ФАКТОРЫ СБЫТА


Почему отечественному производителю агрохимической продукции трудно работать на внутреннем рынке? Каковы пути решения проблем?


 Андрей Былинин, коммерческий директор ОАО «КуйбышевАзот»

Андрей Николаевич Былинин родился в 1964 г. На «КуйбышевАзот» пришел работать по окончании в 1986 г. Куйбышевского политехнического института (квалификация - инженер-химик-технолог, специальность – технология основного органического и нефтехимческого синтеза). В 1998 г. прошел профессиональную переподготовку в Самарской государственной академии по Федеральной программе подготовки управленческих кадров по направлению «Маркетинг». C 2000 года работал начальником управления сбыта, а с 2004 – директором по внешнеэкономической деятельности предприятия. Коммерческую дирекцию возглавляет с 2007 г.


Справка: ОАО «КуйбышевАзот» является одним из ведущих предприятий российской химической промышленности.
Компания, расположенная в г. Тольятти Самарской области, осуществляет свою деятельность по двум основным направлениям:
- капролактам и продукты его переработки (полиамид-6, высокопрочные технические нити, кордная ткань, инженерные пластики);
- аммиак и азотные удобрения (аммиачная селитра, карбамид, сульфат аммония, КАС).
Объем реализации продукции предприятия за 2006 г. составил 12,7 млрд. руб., общий грузооборот – 1800 тыс. т, на предприятии работает около 5500 человек.
«КуйбышевАзот» занимает лидирующую позицию по выпуску капролактама и полиамида в России и  входит в десятку крупнейших производителей капролактама в мире. Является одним из ведущих предприятий отечественной азотной промышленности -  выпускает 5% азотных удобрений в РФ.
Компания динамично развивается, за 2002-2006 гг. выручка увеличилась в 2,8 раза,  прибыль от продаж - в 2,4 раза, чистая прибыль - в 2,1 раза.


Как известно, эффективное функционирование любого предприятия невозможно без правильно организованной коммерческой службы, главные задачи которой –  реализация продукции компании с максимальной прибыльностью, обеспечение высокого уровня сервиса для потребителя, а также бесперебойное снабжение производства необходимыми материалами и сырьем. К сожалению, выполнение многих из этих функций зависит не только от внутренних, но и, порой, в большей степени – от ряда внешних факторов.
КуйбышевАзот, сейчас выпускающий различные виды химической продукции,  изначально строился как предприятие, призванное обеспечить азотными удобрениями отечественного потребителя, в частности, Поволжский и Центральный регионы. Несмотря на все трудности 90-х гг., вызванные разрушением прежних отлаженных хозяйственных связей и сопровождавшиеся резким падением производства и потребления в РФ, для нас всегда оставались приоритетными поставки продукции на внутренний рынок. Наше предприятие одним из первых в отрасли стало развивать систему региональных складов минеральных удобрений для оперативного снабжения потребителей, снижения их транспортных расходов.

Сегодня «КуйбышевАзот» стремится продвигать на российский рынок рентабельные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, используемые в западных странах. С этой целью нами  налажено сотрудничество с ведущими аграрными научно-исследовательскими организациями: Всероссийским НИИ агрохимии имени Д.Н. Прянишникова и  Институтом почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, краснодарским ВНИИРИС, Геосетью ВИУА. При финансовой поддержке предприятия разрабатываются подтверждаемые научно-опытным путем рекомендации по внесению удобрений для разных регионов страны с учетом их почвенных, климатических особенностей и выращиваемых культур. Например, предприятие активно продвигает на внутренний рынок сульфат аммония – эффективное азотно-серное удобрение, успешно применяемое за рубежом. США ежегодно потребляет около 2 млн. тн сульфата аммония, соседняя нам Беларусь – 280-290 тыс. т, в то время как в России общий объем поставок за 6 месяцев 2007 г. составил только 60 тыс. т. Цифры говорят сами за себя.
Кроме того, в настоящее время нами прорабатывается возможность производства нового сложного удобрения – смеси сульфата аммония и селитры. Его применение позволяет обогатить почву не только азотом, но и серой – биогенным элементом, который по физиологическому значению для растений многие ученые ставят на третье место сразу после азота и фосфора. Агрохимическое обследование показало, что около 80% пахотных земель в России нуждаются во внесении удобрений, содержащих серу. Между тем в условиях ее недостатка в почве у растений снижается синтез белков, жиров и сахаров. 
Сейчас в АПК приходят новые собственники, заинтересованные в эффективном ведении хозяйства, а высокие результаты в растениеводстве немыслимы без использования минеральных  удобрений. Как я уже отмечал, в своей деятельности мы в первую очередь ориентируемся на обеспечение российских потребителей. Однако из-за небольшой емкости внутреннего рынка удобрений «КуйбышевАзот», как и другие производители,  вынужден существенную часть этой продукции реализовывать за рубежом. Поскольку отказ от экспорта в сегодняшних условиях неминуемо повлек бы за собой значительное сокращение производства.
В настоящее время государство осуществляет всестороннюю поддержку отечественного  сельского хозяйства. Развитие АПК является одним из четырех основных национальных проектов. Успешное выполнение этой программы, несомненно, приведет к повышению спроса на минудобрения в России. Предприятия-производители готовы удовлетворить растущие потребности отечественного рынка, тем более, что цены на нем вполне конкурентоспособны с мировыми.


В связи с этим, по меньшей мере, странной выглядит инициированная группой депутатов Госдумы попытка повысить экспортные пошлины на удобрения. Предлагаемый законопроект предусматривает их увеличение до 20%. Чем обернется такая инициатива просчитать нетрудно – общим снижением производства удобрений в РФ. Такая ситуация уже была создана в 1995 году. Не стоит «наступать на грабли» дважды и путать причину со следствием – вместо того, чтобы развивать сельское хозяйство, и тем самым способствовать росту внутреннего потребления  минудобрений, ставить заградительные барьеры на пути продвижения продукции отечественных химических предприятий на мировые рынки. Нашим производителям и без такой «заботы» работать там не легко.
При огромном объеме ввозимых в страну зарубежных товаров, на импорт российской продукции действует достаточно много ограничений, в том числе и на продукты «КуйбышевАзота». В станах ЕС-15, например, существует ввозная и антидемпинговая пошлина, в США – ограничения на ввоз различных видов удобрений. В Китае применяется антидемпинговая пошлина на ввоз капролактама из ряда стран. И хотя для нас ее ставка является самой низкой из отечественных производителей (7%), она весьма ощутима. Мы ждем некоторого улучшения обстановки после вступления России в ВТО. Членство в ВТО, конечно, не станет панацеей от антидемпинга, но мы получим доступ к механизму этой организации по разрешению торговых споров, обеспечивающему защиту национальных интересов. В связи с этим хотелось бы отметить, что роль федеральных структур в поддержке отечественной промышленности в последнее время значительно возросла, принято соответствующее законодательство, заставляющее страны, экспортирующие в Россию, почувствовать «прелести» подобных ограничений на своем опыте.
С учетом масштабов территории, занимаемой РФ, ключевым фактором развития и расширения сбыта продукции внутри страны, следует признать налаживание эффективной доставки грузов потребителям. Одна из самых насущных на сегодняшний день проблем – отсутствие четкой нормативной базы на перевозку некоторых видов минеральных удобрений железнодорожным транспортом, пробелы в ней. Это вынуждает производителей отправлять продукцию на так называемых «особых условиях», нести дополнительные издержки. В конечном итоге страдают потребители, в первую очередь, российские сельхозпредприятия.
Нам пришлось затратить более года для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. В настоящее время мы налаживаем конструктивный диалог с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (ФАЖД) и Минтрансом РФ. Внушает оптимизм, что наконец-то наши усилия начали находить понимание со стороны руководства регулирующих перевозки структур. «КуйбышевАзот», выступая в роли координатора от лица ряда российских предприятий-производителей удобрений, уже ведет работу с Сибирским государственным университетом путей сообщения, который разрабатывает и корректирует нормативную базу ж/д перевозок.
Отмечу, что правила транспортировки в третьи страны и государства Балтии регламентируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, Приложение №2), требования которого гораздо прогрессивнее и продуманнее внутренних нормативов. Так, сейчас мы без проблем можем отправить вагон с удобрениями в Китай, а для российского фермера во Владивостоке на такой же вагон, идущий тем же путем, необходимо оформлять особые условия. Понятно, что это не выгодно ни производителю, ни потребителю. В выигрыше оказывается только ОАО «РЖД», которое получает за особые условия перевозки дополнительный доход. Не в этом ли кроется основная причина нежелания железнодорожников решать указанную проблему? 
Еще одно узкое место нынешнего состояния железнодорожных перевозок – жесткий логистический контроль РЖД за перемещением грузов по направлению к морским терминалам. С одной стороны, идея хороша и актуальна – строго упорядочить по времени и количеству вагонов использование подвижного состава, чтобы избежать простоев и не перегружать пути. С другой стороны, обеспечение своевременных поставок продукции требует большей гибкости, на которую внедренная логистическая программа не способна, из-за чего страдают и поставщики, и получатели продукции. Она совершенно не учитывает реального положения дел с нехваткой подвижного состава, имеющих место опозданий с его подачей со стороны самого РЖД, изменений ситуации у поставщика и покупателя, сбоев в графике движения судов. С момента начала ее действия прошло время достаточное, чтобы, проведя анализ сделать выводы – а так ли хороша эта система, доказала ли она свою эффективность? А, выявив совместными усилиями «подводные камни», нужно внести необходимые коррективы. Ведь нововведения железнодорожной монополии преследуют благую цель – не только навести порядок в своем хозяйстве, но и повысить уровень обслуживания потребителей ее услуг. Следовательно, не мешало бы прислушаться к мнению этих самых потребителей.
Разумеется, нельзя списывать все трудности в работе только на внешние обстоятельства. Мы должны своевременно реагировать на изменения  запросов рынка всеми доступными, в том числе и производственными возможностями. Так, например, в настоящее время компания наращивает мощности по продуктам с более высокой добавленной стоимостью. «КуйбышевАзот» – единственное предприятие в стране, которое выпускает высоковязкий полиамид, высокопрочную техническую нить и кордную ткань на её основе. В результате чего мы смогли предложить отечественному потребителю возможность заместить используемые ранее импортные аналоги.
Таким образом, повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия зависит не только от полноценного использования внутренних ресурсов, но и от своевременного решения проблем внешнего характера. Со своей стороны мы всегда готовы оказать содействие в этом любой заинтересованной организации. Наша позиция предельно ясна – чем лучше работается отечественным предприятия, тем больше доступной продукции на внутреннем рынке, тем богаче наша страна. Так давайте наши общие задачи решать совместными усилиями.
 

Журнал «Химия и бизнес» №5 (85)