СТАБИЛИЗАТОРЫ ЩМАС: виды и технология производства | ||||||||||||||||||||||||
Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной асфальтобетонной массы, состоящей из рационально подобранных по качеству и количеству и тщательно перемешанных компонентов: щебня (гравия), песка, минерального порошка и битума. | ||||||||||||||||||||||||
Асфальтобетон без крупного заполнителя (щебня) называют песчаным асфальтом или асфальтовым раствором. Качество и состав асфальтобетонных смесей установлены в соответствии с ГОСТ 9128-97 – «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» и ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные». Плотные дорожные асфальтобетоны {горячие и холодные) в зависимости от количественного содержания в них крупного или мелкого заполнителя подразделяют на пять типов: А, Б, В, Г, Д. Так, например, тип А содержит 50 ... 65% щебня; тип Б — 35 ... 50% щебня или гравия; тип В — 20 ... 35% щебня или гравия. Кроме того, плотные горячие и теплые асфальтобетоны подразделяют на три марки — I, II, III в зависимости от качественных показателей. В настоящее время в строительстве дорог применяются пять основных типов асфальтобетонных смесей: • Тип А; В последнее время набирает оборот дорожное строительство с применением ЩМАС, эксперты отмечают данный тип асфальтобетонной смеси как наиболее перспективный. Согласно ГОСТ 31015-2002, ЩМАС - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии. В качестве стабилизирующей добавки применяют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе, которые должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя. Из определения, данного в ГОСТ 31015-2002 можно сделать вывод о том, что использование стабилизирующих добавок является обязательным для ЩМАС. Уплотненная ЩМАС есть ЩМА. Пригодность других, не апробированных волокон (акриловых, минеральных, стеклянных и пр.), как и резинового порошка, полимеров и пр., следует обосновывать испытаниями по ГОСТ 12801-98 и по ТУ-5718.030.01393697-99. Применяемые добавки должны удовлетворять требованиям соответствующей технической документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке. Решение о применении той или иной добавки принимается исходя из соображений технико-экономической эффективности. Возможно совместное применение стабилизаторов ЩМАС и СБС модифицированного битума с адгезионной присадкой, что несомненно улучшит качество дорожного полотна, но и значительно увеличит стоимость строительства дороги. Смесь мелкозернистая плотная «Тип А» используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок ,мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения. Смесь мелкозернистая плотная «Тип Б» используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта. Смесь мелкозернистая плотная «Тип В» используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий улиц местного значения, площадок под стоянку легковых и грузовых автомобилей, внутри дворовых площадок и дорог. Смесь Песчаная плотная «Тип Г» используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов внутри дворовых площадок. Смесь Песчаная плотная «Тип Д» Используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов внутри дворовых площадок. ЩМАС применяются при строительстве дорог с большой интенсивностью движения и нагрузкой. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее - асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды: • ЩМА-20 - с наибольшим размером зерен до 20 мм; Требования к материалам ЩМАС Щебень из плотных горных пород и щебень из металлургических шлаков, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень фракции от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 15 мм, св. 15 мм до 20 мм, а также смеси фракций от 5 мм до 15 мм и от 5 мм до 20 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород должна быть не менее 1200, из осадочных горных пород, гравия и металлургических шлаков - не менее 1000, марка щебня по истираемости должна быть И1. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более 15% по массе. Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее 85% по массе. Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736; марка по прочности песка должна быть не ниже 1000; содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, - не более 0,5%, при этом содержание зерен мельче 0,16 мм (в том числе пылевидных и глинистых частиц в этой фракции) не нормируется. Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ 16557. * При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в таком количестве, чтобы содержание ее в зернах мельче 0,071 мм было не более 50% по массе. Содержание глинистых частиц в пыли улавливания, определяемых методом набухания, должно быть не более 5,0% по массе. В качестве стабилизирующей добавки применяют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе, которые должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя. Целлюлозное волокно должно иметь ленточную структуру нитей длиной от 0,1 мм до 2,0 мм. Волокно должно быть однородным и не содержать пучков, скоплений нераздробленного материала и посторонних включений. По физико-механическим свойствам целлюлозное волокно должно соответствовать значениям, указанным в таблице.
| ||||||||||||||||||||||||
Допускается применять другие стабилизирующие добавки, включая полимерные или иные волокна с круглым или удлиненным поперечным сечением нитей длиной от 0,1 мм до 10,0 мм, способные сорбировать (удерживать) битум при технологических температурах, не оказывая отрицательного воздействия на вяжущее и смесь. Общее описание стабилизаторов ЩМАС Применяемые в дорожном строительстве стабилизаторы ЩМАС различаются по форме и составу. Существует две основных формы стабилизаторов – волокно и волокно, спрессованное в гранулы. Состав стабилизаторов ЩМАС также разнится. В соответствии с ГОСТ 31015-2002 необходимо применять целлюлозное волокно, однако на практике применяется также асбестовое волокно, волокнистая масса, полученная из макулатуры и отходов, целлюлоза, агломерированная дорожным битумом, целлюлоза с различными добавками. Технология производства целлюлозного волокна представлена на рисунке 1. Рис. 1 Линия производства целлюлозного волокна Оборудование для производства целлюлозного волокна состоит из следующих позиций: 1. Наклонный стол с гидравлическим приводом Гранулирование волокон осуществляется методом прессования в грануляторе. Основные характеристики стабилизаторов ЩМАС, присутствующих на российском рынке представлены в таблице: Общая характеристика стабилизаторов ЩМАС
С анализом российского рынка теплоизоляции Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок стабилизаторов щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков | ||||||||||||||||||||||||