Что такое IBC? Пластиковые контейнеры предназначены для многократного использования и выпускаются для транспортировки, хранения жидких и твердых сыпучих продуктов всех классов опасности – химических веществ, пищевых продуктов. При этом в России производят контейнеры для продуктов только среднего и низкого классов опасности, в то время как контейнеры, поставляемые в Россию, удовлетворяют требованиям перевозки веществ и первого класса опасности. Анализ связан с грузовыми контейнерами средней вместимости – от 950 до 1250 литров – IBC (Intermediate Bulk Container). Типовые размеры таких контейнеров представлены в нижеследующей таблице. Типовые размеры IBC Тип контейнера | Вместимость (л) | Размеры (мм) | Вес (кг) | Норма загрузи | Высота | Размер поддона | ЖД вагон (120 м3) | Еврофура (82 м3) | IBC контейнер | 1000 | 1165±5 | 1200*1000±5 | 66±10 | 56 | 52 | 1000 л. SM6 |
Комплектация всех контейнеров осуществляется в соответствии с международными требованиями транспортировки опасных веществ, и может включать дыхательный или предохранительный клапаны. Комплектация зависит от типа жидкости и ее концентрации. Контейнеры состоят из стального сварного каркаса и полиэтиленовой внутренней емкости с сервисным оборудованием. Каркас изготавливается сваркой стальных профилей и листов с последующей окраской. Для внутреннего слоя используется полиэтилен с высокой стойкостью к различным видам химических соединений. В зависимости от назначения на емкости может быть установлен пластмассовый нижний слив или шибер. Обычно IBC-контейнеры могут использоваться в широком температурном диапазоне, обеспечивают абсолютную герметичность, механическую прочность, обладают химической стойкостью. Несмотря на тот факт, что данные контейнеры пригодны для транспортировки широкого ряда веществ, в основном они используются в поставках преимущественно жидких веществ – продуктов нефтехимии (преимущественно моторных, турбинных, авиационных, трансмиссионных, гидравлических и др. масел), химии (спирты, смолы, кислоты и пр.), а также пищевых продуктов1. Основная часть контейнеров на рынке в России – это б/у контейнеры, поэтому отдельная глава будет посвящена импорту продуктов, которые приходят в Россию в IBC-контейнерах. Преимущества использования IBC-контейнеров для экспорта «жидкой химии» В настоящее время, подавляющая часть этих веществ поставляется в железнодорожных цистернах, бочках, крупногабаритных контейнерах. IBC-контейнеры здесь практически не используются или используются, но в исключительных случаях. Причиной этому служат следующие факторы: а) неразвитое предложение IBC-контейнеров, следствием чего является практически полное отсутствие спроса; б) сложившаяся система доставки и хранения веществ; в) высокая стоимость нового IBC-контейнера по отношению к транспортируемому продукту. Очевидно, что экспортные товары имеет низкую добавленную стоимость, и с одной стороны, действительно, экспорт веществ в них неактуален. С другой стороны, часто имеет место следующая ситуация. Продукция на экспорт отправляется крупным компаниям-получателям, которые, в случае, если это торговая компания, осуществляют фасовку в IBC-контейнеры и в прочую тару на месте, для отправки ее мелкому и среднему потребителю. При этом добавленную стоимость, возникшую в результате фасовки в IBC-контейнеры (и за IBC-контейнеры, несмотря на то, что они их также приобретают), получают торговые компании, а не российский поставщик. Если бы хотя бы часть этих поставок велась в IBC-контейнерах, то эту добавленную стоимость получал бы отправитель. В случае, если поставки осуществляются крупным химическим предприятиям и поставляемое вещество является для них лишь сырьем в дальнейших технологических процессах, то в некоторых случаях IBC-контейнеры могут быть также удобны. Кроме того, российский производитель-поставщик ряда экспортной продукции часто не имеет выхода на мелкого и среднего потребителя за границей отнюдь не потому, что издержки проведения небольших заказов запретительно высоки (хотя часто это имеет место), а из-за того, что не располагает нужным типом тары, столь же универсальной, как IBC-контейнер, приобретаемой по приемлемой цене. В результате, производитель теряет огромная ниша, которую быстро занимают иностранные перекупщики. Также поставки указанных в приложениях продуктов осуществляются мелкими и средними операторами, специализирующимися на внешнеторговой деятельности, осуществляющих поставки небольшим потребителям за границей. Их возможности существенно бы расширились в случае использования этого типа тары, позволили бы не только получить добавленную стоимость от фасовки, но и дополнительные возможности сбыта. Однако, как уже было упомянуто, спрос на IBC-контейнеры не развит, потому как слабо предложение. Производимые в нашей стране контейнеры имеют не только низкое качество, но и высокую цену, обоснованную использованием технологии ротационного формования, не применимую здесь. В результате, предложение не только не подталкивает спрос, но и лишает всяческой привлекательности использование этого типа тары для потребителя. Если бы цена и масса контейнеров была бы существенно ниже, то выгоды их использования даже при транспортировке были бы очевидны. Преимущества транспортировки При транспортировке веществ в железнодорожных цистернах до портов, когда речь идет о небольших партиях, после погрузки на морской транспорт и доставки до потребителя, железнодорожная цистерна требует возврата, что существенно увеличивает стоимость транспортировки. В случаях с IBC-контейнерами возврат их не требуется. Ж/д. цистерна является собственностью предприятия, в то же время вагонная платформа является собственностью РЖД и РЖД само несет издержки по возврату ж./д. платформы обратно (обычно используя ее для транспортировки другого груза). Экспортер, после доставки такой цистерны до порта, вынужден возвращать ее предприятию обратно пустой, в то же время, как экспортируемый продукт перемещают в опять же арендуемые емкости для отправки его по морю. Таким образом, здесь имеют место двойные издержки, которые могут превышать 150 долл. на тонну продукции. IBC-контейнеры возврата не требуют и являются универсальным решением проблемы двойных издержек транспортировки для экспортеров. К тому же, как было замечено в предыдущем пункте, IBC-контейнер – это удобный тип тары не только для отправителей, но и для иностранных получателей. Тем более, компании, специализирующиеся на внешнеэкономической деятельности, могут наладить сбор и восстановление IBC-контейнеров, чтобы импортировать в них же какую-либо иную продукцию в Россию. Что касается преимуществ контейнеров перед бочками, то их несколько. Первый связан непосредственно с удобством их эксплуатации – хранения и транспортировки в них каких-либо веществ. Кроме того, IBC-контейнер емкостью 1 тыс. куб. дм имеет кубическую форму. Таким образом, удельный объем веществ, транспортируемые в IBC-контейнерах, на единицу пространства больше, нежели чем веществ, транспортируемых в бочках. Можно рассчитать количество бочек и IBC-контейнеров, вмещаемые единицу объема. Стандартные габариты 200 литровой металлической евробочки примерно равны: высота – 88 см, внешний диаметр 58,5 см. Пять стоящих вплотную рядом бочек, при прочих равных условиях занимают «полезную» площадь (проемы рядом стоящих бочек нельзя каким-либо образом использовать), равную 0,88*0,585*5 куб. метров, что составляет 2,574 куб. метров, при том, что совокупная вместимость их составляет 1 куб. метр. Стандартные габариты IBC-контейнера в металлической обрешетке равны 1,18*1,35*1=1,593 куб. метров. Вместимость контейнера составляет 1 куб. метр. При этом такие контейнеры могут стоять рядом, могут быть (в большинстве случаев) составлены друг на друга. Таким образом, использование IBC-контейнеров экономит занимаемое пространство, следовательно, издержки любой транспортировки веществ в IBC-контейнерах при прочих равных условиях ниже, нежели чем в бочках. Экономия на транспортировке зависит от условий транспортировке, от типов перевозимых веществ, класса их опасности, расстояния и многих факторов, которые в разных случаях свои, но выгоды от транспортировки веществ в IBC очевидны. Потребители Основным сегментом потребления IBC-контейнеров на западе является нефтяные масла. В странах Евросоюза на конец 2005 года порядка 12% всех смазочных материалов реализовывалось в IBC-контейнерах (оценка компании Greif). В России по оценке “Лукойла” в данной таре на конец 2005 года реализуется не более 1%. По нашим оценкам объем реализации на июнь 2006 года так же не превысил этой цифры. Наибольший интерес IBC-контейнеры представляют для производителей и крупных оптовых продавцов, работающих (и особенно планирующих выход) на рынке продажи масел мелким и средним конечным потребителям, закупающим не менее 3 тонн масел в месяц, но не имеющих собственной наливной инфраструктуры. Основные конечные потребители масел, потенциально заинтересованные в поставках в IBC-контейнерах: средние и крупные автосервисы, транспортные, организации, имеющие собственный автопарк, промышленные предприятия, морские компании. На сегодняшний день такие потребители закупают продукцию преимущественно в бочках. В России существует несколько факторов, которые будут корректировать динамику российского рынка тары. Один из них – большие расстояние, что существенно увеличивает затраты на логистику при использовании оборотной тары. Второй важный фактор, преимущественное использование в России менее качественных масел, и более низкие цены на смазочные масла в целом, что увеличивает долю стоимости тары. К факторам, стимулирующим развитие российского рынка в первую очередь стоит отнести наличие информации, основанного на анализе опыта западных стран, а так же выход на российский рынок крупнейшего западного производителя тары, компании Greif, способного нести основную часть затрат связанных с продвижением новой продукции на рынок. Также выделим рост цен нефть, что приводит к удорожанию масел и соответственно приводит к мотивации потребителей к их более рачительному использованию. Это можно наблюдать на примере индустриальных масел, потребление которых сократилось в 2005 году на 4,7% при одновременном росте производства. Одним из средств, способствующей решению данной проблемы уже в самое ближайшее время может стать использование IBC-контейнеров. Кто формирует предложение? Подавляющая часть контейнеров IBC на российском рынке это бывшие в употреблении импортные контейнеры. Они приходят в Россию в качестве упаковки для дорогостоящего сырья, используемого в производстве красок, клеев, бумаги. В таких контейнерах в Россию попадают поверхностно-активные вещества, различные вещества для пищевой промышленности и многое другое. Любой контейнер, приходящий в Россию должен иметь паспорт под какое вещество он использовался и в будущем его использование возможно и законно только под это же вещество. Однако часто это условие не соблюдается, б/у контейнеры без всякой обработки находят применение уже внутри нашей страны. Однако в очень редких случаях потребитель в России возвращает поставщику упаковку и только тогда она используется повторно. Новые же контейнеры производятся в России и поставляются из-за рубежа. По большому счету существует всего лишь два поставщика – компании Mauser (официальный дилер – «Завод тарных изделий», Самара) и Greif, располагающая многочисленными представительствами в России. Обе компании мы будем рассматривать подробно в последующих пунктах главы. Сейчас же уделим внимание внутреннему производству IBC-контейнеров. Единственным производителем в России является ООО «Анион». Производство этого вида продукции осуществляется в Дзержинске (Нижегородская обл.). Процесс производства осуществляется методом ротационного формования, в то время как импортная продукция произведена раздувом. Стоит сразу отметить, что по этой причине, себестоимость продукции ООО «Анион» существенно выше. Используемая предприятием технология старая, что объясняет высокие затраты сырья, однако, конкуренты отмечают сравнимое качество. Стенки контейнеров, а значит, масса, в 1,3-1,5 раза выше, нежели чем у импортных контейнеров. Мы еще вернемся к этому факту в стоимостном анализе и прогнозе спроса на эти типы контейнеров. Мировой лидер производства промышленной тары - компания GREIF намерена построить производство IBC-контейнеров в Казани. Запуск производства намечен на ноябрь 2006 года. Мощность производства составит 20 тыс. контейнеров в год. Представители компании выразили уверенность в том, что с пуском производства компании удастся полностью обеспечить существующий спрос в новых контейнерах в России. При проведении нами исследования, выяснилось, что реально только одна компания, помимо компании ГРАЙФ, сможет осуществить запуск производства IBC-контейнеров в ближайшее время – ЗАО «Завод тарных изделий» (Самара). Однако руководство не спешит закупать за границей новые технологические линии для их производства, и пуск планируется только на 2007 год. Следствием столь ограниченного предложения новых IBC-контейнеров, с одной стороны, является фактическое отсутствие спроса на них, с другой стороны, широкие перспективы производства и сбыта этого вида тары в нашей стране. Прогноз российского рынка IBC-контейнеры являются перспективным для России типом тары, широко используемым на Западе. Ключевым фактором, препятствующим развитию рынка IBC-контейнеров, является высокая цена на новые IBC-контейнеры, а так же нежелание потребителей нефтяных масел связываться с оборотом тары. Однако данный факт связан с самой сегодняшней ситуацией на рынке – когда для того что бы стоимость использования IBC-контейнера сравнялась со стоимостью использования новых бочек необходимо даже при самых благоприятных условиях не менее 10 раз отправить на отмывку. Соответственно, значительное изменение ситуации на рынке, в первую очередь развитие инфраструктуры для вторичного использования IBC-контейнеров и снижение цены на данный вид услуг, а так же в меньшей степени снижение цены на сами контейнеры (что возможно в условиях открытия в России новых производств) принципиально изменят отношение участников рынка к использованию оборотной тары. В связи со спецификой российского рынка в отличие от западных стран в России самыми быстрорастущими (с точки зрения перспектив внедрения IBC-контейнеров) сегментами потребителей нефтяных масел являются (и ситуация сохранится по меньшей мере год) потребители промышленных и авиационных масел. Это связанно с тем, что в их оценке эффективности тары гораздо большую роль потребительские качества данной тары (удобство складирования, хранения, эксплуатации). Существенным ограничением развития данной тары на российском рынке моторных масел является то, что для многих потребителей разовые закупки в объеме 1000 литров является слишком крупными. По мере развития предложения IBC-контейнеров, сформируется и спрос на них. Ожидается, что наибольшие усилия по формированию спроса приложит именно компания GREIF, которая уже в ноябре 2006 года осуществит запуск производства IBC-контейнеров в России. В случае успешной организации производства, компания PDIT GROUP имеет все шансы стать второй по объемам производства и сбыта этого вида тары в России. Таким образом, наиболее подходящим моментом для запуска названной компанией производства является начало второго квартала 2007 года. В этом случае, показатели эффективности, по соотношению результат/усилия, будут максимальны. Почему выгодно производить? Поскольку данный вид тары для российского рынка новый, скорее всего, компания GREIF, как лидер рынка возьмет на себя большую часть издержек по продвижению этой продукции, сформирует на нее спрос. В случае успешной реализации проекта по производству IBC-контейнеров, компания PDIT имеет все шансы стать второй (после GREIF) по объемам производства и реализации IBC в России, при этом затраты на маркетинг будут минимальными. Данный вывод напрашивается по двум причинам: - отсутствие четких планов по производству IBC-контейнеров у компаний, помимо GREIF; - возросшим ростом спроса на IBC-контейнеры, что станет следствием действий компании GREIF по продвижению данного вида тары. С перспективами развития российского рынка IBC-контейнеров можно познакомиться в отчете – «Рынок тары для промышленных грузов в России»
1 Вывод сделан на основе анализа данных Федеральной таможенной службы РФ
|