БИОДИЗЕЛЬ, БИОЭТАНОЛ, БИОГАЗ – технологии и перспективы


В настоящее время мировое сообщество вынуждено заниматься интенсивными поисками для развития новых технологий по производству альтернативных источников энергии. Так, среди них можно назвать использование твердых бытовых отходов (ТБО). Например, в Париже примерно 80% потребляемой энергии производят за счет сжигания городских отходов. Большое внимание уделяется этому направлению и в Голландии.
Для этого ТБО можно сжигать, например в разработанной в нашей стране установке по газификации в режиме сверхадиабатического горения или проводить захоронение с получением биогаза, содержащего до 60% метана. В этом случае правильно устроенный полигон можно рассматривать, как постоянно действующий источник биогаза.
На сегодняшний день разрабатываются и другие технологии для получения альтернативных видов топлива. Об этом наша беседа с генеральным директором ООО «Компания «Русский биодизель» Евгением Евгеньевичем Сотниковым.



 

- Расскажите о процессе получения биодизельного топлива.
- Механизм получения биодизеля состоит в проведении реакции этерификации, то есть взаимодействия жирных кислот, содержащихся в сырье, с метиловым спиртом, в результате чего образуется их метиловые эфиры, то есть биодизель.
Для его производства подходят любые растительные масла, твердые масла животного происхождения, отходы масложирового производства или скотобоен. И эти отходы нужно рационально использовать, а не выбрасывать. Именно здесь и следует применять рециклинг, то есть превращать отходы в доходы. Только тогда будет претворено в жизнь эффективное и разумное использование природных ресурсов. И это будет уже в полном смысле безотходная глобальная технология, которая не только поддержит финансовую устойчивость любого государства, но и существенно снимет негативную антропогенную и техногенную нагрузку на окружающую среду и тем самым улучшит ее состояние.
При получении биодизеля побочным продуктом является глицерин. Он в сочетании с фосфорной кислотой дает хорошее, доброкачественное удобрение. Сырой глицерин стоит меньше 30 руб. за кг, но если его очистить, то цена повышается до 40-45 руб. за кг. Фармакопейный же глицерин стоит уже около 90 руб. и это ценнейшее сырье, имеющее громадные обороты. По нашей технологии его образуется до 150 л на каждую тонну биодизеля. Он очень ликвиден, и поэтому наша технология является безотходной, так как все ее конечные продукты востребованы.
Наша технологическая цепочка построена таким образом, что мы сами управляем и контролируем весь процесс производства биодизеля. Для этого у нас есть свои поля, на которых мы выращиваем рапс, затем его урожай собираем с помощью собственной сельскохозяйственной техники – комбайнов, широкозахватных жаток производства Германии и, используя свое производственное оборудование, выпускаем рапсовое масло, которое затем идет на изготовление биодизеля. В этом процессе образуется еще и шрот, который с большим успехом используется для производства кормов. И здесь у нас нет отходов.
- Какое оборудование используете в производстве?
- Оборудование для изготовления биотоплива у нас также собственное, мы начали заниматься его выпуском 3 года назад в Днепропетровске совместно с партнерами, фирмой «Биодизельднепр». В Днепропетровской области мы имеем свои посевные площади под рапс. Эту культуру убираем без потерь, на все 100 %, что пока не очень характерно для нашего сельского хозяйства. Производимое нами биотопливо идет для работы дизельных моторов, используемых в таких машинах, как КАМАЗ, тракторах, комбайнах.
Совместно с Днепропетровском производится оборудование для изготовления биодизеля и биоэтанола. Это установки небольшого объема, производительностью 50 л/ч, которые предлагаются для частных и фермерских хозяйств в сельской области. В промышленных же целях мы используем установки более высокой мощности – 10 и 30 тыс. л/ч.
Предлагаемое оборудование рассчитано для получения высококачественного биотоплива, соответствующего мировым стандартам. Исходным сырьем для этого служат растительные масла, а также животные жиры. Потребляемая мощность – 30 кВт/ч. Обслуживают такие установки всего два человека. Комплектующие изделия производятся в европейских странах. Такое оборудование адаптировано к использованию в российских климатических условиях. На все оборудование имеются международные стандарты соответствия.
Комплект завода по производству биодизеля включает модули-реакторы, вакуумные сушилки, фильтрующие батареи, воздушный компрессор, насосную станцию, полный набор трубопроводов.
В год мы производим около 10 тыс. т биодизеля, для этого нужен урожай рапса, собранного с площади в 15 000 га. Метиловый спирт закупаем на территории России.
- Каковы прогнозы использования биодизеля в Западной Европе на ближайшие годы?
- По оценкам экспертов, сейчас европейские страны производят 5,91 млн. т рапсового масла, из которых на пищевые цели расходуются 2,53 млн. т. На промышленное потребление с учетом импорта в 0,24 млн. т остается примерно 3,5 млн. т.
Как известно, к 2010 г. в Европе планируют довести долю использования биодизеля до 5,7% от общей потребности в топливе, а это 12,8 млн. т. Но в то же время необходимость в использовании биодизеля возрастет до 225 млн. т в год.
Если пересчитать это количество топлива на рапсовое масло, то при коэффициенте 0,96 (выход дизельного топлива из 1 т рапсового масла) получаем необходимый объем масла в 13,4 млн. т в год. К этой величине следует добавить еще 3 млн. т пищевого потребления из обязательных запасов и тогда в сумме мы получаем 16,4 млн. т.
На сегодняшний день мировое производство рапсового масла составляет порядка 16,5 млн. т. Сравнивая цифры, убеждаемся в том, что при таком раскладе на европейскую перспективу должен работать весь мир!
По мнению экспертов, европейские страны к 2015 г. будут иметь «дизельный» дефицит в 50 млн. т. Исходя из этого, следует сделать соответствующие выводы.
- Каковы сейчас цены на биодизель в европейских странах и в России?
- Современные цены на это топливо на Западе порядка 800-1000 долл. США за 1 т, а у нас – 13-14 тыс. руб. (330-360 долл. США). Поэтому нам выгоднее продавать производимый нами биодизель за рубеж, тем более что мы расширяем список стран-заказчиков. Например, к ним сейчас присоединяется Румыния, которая в настоящее время вошла в состав Евросоюза.
Зарубежные страны проявляют существенно больший интерес к нашей продукции, по сравнению с российскими потребителями. Сейчас в наших планах наладить поставки оборудования для производства всех видов биотоплива на Ближний Восток. Имея много собственной нефти, эти богатые страны могут себе позволить использовать биотопливо, так как оно более привлекательно в силу своей экологичности и способствует снизить в этом регионе негативные последствия использования топлива на основе нефтепродуктов.
- Какую помощь оказываете вы своим заказчикам?
- Мы проводим разработку и внедрение передовых технологий производства биотоплива различных видов. Наше оборудование можно использовать для получения биодизеля из растительных масел и животных жиров, биоэтанола - из различных зерновых культур, биогаза - из биомассы на основе сельскохозяйственных и бытовых отходов.
При этом мы оказываем целый круг сервисной поддержки: доставляем оборудование к месту установки нашим транспортом, проводим его монтаж и пуско-наладочные работы, обучаем персонал заказчика работе на нашем оборудовании, обеспечиваем запасными частями, проводим гарантийный и постгарантийный ремонт, в случае необходимости помогаем и в снабжении сырьем.
- Какие еще услуги оказывает Ваша компания?
- Мы также осуществляем поставку оборудования с использованием кредитных и финансовых схем с участием банков и лизинговых компаний. Оказываем помощь по сбыту всех видов продукции и помогаем в получении кредитной финансовой поддержки.
- В каком объеме Вы производите сейчас такое альтернативное топливо, как биоэтанол?
- Пока мы производим биоэтанол в небольших количествах, но это перспективное направление, и мы будем расширять его производство. Конечными продуктами распада биоэтанола являются вода и углекислый газ. Т.е. это экологически чистое топливо, которое так необходимо нашей планете и особенно ее крупным городам. По своему производству биоэтанол дешевле, чем бензин, не засоряет двигатель сажей и копотью, имеет высокое октановое число, равное 108.
Для адаптации двигателей к этому топливу сейчас используют его смеси с бензином. Так, смесь Е-85 означает, что в ее составе содержится 85% биоэтанола и 15% бензина. Такая смесь находит широкое практическое применение в Бразилии. В Европе мало посевных площадей, поэтому они хотят (или вынуждены) покупать биоэтанол у нас. Для его производства используется растительное сырье: зерно, зеленая масса и т.д. Мы получаем биоэтанол из зерна кукурузы, которую сейчас выращиваем в Волгоградской и Саратовской областях.
- Используя какие технологии, вы получаете биогаз?
- Любая биомасса в закрытой емкости, то есть в анаэробных условиях, при начальной температуре не ниже 35°С, в присутствии ферментов разрушается с образованием таких конечных продуктов, как биометан, углекислый газ и небольшого количества сероводорода. Остающаяся непереработанная часть биомассы представляет собой готовое органическое удобрение с высоким содержанием азота и фосфора. Оно хорошо усваивается почвой, в нем отсутствуют патогенные микроорганизмы и гельминты, а также споры различных сорняков. Это экологически чистое и безопасное для применения удобрение, т.е. чистый продукт в готовом виде.
Биогаз (метан), как горючее топливо, идет на собственные нужды для автономно работающих энергетических установок. Так поступают во многих странах, например, в Финляндии, Швеции, Франции. Они для практических целей уже научились использовать все имеющиеся энергетические ресурсы. И таким путем эти страны в достаточных объемах получают столь необходимые сейчас электроэнергию и тепло.
- Каковы Ваши планы на ближайшее будущее?
- Мы хотим выйти на российский рынок и это задача №1. Для этого планируем приобрести в России земли, даже бросовые, потому что у нас есть возможности вернуть им плодородие, т.е. превратить их в кондиционные сельскохозяйственные угодья. Для этого мы сами будем приобретать посевной материал, причем лучшим для нас будет именно генно-модифицированный. Это как раз тот случай, когда трансгенные растения могут не только спокойно использоваться в перерабатывающей их отрасли, но даже иметь неоспоримые преимущества перед традиционными сельскохозяйственными культурами. Так как они более устойчивы, а их урожаи постоянно высоки, они не боятся целого ряда вредителей, то есть они более технологичны для производителей биоэтанола и биогаза, так как их зеленую массу, а она получается в больших объемах, можно использовать для производства биометана.
Также мы надеемся в недалеком будущем на большее взаимопонимание со стороны государственных структур, как на региональном, так и на федеральном уровне, чтобы они не мешали развитию такого перспективного направления в современном мире, как производство биодизеля, биоэтанола и биогаза путем двойного и даже тройного налогообложения.
От региональных властей ожидаем переговоров с иностранными компаниями по приобретению доли в нашем бизнесе или по привлечению в него инвестиций.

Беседу провела Л. В. Драчева.