где использовалась термоусадочная ПВХ пленка. ПОФ пленка представлялась исключительно как материал-заменитель ПВХ пленки.

 

Расширение возможностей применения ПОФ пленок связано с развитием технологий «двойного раздува». Переход от трехслойной к пятислойной и семислойной пленке позволил заметно увеличить прочность на раздир и расширить диапазон свойств материалов за счет возможных комбинаций слоев. Специальные решения потребовались и для намотки пленки, и для  проводки жесткой трубчатой заготовки, а также для точного управления периметром пленочного рукава. Практический интерес представляют и доведенные на фирме Polytype до промышленного уровня технологии радиационной сшивки пленок, получаемых методом двойного раздува.

 

В результате ПОФ пленки активно начали вторгаться в другие рынки. Во-первых, они активно стали вытеснять БОПП пленки из таких традиционных областей, как поверхностная упаковка коробок с конфетами, чаем, парфюмерией и косметикой, и даже сигаретных блоков. Главное преимущество ПОФ пленок в данном сегменте – возможность сварки пленок, что позволяет значительно упростить и удешевить упаковочный процесс. БОПП пленки нужно сворачивать конвертом, а затем склеивать.

 

Во-вторых, ПОФ пленки активно внедряются в практику упаковки фасованных пищевых продуктов, конкурируя с пищевыми стретч пленками из полиэтилена. Преимущества ПОФ пленок – также удешевление упаковочного процесса, а также более презентабельный внешний вид упакованного продукта.

 

Таким образом, условно можно выделить пять базовых областей применения ПОФ пленок. В каждой из них ПОФ пленки находят свои преимущества перед традиционно используемыми здесь материалами.

1.     Издательско-полиграфическая продукция

2.     Продукция в картонной упаковке

3.     Фасованная продукция на лоточках

4.     Хлебобулочные изделия

5.     Единичная упаковка продукции непрямоугольной формы


Издательско-полиграфическая продукция

При упаковке полиграфической продукции конкурентами ПОФ пленки являются материалы-заменители:

1.     Термоусадочная ПВХ 15

2.     БОПП 20

3.     Термоусадочная ПЭ

 

Термоусадочная ПВХ

Одинаковая цена за кг, более представительный вид, большая прочность, за счет меньшей толщины имеют меньший расход на единицу изделия, что снижает стоимость пленки применительно к изделию на 30%.

 

БОПП 20

Процесс упаковки в ПОФ пленку является более экономичным. ПОФ пленка запечатывается термически, БОПП пленки нужно склеивать. ПОФ пленка является более прочной на раздир, преимущества БОПП пленок в более прочностных характеристиках к проколу нивелируются опасностью полного повреждения упаковки в случае прокола, чего в случае использования ПОФ пленок не будет.

 

Термоусадочная ПЭ

Это экономичный вид упаковки. Худшие потребительские свойства и низкая цена. Используется, как правило, для упаковки бесплатных изданий.

 

ПОФ имеют преимущества перед используемыми в данном сегменте материалами-заменителями и по потребительским и по стоимостным характеристикам. При условии доступности и достаточном уровне осведомленности потребителя о данном продукте, ПОФ пленки могут вытеснить другие материалы, используемые в сегменте.

Продукция в коробочной упаковке

Данная продукция объединена в одну группу, т.к. ее упаковка предусматривает использование защитных пленок поверх коробочной упаковки. Традиционно для этих целей использовалась прозрачная БОПП толщиной 12-15 мкр. В последнее время в данном сегменте наметилась тенденция к использованию термоусадочных пленок – ПВХ и ПО. Преимущества перед БОПП пленками здесь те же – возможность термического соединения вместо склейки, лучшие прочностные характеристики, большая прозрачность.

 

В данном сегменте отдельно стоит выделить такую область применения, как внутренняя упаковка продукта. Здесь не так важен представительный вид БОПП, а возможность термического соединения позволяет значительно ускорить упаковочный процесс.

 

Постепенно ПО пленки будут вытеснять традиционные для этого сегмента БОПП вида упаковки для данного направления – так называемого «телевизора». «Телевизор» пленки. Внедрение ПО пленок способствовало распространению достаточно нового - куб из картона, имеющий прозрачной одну из сторон. Распространение нового вида упаковки будет также способствовать распространению ПО пленок.

 

Фасованная пищевая продукция на лотках

Материалы-заменители:

·     Пищевая полиэтиленовая стретч пленка

·     Пищевая ПВХ пленка (cling)

 

Пищевые полиэтиленовые пленки – это более экономичный вариант упаковывания фасованных продуктов на лотках. Они используются для краткосрочной выкладки товаров (1 день) и для продуктов, которым не критично отсутствие воздуха и, как следствие, образование влажного конденсата.

 

Пищевые ПВХ пленки (называемые также «дышащие» пленки) – более дорогой вариант упаковывания фасованных продуктов. «Дышащая» пленка позволяет продукту сохранять свои потребительские свойства долгое время.

 

Область применения полиолефиновых пленок пересекается, прежде всего, с полиэтиленовыми пищевыми пленками. Преимущества ПО пленок – более представительный вид продукта и автоматизация упаковочного цикла.

 

С пищевыми ПВХ пленками ПО пленки пока не конкурируют. Частично проблема создания «дышащей» упаковки решена с помощью лазерной перфорации ПО пленок. Такие пленки позволяю несколько увеличить срок хранения продукта. В купе с более представительным видом и автоматизацией упаковочного процесса частично замещают и пищевые ПВХ пленки. Однако пока это касается магазинов большого формата.

 

Хлебобулочные изделия

Материалы-заменители:

·     БОПП

·     КАСТ

·     Различные виды полиэтиленовых пленок

·     Термоусадочные ПВХ пленки

 

Упаковка хлебобулочных изделий – это безразмерная сфера применения упаковочных пленок. Говорить о конкуренции среди различных видов пленок вряд ли стоит. Это массовый рынок, где главным фактором для освоения рынка является доступность пленки.

 

Единичная упаковка продукции непрямоугольной формы

Материалы-заменители:

·     Термоусадочная ПВХ пленка

·     Термоучадочные ПЭ пленки

 

Для упаковки продуктов непрямоугольной формы сложно использовать полипропиленовые пленки. ПО пленки имеют более высокие потребительские характеристики перед термоусадочными пленками из ПВХ и ПЭ. Термоусадочные ПЭ пленки – это вариант экономичной упаковки, где не так важно представительское оформление продукта. Конечно, по цене ПО пленки не могут здесь конкурировать.

 

В тех же направлениях, где важно красиво представить продукт – подарочные наборы, парфюмерия и косметика, - ПО пленки будет распространяться все больше и больше. Главный драйвер распространения пленок – их доступность.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка полиолефиновых пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных «Рынок полиолефиновых пленок в России».

 

 

 

www.newchemistry.ru