ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ


Качество дорожного битума в основном определяет долговечность дорожных покрытий. Появление трещин на дорожном покрытии означает, что оно на 85% исчерпало срок службы.


Установлено, что показатель «температура хрупкости» битума характеризует время до начала интенсивного трещинообразования дорожного полотна, так как его определение показывает наиболее опасное состояние дорожного покрытия при резких перепадах температур в  зимнее время. Соотношение физико-химических показателей битумов БНД обеспечивает дорожному покрытию наибольшую сдвигоустойчивость, трещиностойкость, длительную водо- и морозостойкость.

Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. С требованиями, предъявляемыми к качеству дорожных битумов, можно ознакомиться в таблице ниже.

Таблица

Требования к качеству дорожных битумов (ГОСТ 22245 – 90)

Показатель

БНД
200 / 300130 / 20090 / 13060 / 9040 / 60
Пенетрация, 0,1 мм при температуре: 
25 0С, не менее201-300131-20091-13061-9040-60
0 0С, не менее4535282013
Температура, 0С: 
размягчения, не ниже3540434751
хрупкости, не выше-20-18-17-15-12
вспышки, не ниже220220230230230
Дуктильность, см, при температуре: 
25 0С, не менее-70655545
0 0С, не менее20643,5-
Изменение температуры размягчения после прогрева, 0С, не более76555
Индекс пенетрацииОт -1,0 до +1,0

Источник: ГОСТ 22245-90

Дорожные битумы нормируются также по ТУ 38.1011356-91 (см. табл. ниже).

Таблица

Требования к качеству дорожных битумов (ТУ 38.1011356-91)

Показатель

БДУ
130 / 200100 / 13070 / 10050 / 70
Пенетрация при 25 0С131-200101-13071-10051-70
Т, 0С, не ниже 
размягчения40434751
вспышки220230230230
Дуктильность при 25 0С, см, не менее100100100100
После прогрева 
изменение массы, %, не более0,30,30,30,3
пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее50656560
Дуктильность при 25 0С, см, не менее10010010065
Температура хрупкости, 0С, не выше-20-17-15-12

Источник: ТУ 38.1011356-91

 


Битумы, нормируещиеся по ТУ, отличаются значительно большей дуктильностью (не менее 100 см), т.е. большей эластичностью, и в том, что в ТУ введены значения тех же показателей после прогрева.

В следующей таблице приведены требования к вязкости битума для асфальтобетонов в верхних слоях покрытия при принятой температуре испытания (например, 60°С) и показана его марка, рекомендуемая для данного района применения.


Таблица

Рекомендуемый интервал пластичности и марка битума для верхних слоев покрытий в различных дорожно-климатических зонах РФ

Район строительства
Дорожно-климатическая зона
Вязкость битума при 60°С, Па с
Интервал пластичности, °С, не менее
Марки битума по глубине проникания при 25°С, соответствующие рекомендациям графы 3
Северо-Западный районII50-25065БНД 90/130, БНД 130/200
Западный районII100-50065БНД 60/90, БНД 90/130
Центральный и Средне-Волжский районыII, III100-50072БНД 60/90, БНД 90/130
Южный и Юго-Восточный районыIV200—100060БНД 40/60
Уральский и Западносибирский районыII—IV25—20075БНД 90/130, БНД 130/200
Восточносибирский районI25—10075БНД 130/200, БНД 200/300
Дальневосточный районII100—50072БНД 60/90, БНД 90/130
В следующей таблице приведены значения требуемого интервала пластичности битума для нижнего слоя покрытия, его вязкости при 60°С и примерно соответствующей ей марки по глубине проникания иглы при 25°С, определенные для различных климатических условий. 
 
Таблица

Рекомендуемый интервал пластичности и марка битума для нижних слоев покрытия в различных дорожно-климатических зонах РФ

Район строительства
Дорожно-климатическая зона
Вязкость битума при 60 °С, Пас
Интервал пластичности, °С, не менее
Марки битума по глубине проникания при 25 °С, соответствующие рекомендациям графы 3
Северо-Западный районII7-70/5-2560/57МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200
Западный районII10-100/5-2560/57МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200
Центральный и Средне-Волжский районыII, III10-100/5-2565/60МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200
Южный и Юго-Восточный районыIV25-250/10-5057/55МГ 70/130,МГ 130/200БН 200/300,БН 130/200
Уральский и Западносибирский районыII, III10-100/5-2565/60МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200
Восточносибирский районI7-70/5-2565/60МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200
Дальневосточный районII15-100/5-2565/60МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200



Примечание. В числителе - для нижних слоев покрытий, в знаменателе - для оснований.
В следующей таблице приведены требования к прочности и деформативности асфальтобетонов для строительства слоев дорожных покрытий в разных районах страны.
 
Таблица

Требования к прочности и вязкости асфальтобетонов для верхних слоев покрытий в разных районах РФ

Район строительства
Предел прочности на растяжение при динамическом изгибе при 0°С,МПа для категории дороги
Вязкость при 50°С,
МПа с для категории дорог
I, II
III
I, II
III
Западный9,07,02015
Северо-Западный9,07,01510
Центральный9,57,52015
Средне-Волжский9,57,56555
Юго-Восточный9,07,06555
Южный8,06,5145125
Уральский11,08,52015
Западносибирский11,59,03020
Восточносибирский12,09,52015
Дальневосточный9,07,06555

Примечание 1. Требуемые значения вязкости даны для прямых горизонтальных участков. Для участков торможения, крутых уклонов требуемая вязкость определяется умножением на коэффициент условий работы Ку =1,5- 8.

Примечание 2. Требуемые значения прочности даны для горячих асфальтобетонов по условию обеспечения 68 % уровня эксплуатационной надежности покрытия. Для обеспечения 95 % уровня эксплуатационной надежности значения таблицы надо увеличить на 15 %.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России».

www.newchemistry.ru