НЕЙЛОН В АВТОПРОМЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нейлон 6 и 66 играют все более важную роль в производстве деталей, расположенных под капотом автомобиля, где они конкурируют с занимающими здесь прочные позиции материалами: металлами и термореактивными пластмассами… | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Популярность использования полиамидных смол при производстве двигателей автомобилей и окружающих их деталей обусловлена несколькими преимуществами, которые они предоставляют: термостойкость, устойчивость к воздействию масел и коррозионно-активных химикатов; высокие прочность на разрыв и модуль продольной упругости; относительно небольшая масса и низкие производственные затраты; привлекательный внешний вид, а также возможность соединения частей. Крышки двигателя Рис. 1. Формованные из нейлона крышки двигателя обладают внешним видом, который приходится потребителям по вкусу О некоторых запущенных в производство марках армированного нейлона имеются данные как об особенно хорошо подходящих для производства крышек двигателей. Например, Akulon Ultraflow компании DSM, марки нейлона 6, сочетающие армирование стекловолокном и неорганическим волокном, представляют собой материалы с высокой текучестью, которые, по имеющимся данным, позволяют проектировать детали с более тонкими стенками, чем из других промышленных полиамидных (нейлоновых) смол. Считается, также, что они увеличивают скорость производства на 40% по сравнению с конкурирующими полиамидными продуктами. Сообщается также и о других преимуществах этих марок нейлона 6 по сравнению с другими полиамидами: высокая прочность, хорошие эстетические качества, более низкое давление при литье под давлением, и меньшее количество некондиционной продукции. Воздухозаборные коллекторы Рис. 2. Воздухозаборный коллектор модели Nissan V-8, изготовленный из армированного стекловолокном нейлона, обеспечивает экономию 40% веса по сравнению с алюминиевым аналогом. Обычными пластмассовыми материалами для изготовления воздухозаборных коллекторов являются армированные стекловолокном на 30-35% нейлон 6 и нейлон 66. Некоторые коллекторы производят при использовании способа литья с выплавляемыми стержнями; другие производятся из двух раковин, полученных литьём под давлением, которые затем соединяются с помощью вибросварки. Марки нейлона, рецептура которых составлена для производства воздухозаборных коллекторов, могут выдерживать температуры до 150°C, при этом они устойчивы к воздействию масел и смазочных материалов, и обладают исключительной твердостью и низким шумоизлучением. Крышки коромысла Рис. 3. По имеющимся данным, эти крышки коромысла, изготовленные из нейлона 6, обладают высокой прочностью и жесткостью, которые превосходят жесткость и прочность крышек из нейлона 66. Использование армированных стекловолокном и неорганическим волокном марок нейлона 66 для производства крышек коромысла обеспечивает высокую степень жесткости, устойчивость к воздействию масел и химических веществ, размерную стабильность и низкую степень деформации. Для производства крышек коромысла также используют армированный нейлон 6. Как утверждает один из производителей, компания DSM, марки нейлона 6 обеспечивают повышенную прочность и жесткость по сравнению с нейлоном 66, их также проще формовать, поскольку при высокой температуре у них более свободная текучесть, чем у нейлона 66. Система подогрева и охлаждения Рис. 4. Три компонента системы охлаждения грузового автомобиля малой грузоподъёмности Renault Mascott интегрированы в один компонент за счет формования из нейлона 66. Нейлон, который используется для производства систем подогрева и охлаждения, часто вступает в контакт с гликолевыми хладагентами. Относительная инертность нейлона по отношению к гликолям дает им преимущество при таком использовании. Одна из марок 30% армированного стекловолокном нейлона 66 (Vydyne R530H) специально разработана так, чтобы сохранять свою физическую прочность при воздействии растворов антифриза при повышенных температурах. В результате, производитель марки, компания Solutia, рекомендует ее для производства боковых емкостей радиаторов и сердцевины подогревателя. Таблица 1. Типичные свойства 30% армированного стекловолокном нейлона 66 (Vydyne R530H).
Другие компоненты Рис. 5. Электронный механизм управления дроссельной заслонкой, изготовленный из нейлона 66, армированного на 33% стекловолокном, повышает мощность двигателя и увеличивает экономию топлива. Армированный стекловолокном нейлон 66 применялся для изготовления корпусов электронного механизма управления дроссельной заслонкой. Нейлон также используется для производства ремней ГРМ (привода газораспределительного механизма) – устройства, которое определяет момент открытия и закрытия заслонок, которые отправляют топливно-воздушную смесь в цилиндры. Такой ремень изготавливается литьевым формованием и должен обладать исключительной прочностью на разрыв и быть устойчивым к воздействиям повышенных температур. Прочность, химическая инертность, теплостойкость и небольшая масса позволяют нейлону занять место металлов и других пластмасс при производстве многих деталей, расположенных под капотом автомобиля. За счет варьирования уровней армирования и химических составов полимеров, производители смол могут создавать рецептуры, подходящие для различных применений. В некоторых регионах, особенно в Северной Америке, термоотверждающиеся полимеры сохраняют конкурентоспособность по отношению к нейлону при производстве деталей, расположенных под капотом автомобилей. Но нейлон легче перерабатывать для повторного использования, чем термоотверждающиеся полимеры, что может давать ему преимущество по мере того, как в индустрии производства пластмасс продолжает нарастать озабоченность проблемами окружающей среды.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гордон Грэфф, http://www.omnexus.com | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||