УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ |
В настоящее время российский автопарк насчитывает более 40 млн. автомобилей. Для очистки моторного масла на большинстве из них применяют неразборные масляные фильтры, выполненные в металлическом корпусе. В среднем для обеспечения нормальной работы автомобильного двигателя на каждый работающий автомобиль приходится от 3 до 4 масляных фильтров в год, соответственно на весь автопарк ежегодно расходуется более 140 млн. масляных фильтров. Одной из главных экологических проблем на территории РФ остается неорганизованный сбор и практическое отсутствие утилизации отработанных автомобильных масляных фильтров. В связи с отсутствием в большинстве городов пунктов сбора и предприятий по утилизации отработанных фильтров, их, как правило, складируют вместе с отходами металлов или твердыми бытовыми отходами, а чаще их просто выбрасывают. Выбрасывают их не только автолюбители, самостоятельно обслуживающие свои автомобили, но и автосервисные и автотранспортные предприятия. Отработанный автомобильный масляный фильтр, конструктивно представляет собой металлическую капсулу, в которой находятся резиновые и полимерные клапаны, бумажная штора, стальные детали и от-работанное моторное масло. Как только масляный фильтр оказывается резьбовой частью вниз, из него моментально вытекает до 10…15% отработанного автомобильного масла. Отработанные фильтры, попадая в окружающую среду, во внутреннюю их полость через резьбовое отверстие затекает вода и по мере заполнения фильтра водой из него вытекает моторного масло, вытесняемое поступающей водой. Со временем металлическая капсула коррозирует, образуются сквозные отверстия, через которые накопившаяся вода и остатки масла поступают в окружающую среду. Отработанное автомобильное масло, как отход отнесен к 3 классу опасности и поступая в окружающую среду, загрязняет почву, горные породы зоны аэрации, подземные и поверхностные воды. Особую опасность представляет синтетическое и полусинтетическое масло.
Сметанин В.И., Дрегина Т.А. Московский государственный университет природообустройства, Москва, Россия
|