АВТОМАТИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ |
Современный, прогрессивный подход к организации центрального теплоснабжения предполагает отказ от применявшейся прежде практики качественного регулирования параметров теплоносителя на источниках теплоты и его подачи в дома через гидроэлеваторы. |
Недостатки элеваторных систем теплоснабжения стали очевидны специалистам уже достаточно давно[1]. Например, еще в 1988 году их в полной мере ощутили на родине легендарного КАМАЗа, в Набережных Челнах, городе с более чем полумиллионным населением. Уже в ту пору из-за опережающих темпов роста городского населения мощности Набережно-Челнинской ТЭЦ стало недостаточно для покрытия нагрузок горячего водоснабжения. Это привело к резкому снижению качества циркулирующей в тепловых сетях воды. В результате увеличения содержания в ней кислорода и солей жесткости усилился процесс коррозии и зарастания внутренних поверхностей трубопроводов тепловых сетей и отопительных систем жилых домов[2].
Реконструкция цеха химводоподготовки ТЭЦ ожидаемого результата не дала. Так, согласно данным «Татгосэнергонадзора», по состоянию на 2001 год зарастание внутренних поверхностей трубопроводов отопительных систем составляло для зданий возрастом до 10 лет (!) 60-80%, а иногда и более. Это привело к увеличению гидравлического сопротивления внутренней разводки домовых отопительных систем. В результате элеваторные тепловые узлы стали работать «в перемычку», т.е. поступающая в жилые здания горячая вода сразу уходила в обратный трубопровод, не попадая в отопительную систему. Чтобы как-то решить эту проблему и дать в дома тепло, эксплуатирующие организации были просто вынуждены установить заглушки на линиях подмеса гидроэлеваторов. На практике это означало, что гидроэлеваторы перестали работать, системы отопления большинства жилых зданий оказались присоединены к тепловым сетям напрямую и работали по температурному графику источника тепла. То есть в дома могла пойти нагретая до 150°С сетевая вода. Это не только увеличивало риск аварий, но и создавало реальную опасность для жильцов.
Как следует из отчета ООО «Инженерный Центр ЭнергоТехАудит», при плановой проверке в 2001 году было выявлено, что в рабочем состоянии находятся лишь немногим более 8% элеваторных узлов. Поэтому температурный график на источниках теплоты пришлось изменить, ограничив максимальное значение температуры сетевой воды 105°С[3]. Результатом стало нарушение режима работы городской теплосети, исправить которое традиционными методами уже не представлялось возможным. Многие здания, для обеспечения приемлемого теплового режима во внутренних помещениях, и вовсе были поставлены «на слив», т.е. вода, прошедшая через систему отопления, попросту сливалась в канализацию. Кроме того, из-за снижения температуры ГВС существенно увеличился водоразбор. Все это привело к еще большему росту нагрузки на городскую теплосеть и увеличению расхода горячей воды, не говоря уже о том, что отопление в домах работало нестабильно.
Однако в городе решили не доводить ситуацию до полного коллапса. «Единственным выходом в сложившейся ситуации был перевод жилого фонда на регулируемое теплопотребление, то есть модернизация домовых отопительных систем с установкой автоматизированных узлов управления или индивидуальных тепловых пунктов[4], — рассказывает Эдуард Гильфанов, руководитель группы продаж компании «Данфосс» (крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления) в регионе. — Впервые в Набережных Челнах такое решение приняли в 2004-м. Это была совместная инициатива городской администрации и руководства ОАО «Татэнерго», первая в своем роде в Татарстане. Пилотными объектами стали 23 жилых дома в 62-м микрорайоне города».
В зданиях установили автоматизированные узлы управления (АУУ), построенные на базе оборудования Danfoss и насосов Grundfos, а также узлы коммерческого учета тепловой энергии. Пусконаладочные работы завершились уже в январе-феврале 2005 года.
В результате проведенной модернизации фактическое теплопотребление зданий не только было приведено в соответствие с проектным, но опустилось ниже него более чем на 20%. А по сравнению с домами, где модернизация не проводилась, потребление оказалось в 1,5 раза меньше. И это даже без балансировки отопительных систем по стоякам и установки радиаторных терморегуляторов на отопительных приборах. Стоимость работ и оборудования составила около 12 миллионов рублей, а срок окупаемости проведенных энергоэффективных мероприятий — 4 года[5].
Результат превзошел все ожидания и позволил не только стабилизировать режим теплоснабжения в районе. А в масштабах города подобные мероприятия могли не только нормализовать ситуацию, но и высвободить дополнительные мощности, необходимые для подключения к теплосетям новых районов. В том числе за счет повышения температуры воды, циркулирующей в существующих тепловых путях, что увеличило их производительность. При использовании устаревших с инженерной точки зрения элеваторных схем подключения домов это невозможно. Поэтому городской администрацией и энергоснабжающей организацией ОАО «Татэнерго» было принято решение о расширении полученного опыта и поэтапном проведении модернизации узлов регулирования в масштабах всего города. Реализация проекта, финансируемого за счет городского бюджета, продолжилась в 2005-2007 годах. «До принятия в конце июля 2007 году закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в Набережных Челнах уже были смонтированы узлы автоматического регулирования в ста многоквартирных жилых домах — говорит Эдуард Гильфанов («Данфосс»). — Фактически здесь начали модернизацию на 2,5 года раньше, чем по стране в целом. Это позволило монтажным и эксплуатирующим организациям подготовиться к реализации федеральной программы и оперативно включиться в нее. Особенно значимую роль в этом процессе сыграла компания «Инженерный Центр ЭнергоТехАудит», выполнявшая практически все проектные работы и осуществлявшая шеф-монтаж оборудования тепловых узлов».
Включившись в федеральную программу, город наращивал темпы повышения энергоэффективности своего коммунального хозяйства. К началу отопительного сезона 2008-2009 года было установлено и запущено в эксплуатацию 297 индивидуальных тепловых пунктов жилых домах. Причем если половину необходимых на это средств, в соответствии с законом № 185-ФЗ, предоставил федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, то оставшаяся часть суммы была выделена из республиканского и муниципального бюджетов. В итоге проведенных мероприятий в переоборудованных жилых зданиях удалось уменьшить потребление тепловой энергии и снизить размер платежей населения за отопление и горячее водоснабжение в среднем на 17-19%.
Но сейчас уже можно говорить о более значительных результатах. К настоящему моменту автоматика установлена более чем на тысяче тепловых узлов. «Особенность Набережных Челнов заключается в том, — уточняет Эдуард Гильфанов, — что часть города («Новый город») — с открытым водоразбором на нужды ГВС, а другая часть — с приготовлением горячей воды в ЦТП и ИТП. На сегодняшний день город на 80% оснащен автоматизированными тепловыми пунктами, в том числе с приготовлением горячей воды».
За 5 лет теплопотребление в Набережных Челнах, в пересчете на квадратный метр жилой площади, сократилось более на 21%, а суммарное потребление горячей воды — на 23%. И это несмотря на рост жилого сектора. Неудивительно, что на состоявшемся недавно в городе заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Набережные Челны были названы единственным в России городом с действительно энергоэффективным ЖКХ. А президент страны Дмитрий Медведев поставил его в пример руководителям других регионов и муниципальных образований[6].
Следует отметить, что в городе не собираются останавливаться на достигнутом. В ближайшие 2-3 года здесь планируют полностью завершить модернизацию узлов погодного регулирования и горячего водоснабжения в многоквартирных домах. «Бюджетным организациям надо активнее внедрять проекты по энергосбережению», — считает Ильдар Халиков, премьер-министр Республики Татарстан (до недавнего времени — мэр Набережных Челнов). По мнению чиновника, минимальный срок окупаемости энергоэффективных решений должен стимулировать муниципальные структуры к более активному поиску источников инвестиций для их реализации[7].
Пример Набережных Челнов наглядно свидетельствует о том, что энергосбережение может стать способом решения многих реально существующих проблем коммунальной сферы. Как показывает практика, нацеленность муниципальных властей на преодоление ситуации и воля к достижению поставленных целей позволяют решить многие задачи своими силами, не дожидаясь того момента, когда на федеральном уровне будут разработаны механизмы поддержки и финансирования энергоэффективных проектов. А тот, кто раньше решает свои проблемы, тот раньше начинает и считать прибыль: арифметика здесь очень простая.
С анализом российского рынка счетчиков учета и контроля водо- и теплоснабжения Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок газовых, тепловых и водяных счетчиков в России».
Пресс-служба «Данфосс»
[1] http://komhoz.com/2010/10/12/prakticheskie-aspekty/ [2] http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=538 [3] http://www.energosovet.ru/stat610.html [4] Автоматизированный узел управления (АУУ) предполагает зависимое подключение объекта к теплосети. В этом случае реализуется управляемая насосная схема смешения теплоносителя. В то время как с помощью автоматизированного теплового пункта (АИТП) осуществляется независимое (через теплообменник) подключение. [5] http://www.energosovet.ru/stat610.html [6] http://www.rf-energy.ru/articles/tv/66252/ |