САМОКЛЕЯЩИЕСЯ РЕКЛАМНЫЕ ПВХ ПЛЕНКИ: виды и свойства | |||||||||||||||||||||
В 1935 г. Стэнтон Эвери, основатель компании Avery Dennisson, изобрел самоклеющуюся этикетку. С тех пор технология аппликаций из самоклеящихся материалов (ламинатов) прочно вошла в нашу жизнь, а их производство выросло в отдельную индустрию | |||||||||||||||||||||
Любой самоклеящийся материал представляет собой бутерброд, состоящий, как минимум, из трех отдельных компонентов: поверхностный материал (бумага, пленка, фольга и т.д.), клей на акриловой или каучуковой основе, отделяемая основа или подложка (чаще всего силиконизированная бумага). Самоклеящаяся рекламная ПВХ пленка представляет собой многослойный материал, состоящий непосредственно из ПВХ пленки (поверхностный материал), клеевого слоя и защитной подложки. Классификация самоклеящихся рекламных ПВХ пленок разнообразна, однако в основе классификации лежит метод получения пленки. Существует два основных способа производства самоклеящейся рекламной пленки: •Каландрирование; Каландрирование Согласно технологии каландрирования полимерный или мономерный винил-сырец окрашивают, тщательно перемешивают, нагревают, пропускают через экструдер и многократно прокатывают через серию разогретых валков-каландров. В результате материал буквально растягивается до необходимой толщины и получается тонкая плёнка. Безусловным преимуществом данного метода выступает его простота. Он технологичен, легко автоматизируем, и, следовательно, высокопроизводителен. Поэтому каландрированные самоклеящиеся пленки не дороги. Этим способом изготавливается подавляющее большинство видов пленок на всех производствах. Используя разный по стабильности и качеству винил-сырец и немного варьируя технологии, компании-производители производят различные серии плёнок. Так, например, полимерный материал более устойчив и стабилен и из него изготавливаются более дорогие плёнки (5-7 лет уличной эксплуатации), а из более дешёвого мономерного сырья производятся остальные плёнки (от 1-2 лет до 3-5 лет). Литье При литьевой технологии полимерный винил-сырец растворяют в растворителях и выливают на специальную подложку. После нескольких дополнительных технологических циклов получается очень тонкая плёнка, причем метод литья позволяет добиться не только малой толщины материала, но и его равнотолщинности по всей площади. Минимальная толщина литой плёнки - 40 мкм. Литьевым методом получают пленки без какого-либо механического воздействия на молекулярную структуру. В результате данного способа производства плёнка исключительно устойчива и стабильна, характеризуется минимальными внутренними напряжениями. Сравнение литьевых и каландрированных пленок Технология производства формирует свойства будущей пленки. Так, каландрированные пленки не растяжимы в холодном состоянии, поэтому могут быть нанесены только на ровные и гладкие поверхности. Чтобы достичь качественного сцепления плёнки с криволинейной основой, потребуется тепловая обработка плёнки феном. Литые плёнки растягиваются в холодном состоянии без тепловой обработки, что позволяет осуществлять аппликацию на шероховатые, криволинейные, гофрированные, клёпаные поверхности. Плёнки этого типа обладают повышенной устойчивостью к химическому, температурному (от - 40°С до 115 °С) воздействию и ультрафиолетовому излучению. Их можно использовать в агрессивных средах и при повышенных механических нагрузках на рекламный носитель. Литые плёнки служат в среднем в 2-5 раз дольше и, как правило, рассчитаны на 7-10 лет уличной эксплуатации, но они и дороже. Литые пленки практически безусадочны, то есть сохраняют стабильность размеров в процессе максимально предполагаемых сроков службы. Каландрированные пленки со временем имеют тенденцию к съеживанию (хотя и весьма малому), поскольку остаточные механические напряжения не сняты полностью. Таблица 1. Сравнительная характеристика литьевых и каландрированных пленок
Источник: по данным АКПР | |||||||||||||||||||||
Виды самоклеящейся рекламной ПВХ пленки Весь ассортимент самоклеящейся рекламной пленки, представленной на рынке, можно классифицировать по ряду признаков. При этом одним из определяющих выступает способ производства. В зависимости от способа производства рекламные ПВХ пленки могут быть: •Литые По типу поверхности (фактуре) выделяют следующие виды пленок: Матовые самоклеящиеся пленки предпочтительнее использовать в ярко освещенных помещениях, где блики на поверхности носителя могут помешать восприятию изображения. Матовая пленка делает изображение визуально плоским, строгим, «съедает» мелкие огрехи печати. Матовая пленка гарантирует отсутствие бликов и мягкое рассеяние света, падающего на поверхность медиа. Глянцевая самоклеящаяся пленка «поднимает» изображение, делает его более ярким, сочным и четким за счет оптимальной белизны и высокого глянца поверхности. При этом обыкновенная офсетная печать приобретает вид фотографии. Глянцевая пленка делает поверхность медиа блестящей, бликующей. В общем виде все рекламные самоклеящиеся пленки можно разделить на три основные группы: •Пленки для плоттерной резки и аппликаций; Пленка самоклеящаяся для аппликаций предназначена для выполнения любых видов аппликационных работ в области графического оформления и дизайна. Успешно используется внутри и вне помещений, может быть с различными сроками службы. Самоклеящиеся пленки для аппликаций можно разделить на плоттерные пленки, из которых на специальном плоттере вырезают сами аппликации и на пленки для переноса аппликаций, которые предназначены для переноса (монтажа) «вырезанных изображений» на несущие поверхности. Последние пленки часто называют монтажками или монтажными пленками. В настоящее время изготавливаются монтажные пленки с двухсторонним клеевым слоем, которые специально предназначены для монтажа легких изделий. Чтобы не путать их с пленками для переноса аппликаций, такие пленки называют двухсторонними скотчами. Пленки самоклеящиеся для печати предназначены для нанесения на них различными способами полноцветных изображений. Это можно сделать трафаретной печатью, цифровой печатью сольвентными или экосольвентными чернилами, чернилами на водной основе и другими способами. Как правило, производители указывают, для какого типа печати могут быть использованы пленки. Специальные пленки формируют третью группу самоклеящихся рекламных пленок, в которой можно выделить следующие разновидности: Транслюцентные (светорассеивающие) Пленки представляют собой прозрачный материал со светорассеивающим покрытием, нанесенным на тыльную сторону. Поверхность может быть как матовой, так и глянцевой. Пленки предназначены для рекламных установок с внутренней подсветкой (световых коробов, объемных букв и т.д.). Также применяется для оформления стеклянных поверхностей с задней подсветкой. Световозвращающие (светоотражающие) Особенность данных пленок – светоотражающий слой, который состоит из светопроницаемого алкидного полимера с включением стеклянных микробусин. Способность к направленному отражению объясняется как интенсивной аккумуляцией света микробусинами, так и угловым призматическим эффектом, образующимся благодаря особой обработке их поверхности. Чтобы избежать нежелательной светопроницаемости и усилить интенсивность отражения света, под клеящий слой этих пленок добавляется серебряный пегмент. Такая добавка делает световозвращающие пленки несколько тяжелее, чем обычные виниловые. Эта пленка – погодостойкая, устойчивая к действию окружающей среды, коррозии и растворителям. Применяется пленка при изготовлении дорожных знаков, сигнальной магистральной информации и всех прочих видов светоотражающей рекламы.
Люминесцентные (светонакопительные)
Действие пленки основано на эффекте люминесценции, который возникает после разового облучения светом (инициирования). Инициирование может быть повторено многократно, при этом фосфоресцирующие свойства пленки не снижаются. Эти пленки предназначены для маркировки объектов, которые должны быть хорошо видны в темноте: запасных выходов, опасных мест и т.д.
Флуоресцентные
В состав этих пленок входят составляющие, придающие материалу чрезмерно яркий цвет. Особенно эффективно использование пленки в сумерках и плохих условиях видимости. Применяется для краткосрочного оформления мест, где требуется вызвать особое внимание, например, кратковременные рекламные акции. Может использоваться для наклеивания текста и рисунков на окна, витрины, рекламные табло, выставочные стенды и т.д. Пленка светится в ультрафиолетовых лучах и может применяться для оформления ночных клубов и дискотек. Пленки этого типа не устойчивы к ультрафиолетовому излучению, быстро выгорают и поэтому не рекомендуются для использования на улице. Внутри помещений в большинстве случаев срок службы ограничивается тремя годами. | |||||||||||||||||||||
Баннерные Пленка используется для аппликаций на флаги, тенты, борта и другие гибкие плоскости. Она оптимально адаптируется к поверхности и прилипает также при очень высоких нагрузках. Кроме того, данная пленка гарантирует возможность повторного удаления без остатков. Декоративные Группу декоративных пленок формируют два вида – витражные и пленка, имитирующая пескоструйную обработку стекла. Витражные Применяется при изготовлении высококачественной световой и витринной рекламы, а также фальш-витражей. глянцевые ПВХ пленки, представляющие собой абсолютно прозрачный цветной материал, предназначенный для оформления витрин, прозрачных перегородок, изготовления оконных и дверных витражей. Цветовая палитра может быть существенно расширена путем наложения друг на друга пленок разных цветов и оттенков. «Пескоструйная» пленка Пленка применяется для декорирования прозрачных основ, создает эффект вытравленного, шлифованного, покрытого инеем или обработанного пескоструйным методом стекла. С анализом российского рынка самоклеящихся ПВХ пленок Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок самоклеящихся рекламных ПВХ пленок в России».
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования | |||||||||||||||||||||