МОДИФИКАТОРЫ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ: виды и свойства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Битум модифицируют различными эластомерами, применение которых имеет цель улучшить эксплуатационные характеристики битума при экстремальных температурах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К добавкам, конечной функцией которых является улучшение качества дорожного полотна, относятся следующие типы материалов: Свойства и характеристики модификаторов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики СБС марки ДСТ-30-01
Источник: данные производителя Сополимеры этилена - ЭВА (EVA) Этиленвинилацетат и ЭМА (EMA) Этиленметилакрилат При использовании для модификации битумов данные вещества позволяют улучшить свойства битумов за счет изменения реологических свойств. Изменение реологических свойств ведет к повышению температуры размягчения, увеличению жесткости при высокой температуре и, следовательно, к повышению устойчивости к постоянной деформации, а также за счет улучшения гибкости битума при низких температурах, о чем свидетельствуют повышение его дуктильности, температуры хрупкости по Фраасу и результаты тестов, проводимых с помощью реометра BBR. Кроме того, повышается прочность битума (и соответственно его стойкость к образованию трещин), понижается его пенетрация, что также увеличивает сопротивление деформации без существенного изменения производственного процесса. Повышается и вязкость, но не до такого уровня, который повлиял бы на сам производственный процесс. Этиленовые сополимеры легко смешиваются с битумом. Это подтверждено на практике при использовании ЭВА, а также экспериментально в лабораторных условиях. Перечисленные свойства пластомермодифицированных связующих, а также устойчивость при хранении, вязкость и способность к перемешиванию были проанализированы при различных (от 3 до 7 %) уровнях модификации различных битумов. Модификаторы асфальтобетона на основе регенерированного каучука На российском рынке существует три решения на основе регенерированного каучука. Наиболее известное и испытанное решение – «Битрэк», который является битумнорезиновым вяжущим на основе резиновой крошки. Химическая технология, по которой такие вяжущие производятся, основана на добавлении в смесь битума с резиновой крошкой специальных реагентов-катализаторов, регулирующих радикальные процессы деструкции и сшивки каучуковых цепей резины и высокомолекулярных компонентов битума. Происходит это при создании в объеме битума и на поверхности частиц резиновой крошки условий для химически инициированной ступенчатой радикальной полимеризации в режиме «живых» цепей. В результате частицы резины объединяются как между собой, так и с высокомолекулярными компонентами битума в гетерогенную, армирующую, полимерную пространственную структуру с помощью достаточно прочных химических связей. Стабильность всей дисперсной гетерогенной системы, высокую и долговременную адгезию вяжущего обеспечивают полярные молекулярные группы, также вводимые в большом количестве в химическую структуру материала в процессе его приготовления.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики битумнорезинового композиционного вяжущего «Битрэк»
Источник: данные производителя Модификация битума СБСом или получение «Битрэка» – сложные технологические процессы. Другие решения присутствующие на российском рынке – «Унирем» и «КМА», представляют собой добавки, вводимые в смеситель при смешивании битума с минеральной частью. Подобную технологию сложно сравнивать с такими сложными процессами как модификация битума СБСом или производство «Битрэка». Химическая реакция, происходящая при смешивании «Битрэка» с битумом была открыта ещё в 80-х годах. Классификация модификаторов асфальтобетонных смесей, битумов и прочих добавок, используемых для дорожных полотен Добавки, целью применения которых является улучшение качества дорожного полотна, вводятся либо в битум, либо непосредственно в асфальтобетонную смесь. При этом, добавка определенного типа может вводиться как в битум, так и в асфальтобетонную смесь в двух различных технологических процессах. Прежде всего, речь идет о регенерированных каучуках. Модификатор «Унирем», который представляет собой регенерированный каучук с различными вспомогательными материалами, подразумевает введение в битум, но вместе с тем существуют резинобитумное вяжущее «Битрэк», полученное путем перемешивания битума с измельченной вулканизированной резиной в присутствии катализаторов. Классификация добавок к битуму и асфальтобетонным смесям в дорожном строительстве
Наиболее часто применяемыми в дорожном строительстве модифицирующими добавками для битума являются эластомеры и термопласты. Под эластомерами понимают полимеры, обладающие в диапазоне эксплуатации высокоэластичными свойствами. К эластомерам, применяемым в качестве модификаторов, относятся в основном синтетические каучуки различной физической формы (порошок, гранулы, жидкость). Каучуками модифицируют как битум, так и асфальтобетонную смесь. Классификация эластомеров, используемых для модификации дорожных битумов
Термопласты – полимерные материалы, способные обратимо переходить при нагревании в высокоэластичное либо вязкотекучее состояние. Классификация термопластов, используемых для модификации дорожных битумов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поверхностно-активные вещества предназначены для улучшения адгезии битума с минеральной частью асфальтобетонной смеси. Существует два типа ПАВ – анионные и катионные. Стабилизирующие добавки применяются для щебеночно-мастичной смеси. В данных добавках используются два типа волокон – целлюлозные и минеральные. Применение смол для снижения склонности к пластической текучести битума при низких температурах более характерно для стран Европы и США. В первую очередь речь идет об эпоксидной и полиуретановой смолах. Использование быстровысыхающего масла для предотвращения окисления также чаще встречается в странах Запада. При модификации битума СБСом возможно добавление индустриального масла в качестве вспомогательного материала. Помимо вышеуказанных добавок существуют другие комплексные решения. Например, Duroflex WA-80 от компании Rub Berlin GMBH, который вводится в асфальтобетонную смесь и представляет собой стирол-акрило-нитрильные сополимеры с целлюлозой и полиэстером. Также к ним относятся такие решения как «Унирем» и «КМА». Стабилизирующие добавки для ЩМАС (щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси). Стабилизаторы ЩМАС чаще всего представляют собой гранулированные целлюлозные волокна, однако возможно и применение минерального волокна. Указанные добавки применяются для увеличения прочности и стойкости к деформации ЩМА. Также целью применения является снижение показателя «стекание» ЩМАС. Основным стабилизатором, применяемым для ЩМАС как в России, так и в Европе, является Viatop-66, производства немецкой фирмы JRS Gmbh. С анализом российского рынка теплоизоляции Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок стабилизаторов щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей в России». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||