СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НЕТКАНЫХ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.К. Шавкин, ОАО «Научно-исследовательский институт нетканых материалов»: В настоящее время отраслевые научно-исследовательские институты привлечены к разработке стратегии развития гражданских отраслей промышленности на период до 2015 г., и наш институт принимает в этой работе посильное участие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производство нетканых материалов занимает самостоятельное положение среди отечественных: отраслей текстильной промышленности, тж. специфические свойства нетканых полотен позволяют широко использовать их не только в качестве заменителей некоторых тканей, но и создавать материалы с принципиально новыми эксплуатационными свойствами, которые не могут быть обеспечены классическими способами производства текстильной продукции. При разработке стратегии развития производства нетканых материалов учитывались мировые тенденции развития производства нетканых материалов и совокупность социально-экономических факторов деятельности подотрасли в условиях присоединения РФ к ВТО. Общеизвестно, что при слиянии национального и международного рынков может происходить потеря национального контроля над целыми отраслями промышленности и подотрасль нетканых материалов является исключением. И этот факт учитывался в нашей работе. Современная деятельность подотрасли нетканых материалов осуществляется в условиях становления нормальных рыночных отношений и серьезного комплекса макроэкономических и отраслевых проблем: • В первую очередь это проблемы, связанные с отсутствием эффективной государственной политики в отношении текстильной промышленности. Текстильная промышленность не попала в число сфер приоритетного развития экономики и до настоящего времени отсутствует единая точка зрения относительно перспектив ее развития. Результатом является то, что производство нетканых материалов в условиях растущего спроса на продукцию подотрасли развивается на фоне интервенции российского рынка нетканых материалов со стороны западных и восточных товаропроизводителей. Объем импорта нетканых материалов в 2004 г. составил 18 тыс. тонн, в 2003 - 16,7 тыс. тонн. Основные импортеры: Германия, Италия, Польша, Китай, США, Чехия; • юридическая незащищенность предприятий при переделе собственности и агрессивная деятельность рейдеров способствовали инициированию банкротства многих предприятий подотрасли, потери ими отраслевой принадлежности (один из примеров - фабрика искусственного меха, г. Дмитров); • отсутствие продуманной тарифно-таможенной политики, которая не позволяет защищать российского производителя и создавать благоприятный инвестиционный климат отечественным и иностранным товаропроизводителям; • действующая налоговая система в ее нынешнем виде не только не направлена на ускорение экономического роста и поддержку действующих предприятий, но и является фактором его торможения, т.к. изымает не только прибавочный, но и необходимый для инвестиционного развития продукт; • высокая бюрократизация бизнеса, сложившаяся в условиях жесткого контроля государства и его органов. Сегодня предприятия подотрасли находятся под пристальным вниманием более 40 органов, пытающихся контролировать различные технические, экологические и финансовые аспекты их деятельности, что постоянно содержит угрозу нормальной деятельности предприятий; • высокие процентные ставки на кредитные ресурсы, девальвация курса отечественной валюты также являются проявлением поверхностного отношения государства к промышленности нетканых материалов, Рынок подотрасли нетканых материалов постоянно испьггывает давление со стороны нелегального оборота продукции. В этих условиях предприятия подотрасли постоянно конкурируют с большим количеством недобросовестных перепродавцов, что, безусловно, сказывается на микроэкономических показателях их деятельности. При разработке Стратегии развития нетканых материалов учитывался научный, технический и технологический уровень производства на наших предприятиях. Сегодня доля технологического оборудования, имеющего срок службы более 10 лет, составляет около 70%, что свидетельствует о том, что к 2010-2015 гг. в подотрасли нетканых матер и шов сформируется существенный инвестиционный спрос. К ключевым условиям реализации данной стратегии относятся: 1. Разработка государственной эффективной стратегии привлечения прямых инвестиций, в том числе и иностранных, в подотрасль нетканых материалов, т.к. собственных ресурсе в подотрасли сегодня недостаточно. Кроме того, на отечественных предприятиях не хватает возможностей для привлечения долгосрочных банковских кредитов инвестиционного характера. Прямые иностранные инвестиции могут привлекаться в виде технологического и финансового участия: - приобретения инвестором не менее 20-25% доли (вклада) в уставные капиталы действующих предприятий подотрасли 2. Интенсивное использование опыта зарубежных стран, его адаптация к внутренним условиям, основанным на конкурентных преимуществах нашей страны и использовании разумной политики привлечения прямых иностранных инвестиций. 3. Формирование необходимых промышленных кластеров, т.е. 4. Принятие административно-правовых мер для поддержки отечественных (российских) товаропроизводителей, в том числе: • разработка и реализация новой концепции налогообложения в условиях реализации стратегии развития базовых предприятий подотрасли и НИИ (налоговые льготы и освобождение от основных налогов: налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю базовых предприятий, осуществляющих капитальные вложения в развитие собственного производства на период нормативного срока окупаемости или достижения нормативного уровня рентабельности); • разработка государственной концепции строительства карьеры молодых специалистов предприятий подотрасли и молодых ученых научно-исследовательских организаций: поддержка и укрепление имеющейся системы профессионально-технического образования, стимулирование направления предприятиями и организациями подотрасли работающей молодежи на обучение, отсрочки (освобождение) от призыва в армию специалистов отраслевых НИИ и т.д.; • государственная поддержка финансирования поисковой тематики отраслевых НИИ. Действующая конкурсная система финансирования НИР не позволяет отраслевым НИИ проводить поисковую тематику, создавать научно-технические заделы, т.к. в конкурсе участвуют уже готовые научно-исследовательские работы. Речь должна идти о венчурном финансировании поисковой тематики; • разработка комплекса национальных стандартов на методы испытаний По оценкам ОАО «НИИНМ» исходя из емкости отечественного рынка в ближайшее время потребность в нетканых материалах следующих ассортиментных групп составит, млн.м2 в год: Обеспечить потенциальные потребности рынка возможно только за счет ускоренного развития следующих технологий получения нетканых материалов: Широко распространенными останутся традиционные способы производства нетканых материалов - иглопробивной, термобондинг.
В стратегии предложены приоритетные целевые программы, важнейшие инвестиционные проекты и комплекс обеспечивающих мероприятий. 1. Строительство: • государственных предприятий по выпуску нетканых материалов медицинского назначения по технологии ″спанлейс″ (гидростуйный способ) с общим объемом выпуска 240 млн. м2 в год. 2. Создание на базе ОАО «НИИНМ» (г. Серпухов) с участием государства нового производства по выпуску нетканых материалов для спецодежды, респираторной техники, сорбционных материалов с переоснащением двумя линиями «Дило-Фляйснер». 3. Модернизация предприятиий отрасли, выпускающих малотоннажные виды продукции спецназначения и по государственному оборонному заказу путем технического перевооружения новым оборудованием, обеспечивающим высокое качество продукции. Следует отметить, что главным результатом реализации стратегии развития должен являться не только количественный рост объемов производства, но и качественные изменения в техническом уровне подотрасли нетканых материалов, сто позволит приобрести технический потенциал для удовлетворения растущего национального спроса и ликвидации импортозависимости по нетканым материалам. По оценке наших специалистов инвестиционное обеспечение стратегии развития подотрасли нетканых материалов должно быть обеспечно как за счет привлечения частных инвестиций, включая и инвестиции зарубежных фирм. Для реализации оптимистического прогноза общая сумма должна составить 13-14 млрд. руб., в т.ч. 8-9 млрд. руб. для закупки оборудования и технологий. Подробнее о текущей ситуации и прогнозе развития технологий и рынка нетканых материалов смотрите в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:
В.К. Шавкин, ОАО «Научно-исследовательский институт нетканых материалов»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||