ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ |
Качество дорожного битума в основном определяет долговечность дорожных покрытий. Появление трещин на дорожном покрытии означает, что оно на 85% исчерпало срок службы.
|
Установлено, что показатель «температура хрупкости» битума характеризует время до начала интенсивного трещинообразования дорожного полотна, так как его определение показывает наиболее опасное состояние дорожного покрытия при резких перепадах температур в зимнее время. Соотношение физико-химических показателей битумов БНД обеспечивает дорожному покрытию наибольшую сдвигоустойчивость, трещиностойкость, длительную водо- и морозостойкость. Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. С требованиями, предъявляемыми к качеству дорожных битумов, можно ознакомиться в таблице ниже. Таблица Требования к качеству дорожных битумов (ГОСТ 22245 – 90) Показатель | БНД | 200 / 300 | 130 / 200 | 90 / 130 | 60 / 90 | 40 / 60 | Пенетрация, 0,1 мм при температуре: | | 25 0С, не менее | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 | 0 0С, не менее | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 | Температура, 0С: | | размягчения, не ниже | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 | хрупкости, не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 | вспышки, не ниже | 220 | 220 | 230 | 230 | 230 | Дуктильность, см, при температуре: | | 25 0С, не менее | - | 70 | 65 | 55 | 45 | 0 0С, не менее | 20 | 6 | 4 | 3,5 | - | Изменение температуры размягчения после прогрева, 0С, не более | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | Индекс пенетрации | От -1,0 до +1,0 |
Источник: ГОСТ 22245-90 Дорожные битумы нормируются также по ТУ 38.1011356-91 (см. табл. ниже). Таблица Требования к качеству дорожных битумов (ТУ 38.1011356-91) Показатель | БДУ | 130 / 200 | 100 / 130 | 70 / 100 | 50 / 70 | Пенетрация при 25 0С | 131-200 | 101-130 | 71-100 | 51-70 | Т, 0С, не ниже | | размягчения | 40 | 43 | 47 | 51 | вспышки | 220 | 230 | 230 | 230 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 100 | 100 | 100 | 100 | После прогрева | | изменение массы, %, не более | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее | 50 | 65 | 65 | 60 | Дуктильность при 25 0С, см, не менее | 100 | 100 | 100 | 65 | Температура хрупкости, 0С, не выше | -20 | -17 | -15 | -12 |
Источник: ТУ 38.1011356-91
|
Битумы, нормируещиеся по ТУ, отличаются значительно большей дуктильностью (не менее 100 см), т.е. большей эластичностью, и в том, что в ТУ введены значения тех же показателей после прогрева. В следующей таблице приведены требования к вязкости битума для асфальтобетонов в верхних слоях покрытия при принятой температуре испытания (например, 60°С) и показана его марка, рекомендуемая для данного района применения. Таблица
Рекомендуемый интервал пластичности и марка битума для верхних слоев покрытий в различных дорожно-климатических зонах РФ Район строительства | Дорожно-климатическая зона | Вязкость битума при 60°С, Па с | Интервал пластичности, °С, не менее | Марки битума по глубине проникания при 25°С, соответствующие рекомендациям графы 3 | Северо-Западный район | II | 50-250 | 65 | БНД 90/130, БНД 130/200 | Западный район | II | 100-500 | 65 | БНД 60/90, БНД 90/130 | Центральный и Средне-Волжский районы | II, III | 100-500 | 72 | БНД 60/90, БНД 90/130 | Южный и Юго-Восточный районы | IV | 200—1000 | 60 | БНД 40/60 | Уральский и Западносибирский районы | II—IV | 25—200 | 75 | БНД 90/130, БНД 130/200 | Восточносибирский район | I | 25—100 | 75 | БНД 130/200, БНД 200/300 | Дальневосточный район | II | 100—500 | 72 | БНД 60/90, БНД 90/130 | В следующей таблице приведены значения требуемого интервала пластичности битума для нижнего слоя покрытия, его вязкости при 60°С и примерно соответствующей ей марки по глубине проникания иглы при 25°С, определенные для различных климатических условий. Таблица Рекомендуемый интервал пластичности и марка битума для нижних слоев покрытия в различных дорожно-климатических зонах РФ Район строительства | Дорожно-климатическая зона | Вязкость битума при 60 °С, Пас | Интервал пластичности, °С, не менее | Марки битума по глубине проникания при 25 °С, соответствующие рекомендациям графы 3 | Северо-Западный район | II | 7-70/5-25 | 60/57 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 | Западный район | II | 10-100/5-25 | 60/57 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 | Центральный и Средне-Волжский районы | II, III | 10-100/5-25 | 65/60 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 | Южный и Юго-Восточный районы | IV | 25-250/10-50 | 57/55 | МГ 70/130,МГ 130/200БН 200/300,БН 130/200 | Уральский и Западносибирский районы | II, III | 10-100/5-25 | 65/60 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 | Восточносибирский район | I | 7-70/5-25 | 65/60 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 | Дальневосточный район | II | 15-100/5-25 | 65/60 | МГ 70/130, МГ 130/200, БН 200/300, БН 130/200 |
|
Примечание. В числителе - для нижних слоев покрытий, в знаменателе - для оснований. В следующей таблице приведены требования к прочности и деформативности асфальтобетонов для строительства слоев дорожных покрытий в разных районах страны. Таблица Требования к прочности и вязкости асфальтобетонов для верхних слоев покрытий в разных районах РФ Район строительства | Предел прочности на растяжение при динамическом изгибе при 0°С,МПа для категории дороги | Вязкость при 50°С,МПа с для категории дорог | I, II | III | I, II | III | Западный | 9,0 | 7,0 | 20 | 15 | Северо-Западный | 9,0 | 7,0 | 15 | 10 | Центральный | 9,5 | 7,5 | 20 | 15 | Средне-Волжский | 9,5 | 7,5 | 65 | 55 | Юго-Восточный | 9,0 | 7,0 | 65 | 55 | Южный | 8,0 | 6,5 | 145 | 125 | Уральский | 11,0 | 8,5 | 20 | 15 | Западносибирский | 11,5 | 9,0 | 30 | 20 | Восточносибирский | 12,0 | 9,5 | 20 | 15 | Дальневосточный | 9,0 | 7,0 | 65 | 55 |
Примечание 1. Требуемые значения вязкости даны для прямых горизонтальных участков. Для участков торможения, крутых уклонов требуемая вязкость определяется умножением на коэффициент условий работы Ку =1,5- 8. Примечание 2. Требуемые значения прочности даны для горячих асфальтобетонов по условию обеспечения 68 % уровня эксплуатационной надежности покрытия. Для обеспечения 95 % уровня эксплуатационной надежности значения таблицы надо увеличить на 15 %. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России». www.newchemistry.ru |
|
|