ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ И УДОБРЕНИЙ: порты Балтики |
Все важнейшие экспортные продукты являются крупнотоннажными. Для обеспечения их экспорта, а так же поставок внутри страны в таких масштабах необходима развитая транспортная инфраструктура, которой в целом наша страна обладает. В первую очередь это касается трубопроводов, портов и железных дорог. |
Санкт-Петербург Порт Санкт-Петербург - крупнейший транспортный узел на северо-западе России. Он расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря. Обслуживается двумя железнодорожными станциями – Автово и Новый порт, а так же системой трубопроводов. Навигация в порту длится круглый год. С конца ноября - начала декабря и до конца марта - начала апреля Невская губа в районе порта покрыта льдом. В этот период движение судов в порт и обратно обеспечивается с помощью ледоколов. Большой порт Санкт-Петербург включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка. К ним ведет разветвленная система каналов и фарватеров. Самым протяженным и глубоководным из них является Санкт-Петербургский морской канал. Он начинается во внутренней акватории морского торгового порта и заканчивается за островом Котлин, на котором расположен Кронштадт. Его длина 27 миль. По нему могут пройти суда с осадкой до 11,0 м, длиной до 260 м и шириной до 40 м. Суда больших размеров (прежде всего нефтеналивные) обрабатываются на внешнем рейде. Морской торговый порт включает около 60 причалов с глубинами до 11,9 м общей протяженностью более 9,0 км. Территориально морской торговый порт разделен на четыре района. К первому району относятся причалы с 1 по 14. Семь из них являются грузовыми. На них с помощью 23 портальных кранов грузоподъемностью до 40 тонн осуществляется перевалка цветных и черных металлов, оборудования, химических грузов в упаковке, минеральных удобрений в таре, прочих генеральных грузов. Хранение грузов осуществляется как в крытых, так на открытых складах, суммарная площадь которых достигает 125 тыс.кв.м. Грузовые работы на грузовых причалах первого района выполняет ЗАО "Вторая стивидорная компания". Причалы с 8 по 14 предназначены для стоянки научно-исследовательских и экспедиционных судов, различных судов портового флота. Второй район включает причалы с 15 по 41. Их общая протяженность превышает 3,0 км. К ним могут швартоваться суда с осадкой до 11 м. На причалах установлено более 40 портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн. Основу грузооборота второго района составляют насыпные грузы, к которым относятся минеральные удобрения, зерно, сахар-сырец. Производственные мощности специализированного комплекса по перевалке минеральных удобрений позволяют обрабатывать до 100 вагонов в сутки, единовременно хранить на складе до 12 тысяч тонн груза. Кроме того, перегружаются удобрения в таре, металлы, рефрижераторные, различные тарно-штучные грузы. Перевалку грузов на всех причалах, кроме причала 27, осуществляет ЗАО "Первая стивидорная компания". На 27-ом причале грузовые работы выполняет ООО "Балтийский порт". В период летней навигации причалы 32, 33 и 34 используются для приема крупных пассажирских судов океанского плавания. Третий район торгового порта находится на территории, расположенной между Угольной и Лесной гаванями. Он включает 13 действующих причалов общей протяженностью 2,3 км. На них разместились три терминала: контейнерный, лесной, по перевалке черных металлов. Контейнерный терминал включает причалы № 82-87, расположенных со стороны Угольной гавани. Глубины вдоль них от колеблются от 9,8 до 11,9 м. Как обработке принимаются как контейнеровозы, так и суда типа Ро-Ро. Терминал оснащен контейнерными перегружателями грузоподъемностью до 35 тонн, автоконтейнеровозами, специальным оборудованием для растарки и затарки контейнеров. Открытые складские площадки позволяют вместить до 11 тысяч 20-футовых контейнеров. Общая площадь крытых складов составляет 11,5 тыс.кв.м. Модернизированный контейнерный терминал позволяет перегружать до 700 тысяч контейнеров в год. Грузовые работы выполняет ЗАО "Первый контейнерный терминал". Лесной терминал специализируется на перевалке круглого леса. Он располагает тремя механизированными причалами (№ 67, 69, 70) с глубинами до 7,2 м, открытыми складами общей площадью 40,5 тыс.кв.м, специальным перегрузочным оборудованием. Годовая мощность терминала – 1 млн.тонн. Перевалку грузов осуществляет ЗАО "Стивидорная лесная компания". Терминал по перевалке черных металлов включает четыре глубоководных причала (№ 71-74). Глубины вдоль них 11,5 м. Все причалы оснащены портальными кранами грузоподъемностью от 32 до 40 тонн. Складские мощности терминала составляют 68,3 тыс.кв.м открытых складов для металлопроката и 11,7 тыс.кв.м крытых складов для хранения холоднокатаного металла. |
Четвертый район расположен на Турухтанных островах в Угольной гавани. Он состоит из 8 грузовых причалов глубиной до 11,0 м, на которых осуществляется перевалка навалочных, насыпных и наливных грузов, обработка паромов с автотехникой. На причале № 107 действует специализированный терминал по перевалке минеральных удобрений. Он включает специальное оборудование по разгрузке вагонов и загрузке судов, два склада емкостью на 100 тыс.т и 80 тыс.т. Пропускная способность терминала составляет 5 млн.тонн в год, из них: 3 млн.т калийных и 2 млн.т азотно-фосфорных удобрений. Грузовые работы на нем выполняет ЗАО "Балтийский балкерный терминал". На причалах № 101(Б и В), 102 и 103 осуществляется перевалка угля, руды, глинозема, бокситов. калийных удобрений, металлолома. Работы производит ЗАО "Четвертая стивидорная компания". Она располагает 22 портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 40 тонн, складскими площадями размером 87 тыс.кв.м. На причале № 105 ЗАО "Интехпорт" выполняет перевалку нефтеналивных грузов, а на причале № 101А ЗАО "Балтийские транспортные системы" осуществляет обслуживание судов типа Ро-Ро, работающих на линии Киль – Калининград - Санкт-Петербург. В морском торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 300 тонн. Первый и второй районы морского торгового порта обслуживает железнодорожная станция Новый порт, третий и четвертый районы - железнодорожная станция Автово Октябрьской железной дороги. Нефтяной терминал расположен рядом с четвертым районом морского торгового порта. Он включает два причала, способных принимать танкера водоизмещением до 35 тыс.тонн, и два причала для приема речных танкеров, прибывающих с Невы. Емкость резервуарного парка составляет 174 тыс.куб.м, из которых 42 тыс.куб.м предназначены хранения светлых нефтепродуктов и 132 – для темных нефтепродуктов. На терминале производится погрузка на экспорт дизельного топлива и мазута. Дизтопливо поступает по трубопроводу с Киришского нефтеперерабатывающего завода, мазут по железной дороге в цистернах. Грузовые работы осуществляет ЗАО "Петербургский нефтяной терминал". Планы развития терминала предусматривают увеличение резервуарного парка на 60 тыс.куб.м, ввод в эксплуатацию причала, позволяющего принимать танкеры с осадкой до 12,5 м. Нефтяной терминал обслуживает железнодорожная станция Автово Октябрьской железной дороги. Кроме того, в порту имеется лесной порт, морской рыбный порт, расположены заводы: ОАО "Балтийский судомеханический завод, ОАО "Завод ЖБИ и КМГС", ОАО "Канонерский судоремонтный завод", судостроительных заводов ОАО "Северная верфь" и ОАО "Балтийский завод", ОАО "Кировский завод", где перегружаются рефрижераторные, лесные, различные тарно-штучные грузы, контейнеры, металлолом. Грузовые работы выполняют более 10 различных компаний. Более подробная информация о порте Санкт-Петербург приведена в таблице в приложении. Рисунок 1
Источник: «Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане» (ЕСИМО)
|
Порт Высоцк Высоцк - небольшой российский порт, расположенный на острове Высоцкий в Выборгском заливе, переходящем в Финский залив Балтийского моря в 90 км от Санкт-Петербурга и 50 км от российско-финлядской границы. Навигация в порту длится круглый год. Лед наблюдается с декабря по апрель. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов. Со стороны Финского залива от острова Вихревой в порт ведет Выборгский фарватер протяженностью 6 миль. Глубины на нем позволяют проходить судам с осадкой до 9,3 м и длиной до 200 м. На внутренней акватории порта Выборгский фарватер переходит в Выборгский морской канал, связывающий порт Высоцк с портом Выборг и далее с Сайменским каналом, ведущим вглубь финской территории к сайменскому промышленному району Финляндии. Длина Выборгского морского канала 8 миль, наименьшая глубина - 6,9 м. По нему могут пройти суда с осадкой не более 6,5 м и длиной до 135 м. На внешнем рейде порта Высоцк к обработке могут приниматься суда с осадкой до 11,0 м. Общая площадь открытых складских площадок порта составляет более 22,0 тыс.кв.м, общая площадь крытых складов - 2,4 тыс.кв.м. Порт специализируется на перевалке навалочных грузов, к которым в основном относится уголь. Порт обслуживает железнодорожная станция Высоцк-предпортовая Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. Общая протяженность железнодорожных путей в порту – 5,9 км. За двенадцать лет самостоятельной работы порт Высоцкий увеличил грузооборот в 7,4 раз (с 534 тыс.т. в 1994 году, до 4092 тыс.т. в 2006 г.). В ходе масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-2006 гг. на территории порта были полностью заменены внутрипортовые железнодорожные пути, построена новая электроподстанция, обновлены все электрические подстанции, возведен новый бытовой комплекс для докеров-механизаторов, сооружены дополнительные тыловые склад, приобретена новая техника. В результате проведенных мероприятий производственные мощности порта увеличились вдвое с 2,5 до 5 млн. тонн в год. В соответствии с утвержденной концепцией развития морского торгового порта Высоцк в 2007-2009 г. будут проведены работы по реконструкции существующих причалов, строительству новых причалов № 5, 6, 7 и дноуглублению подходного канала и акватории порта до отметки минус 12,7 метров. По окончании работ порт сможет принимать суда дедвейтом до 40 тысяч тонн и вдвое увеличить грузооборот. Рисунок 3 Источник: ЕСИМО |
Выборг Выборгский порт расположен в Выборгском заливе, переходящего в Финский залив Балтийского моря. В порт ведет морской канал Высоцк-Выборг протяженностью 14,0 миль, состоящий из двух частей - Выборгского фарватера (6 миль) и Выборгского морского канала (8 миль). Наименьшая глубина на канале - 6,9 м. У Выборга берет начало Сайменский морской канал, протянувшийся вглубь финской территории к системе сайменских озер и соединяющий расположившиеся на их берегах промышленные предприятия Финляндии с внешним миром. Вход судов в порт и выход осуществляется круглосуточно в течении года. Порт замерзающий, лед наблюдается с декабря по апрель. В зимнюю навигацию ледокольное обеспечение осуществляется штабом ледокольных операций, руководимых капитаном порта Санкт-Петербург. В светлое время суток входить в порт Выборг и выходить разрешается судам с осадкой не более 6,5 м и длиной до 135 м. В ночное время – судам с осадкой до 6,0 м и длиной до 125 м или осадкой 6,2 м и длиной до 105 м. В 2007 г. порт Выборгский был приобретен Группой Осло Марин. В планах нового руководства – реконструкция и полное переоснащение существующего порта. В 2007-2009 гг. реконструкции подлежат тыловые площади причалов общей площадью около 70 тыс. кв. м., холдинг проводит дноуглубительные работы, ремонтные работы железнодорожных путей протяженностью более 6 км. Идет процесс замены оборудования, автоматизации систем управления порта; производственный процесс находится на стадии приведения к международным стандартам ISO. Согласно планам "Осло Марин" в ближайшее время Порт Выборгский должен стать современным портово-перегрузочным комплексом – важным логистическим звеном в транспортной системе Северо-Запада России, не уступающим по оснащению и мощностям лучшим портам Балтики и занимающим достойную нишу в системе распределения европейских грузопотоков. Основные грузы, перегружаемые в порту – это насыпные (минеральные удобрения), навалочные (уголь, чугун, металлолом), лесные (круглый лес, пиломатериалы), генеральные грузы (сталь-импорт, трубы, контейнеры), наливные (лигносульфонаты) и другие грузы. Портовые службы в круглосуточном режиме предоставляют услуги по перевалке, экспедированию, хранению грузов, агентированию судов. Общая площадь Выборгского морского торгового порта составляет 16,2 гектара. В порту имеется 13 причалов с протяженностью причальной линии 1100 м. Грузовой район включает восемь грузовых (№ 6-13) и четыре вспомогательных причала (№ 2-5), предназначенных для стоянки судов портового флота. Общая протяженность грузовых причалов составляет 999,7 м. Глубины вдоль них от 7,5 – 9,8 м. Сегодня на причалах порта работают 18 портальных кранов ("Альбатрос", "Сокол", "Альбрехт" и др.) грузоподъемностью от 5 до 32 тонн, 12 автопогрузчиков ("Тойота", "Кальмар", "Вольво" и др.) грузоподъемностью от 1,5 до 20 тонн, 2 тягача "Сису". Для перевалки удобрений навалом порт имеет конвейерную установку, грузоподъемностью 42 тонны. В случае необходимости имеется возможность привлекать к выполнению грузовых операций плавучие краны грузоподъемностью от 15 до 300 тонн, принадлежащие Выборгскому судостроительному заводу. Общая площадь для складирования грузов открытого хранения составляет 39 тыс. кв.м. Для грузов крытого хранения порт имеет 4 склада общей площадью 4 тыс. 237 кв.м. Причалы 6-10 предназначены для обработки генеральных грузов. На причалах 11, 12, 13 преимущественно обрабатываются лесные грузы. Рисунок 4
|
Порт Усть-Луга Земельный участок территории морского торгового порта Усть-Луга передан в аренду компании ОАО "Компания Усть_луга", генеральным заказчиком строительства портовых комплексов является ФГУП "Росморпорт" Общая площадь территории - 800 га, площадь авкватории 370 га. Общая площадь причального фронта - 6640 м, площадь открытых складов 550 тыс. кв. м, крытых складов 40 тыс. кв. м, длина берегоукрепительных сооружений - 4500 м. Протяженность подходных каналов 5,8 км. длина внутриобъективных железнодорожных путей 45 км, автомобильных дорог 15 км. Акватория и территория морского торгового порта Усть-Луга состоит из западного речного порта в устье р. Луга и восточного морского участка порта. Морской торговый порт Усть-Луга проектируется как крупный транспортный узел Северо-запада для обеспечения, в перспективе, обработки значительной части российского внешторгового грузопотока в балтийском регионе. Проектируемые торговые мощности позволят также обеспечить: - создание крупнейшего на балтике контейнерного терминала, соответствующего статусу международного интермодального транзитного глубоководного порта - "входного порта", обслуживающего наряду с с фидерными океанские судоходные контейнерные линии; - функционированние линий грузопассажирского автомобильно - железнодорожного паромного сообщения "Усть-Луга - Балтийск - порты Германии", обеспечивающих устойчивую транспортную связь с Калининградской областью, не имеющей сухопутной границы с другими регионами России; - выгодной для России транзит грузов Казахстана, белоруссии и других стран СНГ, а также благоприятные условия для организации евроазиатского транзита с использованием международных трансппортных коридоров; В составе порта предусматривается размещение 16 перегрузочных комплексов, из которых 6 единиц дополнительно размещается на территории перспективного развития в Северном районе. В составе размещаемых перегрузочных комплексов предусматривается: В Северном районе: - Угольный терминал; Комплексы резервных территорий Северного района: - Комплексы перезагрузки металлов, генеральных грузов и железорудного сырья; В Южном районе: - Многопрофильный комплекс (МПК), включающий комплексы перегрузки накатных грузов. лесоматериалов, древесных топливных гранул, скоропортящихся грузо; В Речном районе - действующий лесной терминал. В тыловой части территории Южного района также предусматривается размещение складского логистического центра, осуществляющего перевалку грузов на морском транспорте через причалы МПК и контейнерного терминала. В составе проектируемых общепортовых объектов подсобно - производственного назначения предусматривается: - Административно - деловой центр. включающий здания и сооружения для размещения управления порта, подразделений государственных контрольных органов морского пункта пропуска,а также офисов обслуживающих компаний; - База портового флота и морспецподразделений ЛРН; - Объекты производственной зоны порта: центральные ремонтные мастерские, центральный материальный склад, автобаза, ремонтно-строительная база, пункт утилизации отходовю. В составе порта предусматривается размещение объектов транспорта и энергообеспечения, состав и основные характеристики которых определяются в соответсвующих разделах данных материалов корректировки.
|
Калининград Калининград - самый западный порт России. Он расположен в юго - восточной части Балтийского моря в устье реки Преголя. С морем порт связывает Калининградский морской канал, протяженностью 23 мили. Наименьшая глубина на нем 9,0 м. Объявленная проходная осадка судов составляет 8,0 м. Длина судов при этом не должна превышать 170 м. Навигация в порту - круглосуточная. С начала января и до конца марта - начала апреля ведущий в порт Калининградский морской канал покрывается льдом. Однако, лишь в суровые зимы для проводки судов используются ледокольные буксиры. В Калининграде расположены причалы 3 портов - морского торгового и речного. Акватории морского, торгового и рыбного портов граничат друг с другом и включают 3 искусственные гавани - Вольную, Индустриальную, Лесную и часть реки Приголя. По обоим берегам Вольной гавани, на северо - восточном берегу Индустриальной гавани, а также на левом берегу реки Преголя к востоку от Вольной гавани расположены причалы морского торгового порта. В Лесной гавани, на юго - западном берегу Индустриальной гавани и на левом берегу реки Преголя к югу от Лесной гавани расположены причалы рыбного порта Морской торговый порт включает 20 причалов общей длиной более 3 км, восемнадцать причалов являются грузовыми. Глубины вдоль них колеблются от 8,0 до 9,0 м. Грузовые работы в торговом порту выполняются с помощью портальных кранов грузоподъемностью от 6 до 40 тонн общей численностью около 60 единиц. Для внутрипортового перемещения грузов имеется большое количество мобильных погрузчиков грузоподъемностью от 1 до 40 тонн. Общая площадь открытых складов торгового порта составляет 215 тыс.кв.м, площадь крытых складов – 60 тыс.кв.м. Крытые склады имеют рампы и подъездные железно-дорожные пути. Один из них площадью 4 тыс.кв.м предназначен для хранения фрук-тов и овощей с температурным режимом от 0 до +13 градусов. В торговом порту может переваливаться широкая номенклатура сухих грузов: уголь, кокс, руды, металлы, ферросплавы, металлопрокат, зерно, сахар, удобрения (сухие и жидкие), контейнеры, лесные грузы, продовольственные и рефрижераторные грузы, бумага, целлюлоза. Работы по перевалке грузов на большинстве причалов выполняет ЗАО "Морской торговый порт" – дочернее предприятие ОАО "Морской торговый порт Калининград". Перевалка зерновых грузов и удобрений осуществляется на специализированных терминалах. Зерновой терминал расположен на причалах 7, 8 и 9. На каждом из них находится элеватор для хранения зерна. Общая емкость элеваторов составляет 46 тыс.тонн. Они оснащены подъемно-транспортным оборудованием производительностью 175 т/час. Одновременно могут выгружаться четыре вагона с зерном, всего за сутки может быть выгружено – 50 вагонов. К одновременной погрузке могут быть приняты два судна с суточной производительностью грузовых работ до 3000 тонн зерна. Работы на зерно-вом терминале выполняет ОАО "Портовый элеватор". Терминал по перевалке удобрений навалом расположен на причале Ро-1 длиной 200 м. Его мощность - 700 тыс. удобрений в год. Терминал включает склад емкостью 13000 т с двумя изолированными отсеками, что позволяет хранить одновременно 2 вида удобрений. Перевалка грузов осуществляется с помощью специализированного перегрузочного оборудования, обеспечивающего погрузку судов в любую погоду с производительностью 3000-4000 тонн в сутки. Глубины у причала Ро-1 и на морском канале позволяют загрузить в судно до 19000 тонн удобрений. Далее оно может быть догружено до 25000 тонн на причале догрузки в порту Балтийск. Для этих целей используются два плавучих склада (баржи) общей вместимостью 5600 тонн. Подъездные железнодорожные пути терминала позволяют принять до 100 вагонов одновре-менно. Скорость их разгрузки – 6 вагонов в час. Терминал располагает оборудовани-ем для расфасовки удобрений в биг-бэги. Работы на терминале ведет ЗАО "Терминал ГМБ". Терминал по перевалке жидких удобрений осуществляет перевалку грузов на 16-м причале. Он располагает тремя резервуарами емкостью по 3000 куб.м каждый. Грузо-вые работы на терминале ведет ЗАО "Терминал нефтеналивных грузов". Морской рыбный порт включает 16 причалов общей протяженностью 2,2 км с глубинами от 7,2 до 9,0 м. Четырнадцать из них используются для обработки грузовых судов, один является пассажирским и один вспомогательным. На грузовых причалах установлены 34 портальных крана грузоподъемностью от 5 до 32 тонн. Складские мощности рыбного порта включают: три рефрижераторных склада общей емкостью 20 тыс.тонн, крытые отапливаемые и не отапливаемые склады общей пло-щадью 34 тыс.кв.м, открытые склады общей площадью 36 тыс.кв.м. На территории рыбного порта расположены специализированные комплексы по перевалке удобрений навалом, жидких удобрений, по обработке судов типа Ро-Ро, пассажирский терминал. Комплексы по перевалке жидких удобрений находятся на причалах 18 и 29. Он вклю-чает 8 резервуаров для жидких грузов общей емкостью 32000 т. Мощности терминала позволяют обеспечить перевалку до 2,0 млн.тонн грузов в год. Терминал по перевалке удобрений навалом действует на причале 21. Он принимает к обработке суда с осадкой не более 7,9 м, диной до 170 м и шириной до 30 м. На терминале расположен склад на 18000 тонн единовременного хранения грузов. Он разделен на три отсека, что позволяет хранить грузы разных отправителей. Перегрузочное оборудование обеспечивает погрузку судов как со склада, так и с вагонов с производительностью до 240 т/час. Мощность терминала – 700 тыс.тонн в год. Обработка судов типа Ро-Ро осуществляется на причалах 17 и 31. На причале 25 дей-ствует пассажирский терминал. Он принимает суда на подводных крыльях и крупные морские пассажирские лайнеры. Помимо удобрений в рыбном порту перегружаются мороженные рыба и мясо, фрукты и овощи, другие продовольственные грузы, металл, контейнеры, трейлеры с судов типа Ро-Ро, лес круглый, пиломатериалы, бумага, целлюлоза, грузы в биг-бегах. Грузовые работы и обслуживание пассажиров на причалах рыбного порта выполняет ГУП "Калининградский морской рыбный порт". |
Нефтетерминал образован на территории бывшей нефтебазы рыбного порта. Он включает четыре причала общей протяженностью 407 м и емкости на 35000 тонн единовременного хранения нефтегрузов. Терминал принимает танкеры длиной до 140 м, с осадкой до 8,2 и грузоподъемностью до 12000 т. На нем производится перевалка сырой нефти, нефтепродуктов и смазочных масел. Погрузка танкеров ведется как из резервуаров, так из железнодорожных цистерн. Грузовые работы на нефтетерминале ведет ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза". Речной порт состоит из трех грузовых районов: прегольского, светловского и гравийно-сортировочного завода. Прегольский (первый грузовой) район расположен на левом берегу реки Преголя и включает два причала для перевалки навалочных грузов. Их общая протяженность 200 м, глубины вдоль них не превышают 3,5 м. На причалах установлено несколько портальных кранов, с помощью которых осуществляется перевалка угля и песка. Светловский (второй грузовой) район расположен на правом берегу Калининградского морского канала в поселке Светлый. От включает один грузовой и один пассажирский причал, используемый для приема судов, выполняющих местные перевозки пассажиров. Длина грузового причала 130 м, глубина около 4 м. На нем осуществляется перевалка контейнеров, угля. Грузовые работы ведутся с помощью портальных и плавучих кранов. Гравийно-сортировочный завод расположен на правом берегу реки Преголя и включает один причал длиной около 200 м с глубинами менее 2 м. На нем осуществляется перевалка песчано-гравийной смеси. Складские площади речного порта позволяют перерабатывать в год до 2,5 млн.т минерально-строительных грузов. Грузовые работы в речном порту выполняет ОАО "Калининградский речной порт". В составе портового флота, обслуживающего морской, рыбный и речной порты Ка-лининграда, имеются буксиры различной мощности, нефтемусоросборщики, сборщи-ки льяльных и фекальных вод, судаводолеи, лоцманские и рейдовые катера, плав-бункеровщики, пожарные и водолазные суда, баржи, плавучий кран, пассажирские и грузовые суда. Морской торговый и рыбный порты обслуживаются железнодорожной станцией "Калининград-Сортировочная" Калининградской железной дороги. Рисунок 6
Рисунок 7 |
Приморск Приморск является конечным звеном Балтийской трубопроводной системы (БТС). Данный проект ориентирован на транспортировку нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья; в перспективе возможно привлечение транзита экспортной нефти из стран СНГ. Морской торговый порт Приморск является самым крупным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. В 2006 году Балтийская трубопроводная система (БТС) компании ОАО "АК "Транснефть" вышла на проектную мощность 65 млн. тонн нефти в год и ввода в эксплуатацию 3-го и 4-го причалов для танкеров. А уже в 2007 году через порт было отгружено74 млн. 230 тыс. тонн нефти. Порт Приморск расположен в глубоководной части пролива Бьеркезунд, в 4 милях юго-восточнее г. Приморск. Порт открыт для навигации круглый год, но в зимний период в порту распоряжением капитана порта объявляется ледовая навигация. Руководство ледовыми операциями осуществляется Штабом ледокольных операций порта Санкт-Петербург в соответствии Положением об организации ледокольного обеспечения судоходства в восточной части Финского залива в период зимней навигации. Порт Приморск доступен для судов длиной до 307 метров, шириной до 55 метров и максимальной осадкой до 15,5 метров, в порту могут грузиться танкера водоизмещением до 150000 т. В порту имеется три причала длиной по 367,6 м и один причал длиной 385 м. На первых двух причалах имеется по 5 стендеров, производительностью от 8000 до 12000 т сырой нефти в час, в зависимости от грузовместимости танкера. На последних двух причалах имеется по 3 стендера (4 места под стендера зарезервированных для нефтепродуктов). Руководство администрацией морского порта Приморск возложено на капитана порта, который возглавляет филиал ФГУ "Администрация порта Санкт-Петербург в г. Приморске". В порт ведет Приморский подходной фарватер № 5а, который начинается от района повышенной осторожности плавания у острова Сескар. Фарватер состоит из трех участков общей продолжительностью 17,8 мили и шириной 5-10 кабельтовых. На фарватере установлено двухстороннее движение, контролируемое СУДС порта Приморск. Плавание по второму участку Приморского фарватера № 5а обеспечивается створом светящих знаков Ермиловский, третий участок фарватера огражден буями по системе МАМС, регион А. В 2001 году введена в эксплуатацию первая очередь региональной системой безопасности мореплавания (РСБМ) с центром управления связью в Санкт-Петербурге, региональным центром управления движением судов в Петродворце и локальным центром управления движением судов в порту Приморск. Обеспечен радиолокационный контроль за движением судов от о.Сескар до портов Приморск и Санкт-Петербург, установлена устойчивая УКВ связь с судами до о. Соммерс, а также радиосвязь с судами в ПВ диапазоне на расстоянии 250-300 миль. Общая организация обеспечения безопасности судоходства возложена на капитана порта Санкт-Петербург, который осуществляет руководство Штабом по проводке судов в российские порты восточной части Финского залива. Лоцманское обеспечение в порту Приморск осуществляет лоцманская служба Морской администрации порта СПб. В порту круглосуточно работают 5 буксиров буксирной компании ЗАО "Совфрахт-Приморск" из которых: • буксиры-кантовщики "Рюрик" и "Аскольд" мощностью - 3960 кВт Природоохранные мероприятия обеспечивают суда ЗАО "Морской портовый Сервис" следующего состава: для сбора льянных вод "Брянск", два катера-боннопостановщика "Тюмень", "Казань", три катера ЛАМОР для работ при возникновении ЛАРН и 2 вспомогательных катера обеспечения. Кроме того, в аварийно-спасательном обеспечении находятся арендованные суда АСС (несамоходная баржа "НБ-1" с буксиром обеспечения) и пожарный катер ПЖК-900. К бункеровке танкеров допущены 3 бункеровщика "Бункеровщик-5", "Ариес" и "Геркулес". В порту работают Инспекция Государственного надзора, лоцманская служба, СУДС - служба управления движением судов, оборудованная современным радиолокационным комплексом и подготовленным надлежащим образом персоналом. При необходимости на суда может быть доставлено продовольствие и необходимое снабжение. Основную хозяйственную деятельность в порту по экспорту сырой нефти осуществляет ООО "Спецморнефтепорт Приморск" компании ОАО "АК Транснефть". Нефтеналивной терминал по экспорту сырой нефти оснащен современным оборудованием и состоит из нефтехранилищ, состоящей из 18 емкостей по 50 тыс. тонн каждая и причалов № 1 и 2, соединенных с берегом Т-образной эстакадой. ООО "Спецморнефтепорт Приморск" имеет современные очистные сооружения и сертифицированную эколабораторию. Кроме того, хозяйствующая организация ООО &Quot;Транс-Флот" с апреля 2006 года ввела в строй причальную зону (причал № 3 и 4), которая будет использована для расширения экспорта сырой нефти компанией ОАО "АК Транснефть" до 65 млн. тонн в год и экспорта светлых и темных нефтепродуктов, сырой нефти планируемого к строительству (к 2009 году) железнодорожного перегрузочного комплекса своей дочерней компанией ООО "Петротранс-Приморск". На территории портового района "Ермиловский" (у мыса Сигнальный) с октября 2005 года ведутся работы по строительству нового терминала по перегрузке компанией ОАО "АК Транснефтепродукт" светлых нефтепродуктов общим объемом к 2008 году 7,6 млн. тонн и к 2010 году - 24, 7 млн. тонн. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Об авторе: |