ИНГИБИТОРНАЯ ЗАЩИТА ТНК-ВР |
Общая протяженность трубопроводов ТНК-ВР составляет 25 000 километров, что примерно равно расстоянию от Сиднея до Нью-Йорка. Если вытянуть все эти трубопроводы в единую линию, она охватит две трети земного шара, и чтобы добраться от ее начальной точки до конца, потребуется более 25 часов полета на современном пассажирском авиалайнере. |
В момент создания ТНК-ВР в 2003 году компания унаследовала не только миллиарды баррелей углеводородов, залегающих в недрах земли, но и обширную наземную инфраструктуру: нефтепромысловые объекты в Западной Сибири и Волго-Уральском регионе, соединенные в единую систему разветвленной сетью трубопроводов. Подобно тому, как капилляры и небольшие сосуды снабжают крупные кровеносные артерии человека, промысловые трубопроводы прокачивают жидкие углеводороды и газ от устьев скважин до пунктов сбора, установок подготовки и узлов учета и далее, в основные нефтяные артерии России – магистральные трубопроводы компании «Транснефть». Сегодня общая протяженность трубопроводов ТНК-ВР составляет 25 000 километров, что примерно равно расстоянию от Сиднея до Нью-Йорка. Система состоит из 38 000 отдельных сегментов. Если вытянуть все эти трубопроводы в единую линию, она охватит две трети земного шара, и чтобы добраться от ее начальной точки до конца, потребуется более 25 часов полета на современном пассажирском авиалайнере. ___________________________________________ 25 000 км – общая протяженность В 2003–2007 годах: Основные факты о трубопроводной системе ТНК-ВР 280% – рост объемов замены __________________________________________ «Мы провели первичный анализ состояния трубопроводных систем и пришли к выводу, что необходимы срочные меры. В противном случае количество протечек могло бы увеличиться, и через 5 лет – к 2008 году – в ТНК-ВР происходило бы 18 000 протечек ежегодно», – говорит Портер. Руководствуясь принципами В момент создания ТНК-ВР компания приняла ключевой принцип в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды: «Отсутствие аварий на производстве; отсутствие несчастных случаев на производстве; отсутствие ущерба окружающей среде». Решение начать разработку масштабной программы целостности трубопроводов стало воплощением в жизнь заявленного принципа. «Предотвратить аварию дешевле, чем расплачиваться за ее последствия, учитывая стоимость работ по рекультивации земель, штрафы, а также тот ущерб, который неизбежно – и справедливо – несет репутация тех компаний, которые загрязняют окружающую среду, – говорит Портер. – Поэтому бережное отношение к окружающей среде является неотъемлемой частью устойчивого бизнеса». Для решения стоящей задачи в ТНК-ВР был создан департамент по управлению целостностью и сформирована команда высокопрофессиональных российских и международных специалистов. На первом этапе необходимо было предложить новый подход и разработать план действий. Провести замену всех трубопроводов одновременно не представлялось возможным, поэтому первостепенной задачей было проанализировать состояние инфраструктуры и определить зоны риска. |
Матрица, перезагрузка Несколько месяцев работы потребовалось команде по управлению целостностью для разработки аналитического инструмента – матрицы приоритезации рисков, которая включала данные о состоянии всех участков трубопроводной системы компании. Уровень «критичности» трубопроводов определялся по двум параметрам: вероятность аварии и последствия аварии. «Этот важный инструмент лежит в основе нашей программы по обеспечению целостности и реконструкции трубопроводов, – говорит Алан Кроссланд, специалист по обеспечению целостности трубопроводов. – «Мы можем сконцентрировать наше внимание на трубопроводах, которые входят в группу высокого риска – например, высоконапорные трубопроводы, пролегающие через экологически чувствительные районы». В основе системы – комплексная электронная база данных, которая содержит подробную информацию о текущем статусе более чем 38 000 отдельных действующих участков трубопроводов. Около 500 000 информационных справок, которые содержатся в этой базе данных, дают возможность специалистам по целостности трубопроводов получить комплексное представление о состоянии трубопроводных линий компании с учетом самых последних данных и совместно с руководителями бизнес-единиц планировать финансирование реконструкции трубопроводов. Система была разработана совместными усилиями специалистов бизнес-направлений «Разведка и добыча» и «Технологии» в корпоративном центре и бизнес-единицах. «Изначально система была создана командами ВР и ТНК-ВР. Однако к настоящему моменту мы усовершенствовали систему до такого уровня, что недавно ВР обратилась к нам с просьбой проконсультировать их насчет разработки собственной системы приоритезации трубопроводов», – говорит Портер. Программа целостности Всеобъемлющая база данных позволила компании разработать и внедрить комплексную программу по обеспечению целостности трубопроводов. В 2004 году управляющий директор по производству и технологиям ТНК-ВР Ларри МакВей принял обязательство сократить аварийность в два раза к концу 2009 года. Для этого требовалось провести реконструкцию трубопроводов, которые находились в аварийном состоянии, а также реализовать программу антикоррозионной защиты существующих трубопроводов с применением самых современных технологий. Для выполнения поставленных задач необходимо было значительно увеличить финансирование этих программ. В 2003 году компаниями – предшественницами ТНК-ВР всего было заменено 300 километров трубопроводов, менее 10% трубопроводов было ингибировано. Начиная с 2004 года компания начала ежегодно увеличивать расходы на обеспечение целостности трубопроводов. В 2007 году объем капитальных инвестиций составил 165 миллионов долларов. В 2004 году было заменено 434 километра трубопроводов, а к 2007 году этот показатель достиг 857 километров в год. В 2008 году также планируются значительные объемы работ по замене корродированных трубопроводов. «В 2003–2007 годах мы заменили 2 700 километров трубопроводов, что приблизительно равно расстоянию от Лондона до Рима. Объем средств, затраченных на реализацию программы, составил 400 миллионов долларов, – говорит Сэм Портер. – Более того, мы также начали уделять значительное внимание демонтажу бездействующих трубопроводов; в прошлом значительное количество трубопроводов оставалось в земле». В 2008 году ТНК-ВР планирует вложить 20 миллионов долларов в демонтаж бездействующих трубопроводов. «Начиная с 2008 года и далее количество демонтированных трубопроводов будет равно или превысит количество заменных трубопроводов», – сообщает Портер. Еще одним важным аспектом программы по обеспечению целостности трубопроводов стало применение передовых технологий для снижения аварийности и продления срока эксплуатации действующих трубопроводов: антикоррозионное ингибирование, а также применение относительно новых для России технологий, таких как защита трубопроводов полиэтиленовыми «чулками». |
Впервые масштабный пилотный проект по ингибированию трубопроводов в компании был проведен в Западной Сибири – на зрелых месторождениях Нягани. Впервые ингибирование было применено в 2004 году. Через год количество отказов на трубопроводах стабилизировалось и начало сокращаться. Через два года аварийность снизилась на 50%. В 2003–2007 годах объем применения анитикоррозионного ингибирования увеличился на 300%. Сегодня ТНК-ВР является лидером отрасли по объемам применения технологий по антикоррозионному игибированию в России. Ежегодно компания направляет более 50 миллионов долларов на программу ингибирования и мониторинга. «На ингибированных трубопроводах уровень коррозии и отказов сократился на 90% по сравнению с трубопроводами без ингибиторной защиты, – говорит Портер. – К 2009 году программа по антикоррозионной защите охватит на 500% больше трубопроводов, чем в 2003 году.» ТНК-ВР стала первой российской нефтяной компанией, которая для продления срока эксплуатации трубопроводов начала применять метод защиты трубопроводов полиэтиленовыми «чулками». В 2007 году в Нягани был завершен пилотный проект, который показал успешные результаты. По итогам проекта команда по обеспечению целостности разрабатывает масштабный план по внедрению этого метода защиты трубопроводов во всех предприятиях компании. Помимо Западной Сибири еще одной площадкой успешной деятельности команды стал другой центр добычи ТНК-ВР – Оренбург. «В2004 году в бизнес-единице «Оренбург» количество аварий на трубопроводах увеличивалось на более чем 10% в год, – говорит Илья Сивоконь, менеджер по управлению целостностью в бизнес-направлении «Разведка и добыча». – Необходимо было принимать срочные меры. Команда по обеспечению целостности разработала программу комплексного применения антикоррозионного ингибирования трубопроводов в регионе, что также позволило оптимизировать работу по реконструкции трубопроводов в бизнес-единице». В команду по обеспечению целостности трубопроводов вошли специалисты бизнес-направлений «Технологии» и «Разведка и добыча», работа велась при непосредственной поддержке руководителя бизнес-единицы Александра Бермана и главного инженера Алексея Кана. В соответствии с программой, начиная с 2004 года было заменено более 580 километров трубопроводов. Бизнес-единица «Оренбург» стала лидером по объему применения ингибиторов коррозии: более 4 300 километров трубопроводов было ингибировано. При этом объемы финансирования программы по превентивному ингибированию за три года выросли в два раза. Другой успешной инициативой бизнес-единицы «Оренбург» стало внедрение первой в компании системы управления химизацией (СУХ). По результатам этой работы Оренбург был признан финалистом Премии председателя совета директоров ТНК-ВР по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды в 2007 году. Эта премия является главной наградой компании за выдающиеся успехи в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды. «Сегодня Оренбург продолжает играть ведущую роль в области применения передовых технологий: ведется разработка пилотной программы по контролю наружной коррозии и программы катодной защиты трубопроводов», – говорит Илья Сивоконь. |
В случае, если выбранное технологическое решение окажется неэффективным, при таких масштабах потери будут огромными. И наоборот, успешное технологическое решение может оказать весомый положительный эффект на производственную деятельность компании. Поэтому у нас практически нет права на ошибку, но есть большой стимул добиваться высоких результатов». Как в любом другом инженерном процессе, иногда правильное технологическое решение приходилось определять путем проб и ошибок. Некоторые новые технологии в России не работали – например, использование стекловолокна для замены трубопроводов. Применение этой технологии доказало свою эффективность на предприятиях ВР на Западе, а в России в связи со сложными строениями почв на месторождениях ТНК-ВР не привело к успешным результатам. «Болотистые почвы, с которыми мы сталкиваемся на многих месторождениях Западной Сибири, являются очень сложной средой для стекловолокна, – говорит Алан Кроссланд. – После нескольких пилотных проектов нам пришлось отказаться от этой идеи». Преодолевая трудности Обеспечение целостности трубопроводов для такой компании, как ТНК-ВР, представляет собой масштабную задачу. Несмотря на успехи, достигнутые на сегодняшний день в сокращении количества протечек, команде ежедневно приходится прилагать значительные усилия для удержания завоеванных позиций. «У нас 26 000 действующих скважин, и некоторые из них дают почти 10 баррелей воды на каждый баррель нефти. Наша трубопроводная система больше, чем сеть трубопроводов ВР по всему миру, – говорит Джон Джонсон, руководитель группы по целостности трубопроводов. – Ингибиторная защита Как правило, аварии на трубопроводах ТНК-ВР обусловлены внутренней коррозией труб. Ингибиторная защита от коррозии – важная составляющая мероприятий по обеспечению целостности трубопроводной системы, которая дополняет мероприятия по реконструкции и замене трубопроводов. Ингибиторная защита снижает риск коррозии стали и тем самым позволяет значительно продлить срок службы трубопроводов. Реализация программ ингибирования требует в несколько раз меньше средств, чем замена трубопроводов. Ингибиторы для защиты от коррозии используются в нефтегазовой отрасли с 1940-х годов. Ингибиторы коррозии: это молекулы органического вещества, которые прикрепляются к поверхности стальной трубы и подавляют коррозионную реакцию, создавая эффективный барьер между агрессивными средами и стальной поверхностью трубы. В результате использования ингибиторов значительно замедляется скорость коррозии. Ингибиторы чаще всего выражаются в частях на миллион: обычно от 15 до 25 граммов на тонну жидкости. ТНК-ВР ежегодно использует более 8000 тонн ингибиторов коррозии стоимостью более 30 миллионов долларов (в соответствии с планом 2008 года). Системы промысловых трубопроводов похожи на ветви дерева: они расходятся в разных направлениях из одной точки. Поэтому добавление ингибитора на входе в трубопровод позволяет защитить его по всей длине на расстоянии до нескольких сотен километров. Полиэтиленовые «чулки» Эта технология предусматривает протяжку полиэтиленового лайнера («чулка») через трубу. Сталь трубы удерживает давление. Чулок предотвращает возможные протечки жидкости и препятствует образованию коррозии. При этом затраты на это мероприятие могут быть до 30% ниже, чем стоимость полной замены трубопровода. Технология полиэтиленовых «чулков» в России не распространена, однако эта методика успешно применяется в других странах. ТНК-ВР стала первой компанией, которая начала масштабное использование этой передовой технологии в России. Пожиная плоды Спустя пять лет с момента создания компании, ТНК-ВР является лидером в отрасли по управлению коррозией, антикоррозионной защите и замене трубопроводов в России. Компания также стала лидером в применении инновационных технологических решений для увеличения срока эксплуатации обширной сети трубопроводов. В программу по обеспечению целостности трубопроводов уже инвестировано около 625 миллионов долларов. Объемы замены трубопроводов выросли более чем на 280%, а объемы ингибирования – более чем на 300% по сравнению с 2003 годом. Общие инвестиции в поддержание целостности трубопроводов и оборудования в 2007–2011 годах составят 1,6 миллиарда долларов. Эти инвестиции позволят ТНК-ВР выполнить данное компанией обязательство и сократить количество отказов на трубопроводах в два раза к 2009 году. Команда по обеспечению целостности имеет полное право гордиться достигнутыми успехами, но не готова почивать на лаврах. «Нам удалось улучшить показатели в этой области: сегодня они значительно выше среднего показателя по отрасли в России, – говорит Сэм Портер. – Тем не менее мы осознаем, что предстоит сделать еще очень многое, прежде чем мы сможем соответствовать лучшим международным стандартам. И это – наша долгосрочная цель». Для достижения поставленной задачи компании необходимо не только поддерживать достигнутые показатели, но и обеспечить их дальнейшее улучшение. Поэтому команда по обеспечению целостности продолжает поиск новых технологических решений – таких как использование твердых ингибиторов или полиэтиленовых «чулков». Некоторые решения лежат в сфере управления, как, например, оптимизация системы закупки химических реагентов. Работа продолжается. Между тем трубопроводы ТНК-ВР продолжают ежесуточно прокачивать более чем 1,4 миллионов баррелей нефти, снабжая экономику России и мировые рынки столь необходимым сырьем. С анализом российского рынка ингибиторов коррозии Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок ингибиторов коррозии в нефтедобыче». |