ЭКСКУРСИЯ В «СОЛНЕЧНО-ВОДОРОДНЫЙ» ДОМ |
Летом 2008 журнал «Scientific American» рассказал об одном американском чудаке, которого зовут Майк Стризки (Mike Strizki). Майк замечателен тем, что он – единственный во всей Америке (а точнее, в мире) построил идеальный дом, который обеспечивается всеми энергетическими ресурсами за счёт «звезды по имени Солнце». |
Майк уже почти два года не платит ни цента ни за электричество, ни за газ, ни за бензин. Этот американский инженер (ему 51 год) имеет на своей усадьбе вместительный гараж, крышу которого он выложил солнечными батареями. А потом приделал всё остальное. И теперь он вообще не обращается к многочисленным компаниям (типа «ExxonMobil» — см. рис. 1), предлагающим невозобновляемые ресурсы Земли за большие деньги, к тому же отравляющие окружающую среду гигатоннами парникового CO2. Рис. 1. Если бы империя «ExxonMobil» была отдельной страной, то она занимала бы «почётное» шестое место по объёму выброса парникового газа в атмосферу Земли. Невредно знать каждому, что ежедневная прибыль этой крупнейшей в мире частной нефтегазовой компании составляла в 2005 году 100 000 000 долл. А теперь сравните цены на нефть и газ тогда (2005) и теперь (2008)! И ещё невредно знать каждому, что именно «ExxonMobil» заставила администрацию Буша отказаться от подписания Киотского протокола, ибо она вложила в его избирательную кампанию больше всех
Рис. 2. Дом Майка Стризки |
С октября 2006 года Майк перешёл на полное собственное энергообеспечение (и жена Энн его в этом полностью поддержала). Он вложил в это дело собственных 100000 долл., а ещё 400000 долл. получил по гранту от New Jersey Board of Public Utilities. А с технологией ему помогли компании Sharp и Swagelok and Proton Energy System. Всё его энергохозяйство состоит из 56 солнечных панелей, которыми он выложил крышу своего гаража.
Рис. 3. Солнечные панели (от Sharp) на крыше майковского гаража и рядом с ним Кроме того, в том же гараже у Майка есть элетролизёр размером с большую стиральную машину (Рис. 4). Дело в том, что Майку, его жене, двум собакам и кошке хватает на всё про всё в среднем 10 кВт х час электричества на день, а в типичный летний день его солнечные батареи дают до 90 кВт час. Вот эту избыточную электроэнергию Майк и пускает в дело. Потому что ночью солнечные батареи по определению не работают, а лампочки должны гореть, и кофеварка варить, и телевизор показывать (у Майка телевизор 50-ти дюймовый плазменный, да три компьютера, и много чего ещё). Зима в Нью-Джерси тоже бывает, а зимой солнце не такое яркое, как летом. И круглый год бывают ненастные дни. Короче, солнечную энергию надо запасать. Майк её и запасает в виде газа — водорода.
Рис. 4. Электролизёр, который разлагает воду на кислород и водород за счёт избыточной электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями с крыши гаража. Запасная солнечная батарея от Sharp видна за спиной Майка
Рис.5. В этих десяти баллонах Майк запасает водород (до 538 кубометров) |
Батарея топливных элементов, которые соединяют водород с кислородом, вырабатывая электричество, расположена рядом с гаражом. Рис.6. Батарея топливных элементов (от фирмы Plug Power) обеспечивает бесперебойное снабжение электричеством всей усадьбы Майка зимой или в ненастье Кроме того, на всякий пожарный случай, у Майка есть 100 всегда заряженных аккумуляторов, которые обеспечивают его необходимыми киловаттчасами пару–тройку дней в случае, если всё остальное вдруг сломается.
Рис.7. Сто заряженных от Солнца батарей (фирмы Marathon) Майк иногда использует по ночам Конечно, у Майка (как, впрочем, у любого американца) есть автомобиль, но не простой, а на водородном двигателе, сделанный из алюминия на заводах Форда в количестве всего 10 экземплярах и только для того, чтобы проверить, как он поведёт себя в «крэш-тестах». Каждый экземпляр обошёлся Форду в три миллиона долларов. Каким образом Майк смог его заполучить – отдельная история. Но он ездит на нём с 2000 года, и его машина ни в чём не уступает своим самым навороченным бензиновым собратьям. Только на выхлопе у него – чистая вода. А для заправки его водородом Майку требуется не больше 10 минут.
Рис. 8. Почти целиком алюминиевый «фордик» (по имени Genesis) Майк лично оборудовал водородным двигателем (мощностью в 104 л.с.) и проехал на нём без дозаправки 646 километров 200 метров, что является абсолютным мировым рекордом. Максимальная скорость этого авто — 245 км/час |
Рис. 9. Под капотом у Genesis электродвигатель (104 л.с.), батарея топливных элементов и баллон с водородом. А больше ничего и не надо Рис. 10. Машина Майка питается водородом, а заправка занимает менее 10 минут В общем, пройдя через всё это, Майк бросил свою работу (а был он инженером по установке солнечных батарей) и организовал собственный бизнес. Потому что он знает теперь, как сделать «солнечно-водородный» дом за втрое (или даже вчетверо) меньшую цену. Потому что купить можно всё, кроме опыта. И у него уже есть заказы и в родном Нью-Джерси, и в Колорадо. А скоро – и по всему миру. Так что он не прогорит. Дай Бог ему здоровья! |