ПЕРСПЕКТИВЫ ПОФ ПЛЕНОК |
ПОФ пленки – это достаточно новый продукт на отечественном рынке. Рождение технологии получения двухосноориентированных пленок в процессе двойного раздува (double bubble) приходится на 1990-е годы. |
Основные решения технологии двойного раздува были найдены и реализованы в серийных машинах в 90-х годах группой инженеров фирмы Polytech под руководством Грациано Беллини (Graziano Bellini). До своего закрытия в 2004 году фирма Polytech выпустила 102 линий. В мире сегодня установлено около 135 линий двойного раздува.
Конкурентные преимущества Пленки, полученные по методу двойного раздува, широко применяются для упаковки практически всех видов потребительской продукции, как промышленной, так и пищевой. Малая толщина (от 12 микрон) и низкий удельный вес (0.92 против 1.3 у ПВХ) в сочетании со свариваемостью и термической усадкой приводят к рекордно низким показателям стоимости упаковки. Применение современных полимеров позволило снизить температуру усадки на 20 градусов. Высокая, до 80%, степень усадки позволяет получать эффект «второй кожи» и упаковывать изделия сложной формы.
Жизненный цикл ПОФ пленок в России Жизненный цикл товара – динамичная концепция, согласно которой отрасль в своем развитии проходит ряд стадий или этапов - выход на рынок, рост, зрелость и спад. Эти этапы определяются моментами изменения темпов роста отраслевого объема продаж. График роста объема продаж отрасли имеет вид S-образной кривой, что объясняется процессом инноваций и распространения нового продукта.
В России ПОФ пленки стали активно внедряться в практику в 2004-ом году. Связано это было с вводом первого внутреннего производства данного продукта компанией «Профупак». Конечно, ПОФ пленка поставлялась из-за рубежа до этого. Однако открытие производства заставило «Профупак» предпринимать значительные усилия, связанные с знакомством потребителя с новым продуктом. Можно сказать, что «Профупак» и те немногие импортеры ПОФ пленок взяли на себя «издержки первопроходца».
Технические характеристики производимых пленок и то понимание рынка менеджментом «Профупака» обусловили распространение ПОФ пленок в тех сегментах, где использовалась термоусадочная ПВХ пленка. ПОФ пленка представлялась исключительно как материал-заменитель ПВХ пленки.
Расширение возможностей применения ПОФ пленок связано с развитием технологий «двойного раздува». Переход от трехслойной к пятислойной и семислойной пленке позволил заметно увеличить прочность на раздир и расширить диапазон свойств материалов за счет возможных комбинаций слоев. Специальные решения потребовались и для намотки пленки, и для проводки жесткой трубчатой заготовки, а также для точного управления периметром пленочного рукава. Практический интерес представляют и доведенные на фирме Polytype до промышленного уровня технологии радиационной сшивки пленок, получаемых методом двойного раздува.
В результате ПОФ пленки активно начали вторгаться в другие рынки. Во-первых, они активно стали вытеснять БОПП пленки из таких традиционных областей, как поверхностная упаковка коробок с конфетами, чаем, парфюмерией и косметикой, и даже сигаретных блоков. Главное преимущество ПОФ пленок в данном сегменте – возможность сварки пленок, что позволяет значительно упростить и удешевить упаковочный процесс. БОПП пленки нужно сворачивать конвертом, а затем склеивать.
Во-вторых, ПОФ пленки активно внедряются в практику упаковки фасованных пищевых продуктов, конкурируя с пищевыми стретч пленками из полиэтилена. Преимущества ПОФ пленок – также удешевление упаковочного процесса, а также более презентабельный внешний вид упакованного продукта.
Таким образом, условно можно выделить пять базовых областей применения ПОФ пленок. В каждой из них ПОФ пленки находят свои преимущества перед традиционно используемыми здесь материалами.
Издательско-полиграфическая продукция При упаковке полиграфической продукции конкурентами ПОФ пленки являются материалы-заменители:
Термоусадочная ПВХ Одинаковая цена за кг, более представительный вид, большая прочность, за счет меньшей толщины имеют меньший расход на единицу изделия, что снижает стоимость пленки применительно к изделию на 30%.
БОПП 20 Процесс упаковки в ПОФ пленку является более экономичным. ПОФ пленка запечатывается термически, БОПП пленки нужно склеивать. ПОФ пленка является более прочной на раздир, преимущества БОПП пленок в более прочностных характеристиках к проколу нивелируются опасностью полного повреждения упаковки в случае прокола, чего в случае использования ПОФ пленок не будет.
Термоусадочная ПЭ Это экономичный вид упаковки. Худшие потребительские свойства и низкая цена. Используется, как правило, для упаковки бесплатных изданий.
ПОФ имеют преимущества перед используемыми в данном сегменте материалами-заменителями и по потребительским и по стоимостным характеристикам. При условии доступности и достаточном уровне осведомленности потребителя о данном продукте, ПОФ пленки могут вытеснить другие материалы, используемые в сегменте. |
Продукция в коробочной упаковке Данная продукция объединена в одну группу, т.к. ее упаковка предусматривает использование защитных пленок поверх коробочной упаковки. Традиционно для этих целей использовалась прозрачная БОПП толщиной 12-15 мкр. В последнее время в данном сегменте наметилась тенденция к использованию термоусадочных пленок – ПВХ и ПО. Преимущества перед БОПП пленками здесь те же – возможность термического соединения вместо склейки, лучшие прочностные характеристики, большая прозрачность.
В данном сегменте отдельно стоит выделить такую область применения, как внутренняя упаковка продукта. Здесь не так важен представительный вид БОПП, а возможность термического соединения позволяет значительно ускорить упаковочный процесс.
Постепенно ПО пленки будут вытеснять традиционные для этого сегмента БОПП вида упаковки для данного направления – так называемого «телевизора». «Телевизор» пленки. Внедрение ПО пленок способствовало распространению достаточно нового - куб из картона, имеющий прозрачной одну из сторон. Распространение нового вида упаковки будет также способствовать распространению ПО пленок.
Фасованная пищевая продукция на лотках Материалы-заменители:
Пищевые полиэтиленовые пленки – это более экономичный вариант упаковывания фасованных продуктов на лотках. Они используются для краткосрочной выкладки товаров (1 день) и для продуктов, которым не критично отсутствие воздуха и, как следствие, образование влажного конденсата.
Пищевые ПВХ пленки (называемые также «дышащие» пленки) – более дорогой вариант упаковывания фасованных продуктов. «Дышащая» пленка позволяет продукту сохранять свои потребительские свойства долгое время.
Область применения полиолефиновых пленок пересекается, прежде всего, с полиэтиленовыми пищевыми пленками. Преимущества ПО пленок – более представительный вид продукта и автоматизация упаковочного цикла.
С пищевыми ПВХ пленками ПО пленки пока не конкурируют. Частично проблема создания «дышащей» упаковки решена с помощью лазерной перфорации ПО пленок. Такие пленки позволяю несколько увеличить срок хранения продукта. В купе с более представительным видом и автоматизацией упаковочного процесса частично замещают и пищевые ПВХ пленки. Однако пока это касается магазинов большого формата.
Хлебобулочные изделия Материалы-заменители:
Упаковка хлебобулочных изделий – это безразмерная сфера применения упаковочных пленок. Говорить о конкуренции среди различных видов пленок вряд ли стоит. Это массовый рынок, где главным фактором для освоения рынка является доступность пленки.
Единичная упаковка продукции непрямоугольной формы Материалы-заменители:
Для упаковки продуктов непрямоугольной формы сложно использовать полипропиленовые пленки. ПО пленки имеют более высокие потребительские характеристики перед термоусадочными пленками из ПВХ и ПЭ. Термоусадочные ПЭ пленки – это вариант экономичной упаковки, где не так важно представительское оформление продукта. Конечно, по цене ПО пленки не могут здесь конкурировать.
В тех же направлениях, где важно красиво представить продукт – подарочные наборы, парфюмерия и косметика, - ПО пленки будет распространяться все больше и больше. Главный драйвер распространения пленок – их доступность.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка полиолефиновых пленок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных «Рынок полиолефиновых пленок в России».
|