Термопластичные эластомеры «захватывают» автопром |
Два термопластичных эластомера – термопластичные олефины (TPO) и сополиэфирные эластомеры (COPE) – захватывают все больший сегмент автомобильного рынка. В то же время TPO бросают вызов другим материалам в строительной отрасли, особенно, в области производства кровельных покрытий… |
Такой энергичный рост применения обоих материалов обусловлен их физическими и химическими свойствами, которые хорошо соответствуют требованиям современных направлений развития автомобильной и строительной промышленности. TPO
TPO обнаруживают при низких температурах хорошую сопротивляемость ударным нагрузкам в сочетании с высокими показателями твердости и устойчивости к воздействию кислот, оснований и многих органических растворителей. Они могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур (от -40° C до почти 130° C). Эти материалы обладают отличными показателями устойчивости к атмосферным воздействиям, которые могут быть усовершенствованы с помощью соответствующих стабилизаторов и поглотителей ультрафиолетового излучения. Тактильные свойства TPO могут варьироваться от мягкости и эластичности до твердости и жесткости. Особый стоит отметить удельный вес TPO, он один из самых низких среди коммерческих термопластичных эластомеров, что позволяет снизить вес продукции в автомобильной промышленности. TPO легко окрашиваются; их можно использовать для имитации более дорогих материалов, например, кожи. В целом, TPO имеет очень хорошее соотношение стоимость/технические характеристики. Использование TPO в автомобилестроении Рис. 1. Большинство компонентов этой приборной панели для Chevrolet Colorado и небольших пикапов GMC сформованы из TPO марки Sequel 2380. Представители нового семейства TPO (Platon, от компании Solvay Engineered Polymers) могут быть использованы для производства металлизованных деталей методом литья под давлением с использованием технологии нанесения электролитического покрытия. По имеющимся данным, здесь области применения включают рамки освещения шкал приборных панелей, обшивки, накладные элементы, решетки, и, потенциально, приборные панели. Хромированные материалы из TPO обнаруживают свойства, сходные со свойствами хромированных деталей из АБС и АБС/ПК. Рис. 2. Патентованная технология формования позволяет производить приборные панели и покрытия щитков из TPO, роскошные на вид и приятные на ощупь. Новые этиленолефиновые пластомеры низкой плотности, производимые с помощью технологии с металлоценовыми катализаторами, использовались в качестве модифицирующих добавок, увеличивающих ударную прочность TPO деталей внутренней отделки автомобилей, а также полосок внешней отделки и бамперов. Пластомеры с октеновой основой продаются в рамках линии Chemical's Exact ExxonMobil. По имеющимся данным, они обеспечивают отличное соотношение прочности и устойчивости к воздействию низких температур. Использование TPO в строительстве Рис. 3. Применение в строительстве TPO, состоящих из этилен-пропиленового каучука и полипропилена. Не содержащие хлора TPO не вызывают возникновения проблем с охраной окружающей среды, которые могут возникать в некоторых странах и регионах с соперничающими с TPO кровельными материалами из ПВХ. Но TPO обладают меньшей внутренней огнестойкостью, чем ПВХ, поэтому обычно неотъемлемым компонентом рецептуры TPO кровельных покрытий являются пламязамедляющие компоненты. Там, где нежелательно присутствие бромированных пламязамедляющих компонентов, могут использоваться альтернативные замедлители горения, такие как трехокись сурьмы или неорганические гидраты. COPE Использование COPE при производстве автомобилей Рис. 4. Покрытие подушек безопасности, изготовленное из COPE (Arnitel) сохраняет эластичность при низких температурах вплоть до -40°C. COPE также используются для производства корпусов универсальных шарниров и конструкций, на которых сохраняется смазка при соединении деталей переднеприводных автомобилей. Такие корпуса должны также предохранять места соединения от воздействия воды, грязи и соли. Свойственное COPE сопротивление усталости при экстремальных температурах, устойчивость к воздействию смазочных материалов и истиранию дают им преимущество при использовании в производстве корпусов универсальных шарниров. В отличие от составляющих им конкуренцию неопреновых материалов для производства универсальных шарниров, COPE легко перерабатываются, имеют лучшие эксплуатационные параметры при использовании в тонкостенных деталях, и меньше подвергаются деформации с течением времени. Рис. 5. Воздуховоды автомобилей Renault производятся из COPE, что дает возможность уменьшить толщину стенок и повысить устойчивость к воздействию высоких температур. Термопластичные эластомеры, такие как TPO и COPE, пользуются в настоящее время большим спросом при производстве автомобильных деталей и строительных материалов, поскольку они соответствуют повсеместно распространенным в этих отраслях требованиям. К числу необходимых свойств относятся: более высокие эксплуатационные показатели, меньшие затраты, меньшая масса и более высокая пригодность к переработке для повторного использования. Развитие рынка этих материалов также стимулируется предпочтениями потребителей, которые хотят, чтобы внутреннее убранство салонов их автомобилей было приятным на ощупь. TPO и COPE конкурируют с другими пластмассами, такими как: ПВХ, АБС, АБС/ПК и SEBS. Присадки и наполнители являются жизненно важными элементами для расширения диапазона свойств как TPO, так и COPE. |
Гордон Грэфф, http://www.omnexus.com |