НОВЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ: НЕТКАНЫЕ ПРОКЛАДКИ ДЛЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ |
Проникновение нетканых материалов на этот растущий рынок зависит от географии. Мировой рынок прокладок для пищевых продуктов составил в 2007 г. более 20 миллиардов штук. Примерно по 9 миллиардов единиц пришлось на долю Северной Америки и Европы. |
Планируется годовой рост до 2012 года в 5-7%. А это означает, что примерный потенциальный рынок почти в 60 000 метрических тонн нетканых материалов 2007 г. вырастет примерно до 80 000 метрических тонн к 2012 г. Основными материалами, которые конкурируют с неткаными материалами в области изготовления прокладок для пищевых продуктов, являются формованная измельченная целлюлоза и влажные салфетки с добавлением или же без добавления суперабсорбентов. Глобальный рост стимулируется потреблением и изменениями в упаковке. Несмотря на иногда имеющие место спады из-за переносимых животными заболеваний, которые представляют угрозу здоровью человека (из недавних можно упомянуть птичий грипп), мировое потребление мяса растет примерно на 2% в год. И, что еще важнее, потребление птицы растет еще быстрее (до 4 – 5% в год). Птица это наиболее капризный из мясных продуктов с точки зрения использования прокладок для мяса, поскольку у нее самое высокое содержание выделяющейся жидкости и относительно высокое содержание ионов в жидкости (по сравнению с говядиной, свининой, бараниной, телятиной, рыбой и морепродуктами). А это означает, что прокладкам для птицы необходим более высокий абсорбирующий потенциал, и, что если источником части этого потенциала являются суперабсорбенты, количество суперабсорбента должно быть больше для того, чтобы справиться с высоким содержанием ионов в выделяющейся жидкости. Таким образом, умеренный рост общего потребления мяса в сочетании с более существенным ростом в предъявляющем более высокие требования сегменте потребления птицы, является причиной некоторого общемирового роста использования нетканых материалов для изготовления прокладок для пищевых продуктов. Причиной остальной части роста являются изменения в области упаковки. Потребление мяса в упаковке с определенной дозировкой типа «case-ready», то есть мяса, упакованного так, что оно готово отправиться прямо на полку в розничную торговлю, растет по всему миру. При этом такая упаковка птицы уже приближается в Северной Америке к 100%. Для дозированной барьерной упаковки обычно требуется и прокладка с более высокими эксплуатационными характеристиками из-за того, что срок годности у таких продуктов больше. То же самое справедливо и для систем для упаковки в модифицированной газовой среде (МАР), которые также увеличивают срок годности упакованного мяса. Прокладка должна поглощать жидкость под нагрузкой, и сохранять ее в течение более длительных периодов времени. Проблемы, связанные с загрязненным или несвежим мясом, также потребовали использования более чистой упаковки для мяса. 18-месячное исследование, проведенное крупной компанией, занимающейся розничной торговлей пищевыми продуктами, показало, что почти 35% жалоб потребителей связано со свободным перемещением жидкостей в упаковке или с протекающей упаковкой. Дозированная упаковка позволяет сэкономить целый этап обработки, использование МАР продлевает срок годности и уменьшает потери от порчи продуктов. Чистые, не содержащие жидкости контейнеры сводят к минимуму количество жалоб покупателей – все это позволяет продавцу пищевых продуктов сократить затраты. И именно тот, кто осуществляет розничную торговлю (или обработку пищевых продуктов), решает, какими должны быть прокладки для пищевых продуктов, а не конечный потребитель. Североамериканский рынок – основные производители определяют продукт Хотя потенциальный рынок применений прокладок для пищевых продуктов составляет в Северной Америке примерно 28 000 тонн нетканых материалов в год, только 4000 – 5000 тонн в год используется в настоящее время. Такое довольно низкое проникновение (всего примерно 16%) объясняется несколькими причинами. В Северной Америке на рынке прокладок для пищевых продуктов доминируют два крупных производителя Sealed Air (подразделение Cryovac) и Paper Pak Industries. Sealed Air (с долей примерно в 60%) и Paper Pak Industries (с долей примерно в 25%) преобладают на общем рынке прокладок. Однако небольшие производители, такие как Pactiv, Tekni-Plex, International Tray Pads and Packaging, занимают преобладают в сегменте прокладок с более высокой поглощающей способностью и более высокими эксплуатационными характеристиками, предназначенными для упаковки птицы и прочих предъявляющих высокие требования мясных продуктов. Sealed Air (подразделение Cryovac) имеет производственную линию, которая создает продукт вокруг абсорбирующего ядра из формованных измельченных в пушинки волокон (с добавлением или без добавления суперабсорбента). Компания установила оборудование по производству пушинок, а также оборудование для переработки, оптимизированное и амортизированное. Затраты на производство приемлемых прокладок для большинства продуктов сейчас ниже, чем затраты на покупку и переработку нетканых материалов аэродинамическим способом. Компании Paper Pak принадлежат два интегрированных предприятия по производству влажных салфеток для ядерного компонента прокладок компании для пищевых продуктов, которые также изготавливается с последующим добавлением суперабсорбентов или же без него. И вновь, амортизированные, уже установленные и оптимизированные системы сравниваются с более новыми продуктами с более высокими эксплуатационными характеристиками и более высокими затратами. Очень маловероятно, что компания Paper Pak выберет нетканые материалы, произведенные аэродинамическим методом, от внешнего поставщика, отказавшись от своих собственных низкозатратных и давно привычных продуктов. |
Еще один фактор делает ситуацию еще более тяжелой для нетканых материалов, которые производятся аэродинамическим методом. Поставки для таких продуктов более ограничены, и стоят дороже, по сравнению с тем, как обстояли дела на протяжении многих лет. Ядерные материалы для прокладок для пищевых продуктов являются в этой области специальными продуктами. В настоящее время основным поставщиком данного продукта в Северной Америке является канадская компания Concert из Готино. Существует ли хоть какая-нибудь надежда на то, что рынок нетканых материалов для пищевых продуктов в Северной Америке будет расти? Для этого имеются некоторые позитивные признаки: производство дозированной упаковки в Северной Америке продвинулось значительно дальше, чем во всем остальном мире. Потребители в Северной Америке очень внимательно относятся к проблеме несвежего или загрязненного мяса, а рынок птицы имеет здесь большую долю и более высокие темпы роста по сравнению с другими мясными продуктами или с ситуациями в других географических регионах. Общее воздействие этих факторов заставляет переходить на использование прокладок для упаковки мяса с более высокими эксплуатационными характеристиками, с более высокой абсорбирующей способностью и способностью удерживать жидкость на протяжении более продолжительного периода. Идеальными продуктами для удовлетворения таких потребностей являются материалы, изготовленные аэродинамическим холстоформованием с добавлением суперабсорбентов. В то же время, компания McAirlaids объявила о планирующейся установке новой линии для аэродинамического холстоформования с водородной связью в Виргинии в 2008 г. Компания разработала продукты и модель ведения бизнеса, в центре которых находится высокопроизводительное низкозатратное аэродинамическое ядро, сочетающееся с поточным ламинированием, которое позволяет получать очень конкурентоспособный продукт для рынка прокладок для пищевых продуктов. Когда начнется эксплуатация установки на предприятии McAirlaids, изготовленные аэродинамическим методом нетканые материалы начнут свою атаку на имеющиеся на данном рынке продукты с более низкой и умеренной ценой. Одним из потенциальных препятствий может стать аризонский вопрос о весе тары. Бюро мер и весов Аризоны стремится заверить потребителей, что они платят только за само мясо, а не за упаковочные материалы. К сожалению, в настоящее время используемая им методология предполагает физическое перемещение и «выжимание» жидкости из упаковочного материала, с последующим взвешиванием этого упаковочного материала и вычитанием этой массы из общей массы упаковки. Для пищевых прокладок, изготовленных из пушинок или салфеток, этот метод хорошо применим, тем не менее, жидкость нельзя «выжать» из суперабсорбентов, что представляет потенциальную проблему. Всеми сторонами изыскивается взаимоприемлемое альтернативное решение. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что для Северной Америки, к сожалению, все останется по-прежнему в течение ближайших трех-пяти лет при довольно хорошем уровне роста производства нетканых материалов с довольно небольших исходных значений. Ожидается, что рост, в среднем, достигнет 11 – 12% в год на протяжении последующих пяти лет, а объем производства нетканых материалов достигнет к 2012 г. 7000 –8000 тонн. Европейский рынок – специальные товары. В Европе на сегодняшний день потенциальный рынок нетканых материалов составляет примерно около 25 000 метрических тонн в год, но здесь фактическая доля нетканых материалов (преимущественно изготовленных аэродинамическим методом) составляет примерно 50 – 55%. И вновь, для таких различий имеются свои причины. Во-первых, здесь нет преимущественно доминирующих игроков. Компании Sealed Air и Paper Pak участвуют в работе рынка, но только в числе других сильных игроков. Кроме того, хотя дозированная упаковка типа «case-ready» и развивается, она все еще далеко не так широко внедрена, как в Северной Америке. Европейский рынок значительно более разнороден по сравнению с североамериканским, и там все еще очень много местных мясных лавок и небольших местных розничных торговцев мясом, которым нужны такие прокладки для пищевых продуктов, которые они могли бы нарезать прямо на месте. Помимо этого, в Европе более строгое законодательство по безопасности мясных продуктов по сравнению с Северной Америкой. Там уже существуют законодательные акты, запрещающие абсорбцию и последующую десорбцию жидкостей в прокладки для пищевых продуктов. Иными словами, после того, как жидкость из продукта поглощена прокладкой, она должна там и оставаться. Все эти факторы способствуют распространению на рынке более гибкого продукта в области прокладок для пищевых продуктов. Ключевыми понятиями здесь являются гибкость и разнородность. На одном конце рынка имеется потребность в простых структурах с низкими затратами и высокой абсорбирующей способностью. К числу примеров такой потребности относится упаковка для рыбы, в которой жидкость представляет собой, в основном, воду от таяния льда, а прокладка используется скорее для обработки пищевого продукта. Другим примером является местная мясная лавка, где можно отрезать от рулона абсорбирующие прокладки нужного размера, и использовать их непосредственно перед продажей товара. В Германии продукция McAirlaids стала основной движущей силой для рынков такого типа, поскольку в ней соединяется аэродинамическое ядро с водородной связью с недорогими пленками или неткаными материалами, которые поточно ламинируются. На другом конце рынка располагаются высоко специализированные продукты, готовые к употреблению, где стоимость продукта может быть выше, но соотношение затрат и приносимой пользы является приемлемым. Здесь примерами могут служить пищевые прокладки для розничной торговли из поточно ламинированных нетканых материалов, пленки или фольги с обеих сторон с краями, которые герметизируются термически. Компании Dan-Web и Danish Airlaid Technology производят очень специализированные продукты для этого рынка, где необходимо выполнение обоих требований: дозированного вида типа «case-ready» и высоких эксплуатационных характеристик. Будут расти оба сегмента рынка, и рынок товарной продукции, и рынок специализированных изделий. Товарный сегмент будет расти за счет того, что не аэродинамические прокладки будут постепенно вытесняться дополнительными относительно низкозатратными аэродинамическими прокладками с высокой эффективностью компании McAirlaids. Сегмент специальных товаров будет расти по мере того, как упаковщики мяса будут все более переходить на дозированную упаковку типа «case-ready», специальные сорта мяса и более длительные сроки хранения. Озабоченность безопасностью пищевых продуктов также станет стимулом интереса к чистой и привлекательной упаковке. Рынок нетканых прокладок для пищевых продуктов в Европе будет продолжать расти с высокой скоростью (11 – 12%), и этот рост начнется с сильных позиций. К 2012 г. прогнозируется объем производства пищевых прокладок в Европе 22 000 – 24 000 метрических тонн нетканых материалов в год. Итоговая прибыльность… С точки зрения рентабельности для розничной торговли пищевыми продуктами или для их обработки рост доли нетканых материалов на рынке пищевых прокладок будет определяться итоговой прибыльностью. В Северной Америке уже запущенные мощности по переработке и интегрированные предприятия, созданные вокруг использования формованной измельченной целлюлозы и тканей, в сочетании с факторами поставок и относительно высоких затрат для аэродинамических материалов, будут продолжать сдерживать рост доли нетканых материалов на этом рынке. В Европе разнообразие производителей пищевых прокладок и видов предоставления продуктов потребителям будут благоприятствовать использованию специализированных и созданных под индивидуальные параметры возможностей, предоставляемых разнообразными производителями нетканых материалов. Присутствие на рынке таких производителей, как McAirlaids, которые специально работают для этого сегмента рынка, также будет способствовать более быстрому росту в этой области. В глобальном масштабе переносимые животными заболевания и загрязнение продуктов стали основными проблемами для мирового производства и торговли мясными продуктами. Высокоэффективные пищевые прокладки на основе нетканых материалов станут представлять все большую ценность на этом рынке, и станут все в большей степени оказывать влияние на итоговую прибыльность. |