КРИЗИС ПРОВЕРЯЕТ СТРАТЕГИИ: «КуйбышевАзот» |
Финансовый кризис проверяет на прочность стратегию развития каждой компании, в том числе в химической отрасли. И «Куйбышевазот» оказался на коне. Там сделали ставку на диверсификацию бизнеса, удлинили цепочку сбыта продукции и постарались уберечься от сырьевого голода… |
Причем физический объем выработки удобрений вырос незначительно – от 2 до 8%. Гораздо более весомых показателей КуАЗ добился в другом виде бизнеса – производстве капролактама и продуктов его переработки. Объем выпуска технической нити, например, увеличился за это время на четверть, а ткани кордной – более чем на треть. Сделав ставку на развитие проектов в этом направлении, «Куйбышевазот» не только опередил своих конкурентов в секторе производства капролактама, но и подстраховался от ухудшения конъюнктуры на рынке минеральных удобрений. Региональный холдинг В начале года «Куйбышевазот» объявил о приобретении «Курскхимволокна» (КХВ, Курская область). Ориентировочная сумма этой сделки, совершенная по предварительной договоренности гендиректора КуАЗа Виктора Герасименко с курским губернатором Александром Михайловым, составила 25 млрд рублей. Последние годы курское предприятие не блистало финансово-экономическими показателями: в 2006 году его выручка составила около 50 млн рублей, чистый убыток — почти 10 млн рублей. Отчасти это было вызвано тем, что спрос в России на технические нити и кордную ткань, которые выпускают отечественные предприятия, аналогичные курскому, удовлетворяется текстильными комбинатами страны в основном за счет китайского импорта. Купив КХВ, «Куйбышевазот» решил сразу две задачи: обеспечил устойчивый сбыт одному из своих базовых продуктов – капролактаму, из которого делаются полиамидные нити, и получил возможность дополнительно зарабатывать за счет реализации конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Правильность подобного шага особенно четко проявилась во время финансового кризиса. По словам пресс-секретаря КуАЗа Елены Косовой, выпуск капролактама здесь хоть и снизился, но производство продолжает работать стабильно. В это же время другие производители этой продукции, в том числе в Европе и Японии, были вынуждены вдвое-втрое сократить объемы выпускаемого ими капролактама. «В связи с нынешней ситуацией мы, конечно, будем корректировать планы модернизации ‘‘Курскхимволокна’’ на следующий год. Количество свободных денег уменьшилось, поэтому постараемся по максимуму использовать тот ресурс предприятия, который нам удалось заложить в этом году», — подчеркнула в интервью журналу «Эксперт Волга» г-жа Косова. Вместе с тем очевидно, что по мере улучшения финансовой обстановки КуАЗ будет продолжать реконструкцию своего курского предприятия. Свое сырье В середине года «Куйбышевазот» начал осуществлять еще один проект, повышающий эффективность производства капролактама. Совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) КуАЗ создал совместное предприятие (СП) по выпуску сырья для производства капролактама — бензола. На «Куйбышевазоте» до сих пор недобрым словом вспоминают 2006 год, когда сразу несколько российских заводов, выпускающих бензол, остановились на капитальный ремонт или техническую реконструкцию. В результате возникшего дефицита цена бензола на внутреннем рынке возросла до 70%, а тольяттинское предприятие уменьшило чистую прибыль в три раза — с 1,6 млрд рублей в 2005 году до 586 млн рублей в 2006−м. В 2007 году ситуация с поставками сырья для производства капролактама, стабилизировалась но, по мнению тольяттинских химиков, она по-прежнему далека от идеальной. Совместный проект КуАЗа и ММК по выпуску бензола рассчитан на годовой объем 50 тыс. тонн этой продукции, а будет она вырабатываться из побочного продукта переработки кокса, используемого в металлургии, — сырого (неочищенного) бензола. Предприятие разместится на промышленной площадке в Тольятти и начнет свою деятельность в 2010–2011 годах. По словам Елены Косовой, финансовый кризис притормозил участие металлургов в этом проекте. Однако КуАЗ сейчас рассматривает возможность проведения, по крайней мере, предпроектных работ за свои деньги, рассчитывая, что чуть позже ММК наверстает финансирование своей доли в этом проекте. По мнению аналитика ИК «Финам» Михаила Фролова, создание такого СП выгодно обеим сторонам. «Конечно, оно интересно ‘‘Куйбышевазоту’’ прежде всего с точки зрения обеспечения себя бесперебойными поставками сырья. Однако и само производство бензола с учетом уже имеющейся инфраструктуры и спроса на эту продукцию также обещает быть высокорентабельным. ‘‘Магнитка’’ сейчас занимает прочные позиции на российском рынке бензола, и появление нового производства в Поволжье позволит компании увеличить свою долю на рынке и сократить транспортные издержки при поставках в европейскую часть страны», — прокомментировал эту ситуацию г-н Фролов. Таким образом, за счет новых проектов менеджеры «Куйбышевазота» в этом году существенно продвинули, казалось бы, второстепенное на фоне «ралли азотных удобрений» производство капролактама. А значит, выбранная стратегия оказалась верной, и главное – своевременной. По материалам «Эксперт Волга» |