ПРОЕКТ ВОПРЕКИ ПОЛИТИКЕ


Пока политики конфликтуют, бизнес работает. Причем, весьма успешно. Пример сотрудничества на фоне идеологических споров российского и эстонского правительств в декабре прошлого продемонстрировали российская компания «Еврохим» и эстонский порт Силламяэ.


 


   «Мы вне политики, на уровне людей и бизнесов у нас прекрасные отношения», - заявил на церемонии открытия терминала TankChem в порту Силламяэ бывший премьер-министр Эстонии, а ныне – председатель правления AS Sillamäe Sadam Тийт Вяхи.
Такие прекрасные отношения представителям разных стран обеспечила необходимость развития логистики. В России сейчас крайне мало специализированных портовых мощностей для перевалки химгрузов. Да и не только «химики» - практически все крупные грузоотправители сталкиваются с трудностями: заторы в портах, сложности с доставкой груза по ж/д, высокие транспортные тарифы… До Бога высоко, до царя – далеко, а проблемы решать надо: удачная мировая конъюнктура ждать не будет. Вот и берут частные компании дело в свои руки. 
   Многоцелевой химический терминал TankChem компании «Еврохим» был торжественно открыт на северо-востоке Эстонии, в порту Силламяэ 6 декабря. На реализацию проекта – от идеи до «красной ленточки» ушло чуть больше двух лет: год – на проектирование и решение административных проблем, и год – собственно на строительство. Цена «вопроса» - 14 млн. евро. «Мы объективно перевыполнили сроки и уложились в бюджет», - отмечает директор терминала TankChem Вячеслав Спирин.
Хотя торжественная церемония проходила зимой, фактически TankChem работает с лета нынешнего года. Первая партия – 3 - 4,5 тыс.т. метанола (по задумке, это вообще самый важный груз для терминала) ушла из Силламяэ в Европу в середине лета. Первое время через терминал будет отгружаться только жидкое химическое сырье – метанол, уксусная кислота и т.д. Первая очередь TankChem рассчитана на перевалку 700 тыс.т. химгрузов, вторая очередь, которую планируется ввести в строй в 2007 году, должна обеспечить оборот в 1,5-2 млн. тонн. В основном через терминал будут отгружать свою продукцию предприятия «ЕвроХима» - ОАО Новомосковская АК «Азот» (Тульская область) и ОАО «Невинномысский Азот» (Ставропольский край). Однако «жадничать» и уподобляться собаке на сене «Еврохим» не собирается – через TankChem смогут работать и другие компании, такие, например, как «Щекиноазот», «Метафракс», «Сибур» и прочие. Кроме того, терминал будет не только экспортировать, в планы TankChem входит и работа с импортными грузам – например, толуолом из Дании.
     Выбор «ЕвроХима», подыскивавшего место для нового терминала, пал на Силламяэ не случайно. Теоретически, метанол можно грузить и в Котке, и в Одессе. Однако с экономической точки зрения Силламяэ – самый удобный вариант. Он находится на территории Евросоюза и входит в состав свободной экономической зоны (что означает 0% налогов и пошлин – транзитные грузы, складирующиеся на территории СТЗ не более 3 лет, налогами и пошлинами не облагаются). Силламяэ – самый близкий к России из портов Евросоюза, он расположен в 25 км от эстонско-российской границы, связан железнодорожной веткой с Санкт-Петербургом и Таллином. Все это делает Силламяэ местом весьма перспективным. Причем перспективами этими соблазнился не только «ЕвроХим», но и «Акрон». Однако «ЕвроХим» обошел конкурента и запустил свой проект раньше – ВСТ «Акрона» должен начать работу только в 2008 году.
Терминал в Силламяэ, уверены в МХК «ЕвроХим», поможет оптимизировать расходы на транспортировку и будет способствовать расширению поставок на рынки Северной Европы и Южной Америки. Раньше жидкая химия «ЕвроХима» шла через финские порты Хамина и Котка.
  Уже сейчас TankChem – это большой современный комплекс, оснащенный всем необходимым для приема и дальнейшей транспортировки грузов в Польшу, Германию, Бельгию, Голландию, США и другие страны. TankChem занимает территорию в 5,7 га, складские мощности позволяют хранить 37 тыс. куб. м метанола и 6 тыс. куб. м другой продукции. В дальнейшем планируется ввести дополнительные резервуары. На территории терминала имеется свой трубопровод, составы, доставляющие грузы по разгрузочной эстакаде на танкеры. Глубина у причалов – более 16 м, что позволяет принимать самые крупные суда, заходящие в Балтийское море через Датские проливы. TankChem способен работать с такими грузами как метанол, уксусная кислота, винилацетат, бутилацетат, толуол, моноэтиленгликоль и др.
   «Этот порт – самый новый в Европе, и все в нем соответствует международным стандартам, в том числе и меры, принятые по обеспечению безопасности окружающей среды», - отмечает директор ОАО МХК «ЕвроХим» по логистике и закупкам Павел Яковлев.
    Экология – вопрос непростой, пожалуй, для любой компании, работающей с химией. На природоохранные мероприятия на TankChem было потрачено 10% от сметной стоимости всего проекта – 1,5 млн евро. Терминал спроектирован так, что любая авария не выйдет за пределы той территории, где случился инцидент, утвержают в компании. «Уверен, что баланс между экологией, бизнесом и обществом не будет нарушен», - заявил на церемонии открытия министр экологии Эстонии Рейн Рандвер.
    Договор аренды с владельцами порта заключен на 49 лет. Причем терять время в «Еврохиме» не намерены – возможности для развития очень большие. Причальная стенка, трубопроводы, внутренняя территория – все в порту выверено и построено с таким расчетом, чтобы в перспективе можно было обрабатывать и 20, и 40 млн тонн. Были бы грузы.
   TankChem – не первая веха в логистической истории «ЕвроХима». Такая «непрофильная», казалось бы, деятельность вообще все чаще привлекает внимание производителей. «Развитие собственного логистического бизнеса даст компании независимость на рынке железнодорожных и морских перевозок и позволит полностью контролировать весь процесс транспортировки, тем самым обеспечивая своевременную доставку грузов клиенту и, соответственно, выполнение контрактных обязательств в полной мере», - объясняет директор по закупкам и логистике МХК «ЕвроХим» Павел Яковлев. Нехватка специализированных портовых мощностей, особенно для минудобрений и жидкой химии, высокие тарифы на ж/д перевозки, заторы в портах – все эти проблемы существенно портят жизнь экспортерам. А поскольку «ЕвроХим» отправляет в другие страны около 80% своей продукции, пускать дело на самотек не приходится. Ну, а уж если развивать логистику – так только комплексно: полумерами должного эффекта не добиться. Компания уже имеет собственную шиппинговую компанию, которая работает на всех направлениях, где продаются удобрения и другие химические продукты. Степень обеспеченности собственным ж/д составом корпорация в ближайшее время предполагает довести до 50-60%. И, наконец, еще один актуальный вопрос – портовый – «ЕвроХим» также решает самостоятельно. Первой пробой сил в управлении портовыми активами для компании стало мурманское ЗАО «Агросфера». Правда, в этом случае «ЕвроХим» покупал уже «готовое» предприятие: комплекс по перевалке сухих минудобрений на Кольском полуострове был введен в эксплуатацию в 1998 году, а «ЕвроХим» купил основной пакет акций в 2004-ом. Сейчас мощность терминала, расположенного на причале №19 Мурманского МТП, составляет 2 млн тонн в год, минудобрения через Мурманск отгружаются в основном в страны Латинской Америки.
     И все же одно дело – «прийти на готовое», и совсем другое – начать собственный проект с нуля. «ЕвроХим» затеял сразу два таких вот абсолютно новых терминала: на Балтике (Силламяэ) и на Черном море, в Туапсе. Через Балтийские порты продукция «ЕвроХима» отгружается на рынки всей Западной Европы, а также Центральной и Латинской Америки, через черноморские идет к потребителям в странах Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, и опять-таки Центральной и Латинской Америки. Так вот, два терминала и призваны обеспечить быструю переориентацию грузопотоков с Балтики на Черное море и обратно в зависимости от запросов изменчивого рынка.
    Силламяэсский терминал уже действует, а значит, теперь «ЕвроХим» может сосредоточиться на строительстве «Туапсинского балкерного терминала». Разместить его планируется на территории, которую ранее занимал Туапсинский судо-механический завод Стоимость этого проекта, по оценкам, составит $60 млн, срок окупаемости – 4,4 года. Годовой оборот будущего Туапсинского терминала предполагается на уровне 2,3 млн тонн при суточной норме погрузки 12 тыс.т. Площадь терминала должна составить 6,7 га, протяженность причального фронта – 480 м, емкость крытого склада минудобрений – 116-135 тыс.т. Терминал сможет обрабатывать балкерные суда дедвейтом 10-40 тыс.т. Через терминал будет экспортироваться 3 вида минеральных удобрений: карбамид, аммофос и нитроаммофоска.

Журнал Freight.ru