ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ: глюкозно-фруктозные сиропы


Организация производства глюкозно-фруктозных сиропов является в настоящее время одним из наиболее привлекательных инвестиционных направлений.


В пользу этого говорят такие характеристики рынка, как:

• Значительная потенциальная емкость. Потенциальная потребность пищевой индустрии в глюкозно-фруктозных сиропах в наиболее привлекательных сегментах достигает 5 млн. тонн. Потребление ГФС имеет большой потенциал для роста, что связано, главным образом, с преимуществами его использования:

(1) снижение калорийности продукта за счет замены сахара;
(2) улучшение потребительских свойств конечного продукта (аромата, вкуса, консистенции);
(3) повышения срока хранения конечного продукта;
(4) снижение затрат на подсластители за счет более высокого показателя сладости (при сопоставимости цен на сахар).

• Интерес производителей продуктов питания к ГФС при создании адекватных условий потребления:

(1)  цена;
(2)  время транспортировки.
 
В ходе интервью с производителями продуктов питания было выявлено несколько факторов, сдерживающих развитие рынка ГФС в России:

• Крайне неразвитое предложение. Отсутствие производителей в местах сосредоточения крупных потребителей  - главный фактор, не позволяющий рынку сформироваться. Снижение качества сиропа при транспортировке на расстояния свыше 500 км сильно ограничивает потенциальный спрос.

Отсутствие производителей приводит и к другим негативным факторам, а именно низкий уровень информированности потребителей о свойствах и технологии использования глюкозно-фруктозных сиропов. Снизить влияние данного фактора возможно только усилиями самих производителей.

Появление двух-трех производителей к 2012 году несколько улучшит ситуацию, однако, не будет являться переломным моментом для отрасли, так как все предприятия планируют расположиться на Юге России (Краснодарский край, Ростовская область).

• Высокая цена на ГФС. История американского рынка ГФС показывает, что основополагающей предпосылкой становления и развития отрасли служат высокие цены на сахар. Только при высоких и растущих ценах на сахар рынок глюкозно-фруктозных получит стимул к развитию. В России рынок сахара защищается государством, в результате чего цены всегда были относительно доступны. На сегодняшний день цена килограмма сахара в 1,9 раз ниже килограмма глюкозно-фруктозного сиропа в пересчете на сухое вещество.

Вместе с тем, сложившееся соотношение в среднесрочной перспективе может измениться в пользу рынка ГФС. На это могут повлиять две тенденции: с одной стороны,  организация новых производств, с другой стороны рост мировых цен на сахар-сырец.

Существующая цена на ГФС, заявленная компанией Каргилл, не может приниматься нами за основу для  прогноза, поскольку фактически это цена монополиста на несуществующем рынке. Вместе с этим, есть основания предполагать, что цена завышена. Появление конкуренции неизбежно приведет к снижению общего уровня цен, хотя это может произойти нескоро. Мы предполагаем, что выход трех новых игроков в 2012 году повлечет за собой снижение цены.

В свою очередь неизбежен и рост цен на сахар на российском рынке в краткосрочной перспективе. Уже в конце 2009 года, а также в 2010 году цены на сахар увеличатся. Рост будет вызван прогнозируемым дефицитом сахара-сырца на мировом рынке из-за неурожая сахарного тростника в Индии и Бразилии.  На фоне сокращения предложения прогнозируется повышения спроса со стороны самой Индии (крупнейшего мирового потребителя этого продукта).

После 2010 года тенденция роста мировых цен на сахар может продолжиться. Однако фактором дисбаланса между спросом и предложением послужит уже не засуха, а переориентацией крупнейшего мирового производителя сахара-сырца – Бразилии – на рынок топливного этанола для заправки автомобилей. Сахар – сырец постепенно рискует превратиться из продовольственного в энергетический продукт.

Рост цен на сахар вкупе со снижением цен на ГФС как нельзя лучше отразится на российском рынке ГФС.

Оценка потенциальной емкости

Россия обладает потенциально очень емким рынком глюкозно-фруктозных сиропов. Потенциальная емкость представляет собой тот теоретический предел, к которому рынок будет всегда стремиться, но так никогда и не достигнет.

Потенциальную емкость возможно рассчитать двумя способами:

1) Расчет потенциальной емкости рынка на основе среднедушевого потребления ГФС, присущего наиболее развитому рынку  - США. По состоянию на 2008 году объем потребления ГФС на душу населения в США составляет 26 кг (по сухому веществу) и около 35 кг (в жидком состоянии). Исходя из численности населения РФ, можно рассчитать, что потенциальная емкость рынка глюкозно-фруктозных сиропов в жидком состоянии достигает 4,9 млн. тонн при текущем потреблении 0,015 млн. тонн.

2) Расчет потенциальной емкости рынка в наиболее перспективных сегментах на основе нормы расхода подсластителей.

Для количественной оценки потенциальной емкости в данном случае берутся данные о внутреннем объеме производства наиболее перспективных видов продукции и усредненной нормы расхода главного заменителя – сахарозы (в отдельных случаях ГФС) на единицу продукции. Сведения о нормах расхода взяты в соответствии с практикой потребителей подсластителей. Потенциал рынка глюкозно-фруктозных сиропов связан преимущественно с развитием трех отраслей пищевой индустрии:

• Безалкогольные напитки;
• Йогурты сладкие;
• Плодово-ягодная консервация;
Кроме того, интерес с точки зрения перспектив потребления представляют:
• Кетчупы;
• Мороженое;

Безусловно, кондитерская отрасль, а также хлебопечение также обладает большим потенциалом для роста. Однако в виду отсутствия достоверной статистической информации узких сегментов кондитерского рынка, а также возможных рецептур с применением ГФС, рассчитать емкость не представляется возможным. Вместе с тем, мы предполагаем, что емкость рынка глюкозно-фруктозных сиропов в данном сегменте достигает 1 млн. тонн.

Оценка потенциальной емкости рынка глюкозно-фруктозных сиропов в наиболее перспективных сегментах

ОтрасльОбъем производстваРасход сахарозы на единицу продукцииПотребление сахарозы, тыс. тоннПотребление ГФС (по сухому веществу) с поправочным коэффициентом1Потребление ГФС, в жидком состоянии
Плодово-ягодная консервация (в т.ч. фруктово-ягодные наполнители)3700 тыс. тонн500кг./тонну185014801992
Йогурты сладкие568 тыс. тонн40кг. (ГФС)/тонну23 (ГФС)1718
Безалкогольные напитки (без учета "лайт")401200 тыс. дкл400 кг./1000л188815102033
Мороженое410 тыс. тонн5% от массы211521
Кетчуп125 тыс. тонн125кг./тонну1612,517


1 При переходе от сахарозы к ГФС вводится поправочный коэффициент, равный 0,8, отражающий возможность использования меньшего количества сиропа (по сухому веществу) в сравнении с сахарозой, связанную с меньшим показателем сладости последней.

Источник: оценка АКПР

Таким образом, совокупная потенциальная емкость рынка ГФС в обозначенных сегментах вместе с кондитерской отраслью составляет 5,08 млн. тонн. При этом наибольший потенциал формирует сегменты безалкогольных напитков (2 млн. тонн) и плодово-ягодной консервации (1,9 млн. тонн).


 

Соотношение реальной и потенциальной емкости рынка глюкозно-фруктозных сиропов, тыс. тонн

 

Прогноз спроса на ГФС

В период до 2012 года, до появления новых игроков, ситуация на рынке ГФС существенно не изменится. Заметный рост рынка может происходить только за счет привлечения новых потребителей в отрасль. Однако в условиях кризиса это едва ли возможно.

По итогам 2009 году ожидается падение рынка на 8,6%. При этом, в наибольшей степени падение спроса коснется импортной продукции – до -50%. Внутреннее производство ГФС снизится на 4%. В 2010 году в случае благоприятного развития событий в стране, и относительно быстрого выхода из кризиса, возможно возвращение рынка на уровень 2009 года.

В 2010-2011 гг. мы прогнозируем рост рынка не более, чем на 10% в год. Рост обеспечат существующие потребители сиропов за счет наращивания объемов производства конечной продукции. В период с 2012-2014 гг. при условии выхода на рынок всех заявленных проектов по производству ГФС  рынок способен показать многократный рост  (диаграмма 8.1.)

Прогноз спроса на ГФС в России в 2009-2014 гг., тыс. тонн

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка глюкозно-фруктовых сиропов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок глюкозно-фруктовых сиропов в России».

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru