БИСФЕНОЛ-А: уроки для проигравших |
Скандал с химическим препаратом бисфенол-А доказал, что правила игры на рынке определяет потребитель, который научился эффективно отстаивать свои права. |
«Бутылочки-убийцы», «Яд из банки» – такими заголовками взорвалась западная пресса после того, как стало известно, что канадское правительство начало официальную процедуру по признанию химиката бисфенол-А (БФА) потенциально опасным для здоровья детей с рождения до 18 месяцев. БФА используется в качестве стабилизирующей добавки при изготовлении поликарбонатного пластика. Из него производится около 70% всех пластмассовых товаров для детей – от игрушек до бутылочек для детского питания. Первая ласточка БФА впервые был синтезирован более 100 лет назад. Химическая промышленность полюбила его за способность стабилизировать продукцию из поликарбоната, придавая ей прозрачность и прочность. Производимые ежегодно три миллиона тонн поликарбоната используются в широчайшем спектре продуктов, от электроники и зубных протезов до компакт-дисков и пуленепробиваемого стекла. При этом уже первые эксперименты по изучению воздействия БФА на живые организмы, проведенные 70 лет назад на крысах, показали, что молекулы этого вещества способны вносить сбои в работу эндокринной системы грызунов. Предполагается, что у них БФА может быть катализатором раковых процессов, играть роль в динамике и возникновении таких заболеваний, как избыточный вес, диабет, гиперактивность, преждевременное половое созревание, снижение количества сперматозоидов. Доказано влияние БФА на феминизацию рыб, рептилий и птиц. Дебаты вокруг безопасности БФА для человека ведутся с 1990−х годов, но до последнего времени они не выходили за рамки узкого круга экологических активистов и химиков-специалистов. Поэтому совместный пресс-релиз министра здравоохранения Канады Тони Клемента и министра по охране окружающей среды Джона Бэйрда произвели эффект разорвавшейся бомбы. Канада стала первой в мире страной, завершившей официальную оценку риска БФА для здоровья человека и окружающей среды. С 19 апреля в Канаде объявлен период публичного обсуждения результатов исследования и шагов по дальнейшим действиям правительства. Канадские специалисты выяснили, что главным источником БФА для новорожденных и младенцев являются поликарбонатные детские бутылочки для искусственного вскармливания после того, как они подверглись воздействию высоких температур, а также миграция БФА из поликарбонатов, используемых в качестве разделителя между металлическими поверхностями и пищевым содержимым банок с детским питанием. По заключению канадского Минздрава, «доза, которая может попасть в организм младенцев и новорожденных, ниже той, которая может представлять угрозу для здоровья». Но, оговариваются канадцы, разница в уровнях между количеством БФА, которое может попасть в организм из поликарбонатных изделий, и опасным уровнем недостаточно велика. Вслед за канадскими властями призыв к осторожности пришел из Израиля. Американский сенатор Чарльз Шумер заявил, что им разрабатывается законопроект, который запретит использование БФА во всех детских товарах и емкостях, которые предназначены для хранения пищевых продуктов. |
На линии огня оказались такие известные каждому европейцу и американцу торговые марки, как Nalgene и Philips AVENT. Руководство обеих компаний поспешило выступить с заверениями о полной безопасности своей продукции. Какое-такое БФА? Пока идут споры, компания Nalgene, идя навстречу пожеланиям потребителей, сообщила о прекращении выпуска изделий из этого пластика и замене его на полимер тритан. Еще один крупный американский производитель поликарбонатных бутылок, CamelBak, последовал ее примеру. Wal-Mart, крупнейшая в мире розничная торговая сеть, поспешила заявить, что немедленно прекращает реализацию в Канаде товаров для малышей, содержащих БФА. В следующем году эта инициатива будет расширена и на США. Убрала со своих полок все БФА-содержащие товары и крупнейшая американская сеть по продаже игрушек Toys’R’Us. По словам исполнительного директора компании Геральда Сторча, «если над каким-то товаром начинают сгущаться тучи, мы не дожидаемся окончательного приговора». Компания Playtex, один из крупнейших участников североевропейского рынка товаров по уходу за младенцами, также довела до сведения своих потребителей, что выводит из своих линеек товары, содержащие БФА. Среди канадских ретейлеров первой БФА-ласточкой стала ванкуверская торговая сеть Mountain Equipment Co-op, предлагающая товары для активного отдыха. В декабре 2007 года с ее полок были сняты все фляжки, сделанные из поликарбонатов. По словам пресс-секретаря компании Тима Соутхэма, на такой шаг сеть пошла из-за того, что покупатели выражали озабоченность безопасностью этого продукта для здоровья. Лучше известный черт, чем черт новый? Пока массмедиа наперебой снабжают своих читателей советами по тому, как вычислить опасную бутылку (цифра 7 в треугольнике из стрелок и буквы PC), специалисты-химики напоминают: даже если у производителей появится желание поменять пластик с БФА на что-то другое, это не так-то легко сделать. Например, как материал для выстилания консервных банок резина с БФА не имеет себе равных: она чрезвычайно плотно прилегает к металлической поверхности, не деформируется в процессе формирования металлической оболочки, устойчива к воздействию высоких температур и практически не дает никакого привкуса пищевому продукту. Как рассказал «Эксперту Казахстан» исполнительный директор Polycarbonate/BPA Global Group доктор Стив Хентгес, «в целом предварительное заключение научной оценки канадских ученых соответствует многим другим научным экспертизам, проведенным различными научными и правительственными организациями за последние годы, а именно: потребительские продукты, сделанные из поликарбонатного пластика, безопасны в использовании». Но скорость, с которой ретейлеры и производители поспешили дистанцировать себя от поликарбонатных пищевых емкостей, в состав которых входит бисфенол-А, показывает, насколько чуток современный производитель и продавец к настроениям своих потребителей. Кроме того, скандал вокруг БФА в очередной раз подчеркнул роль, которую играют средства массовой информации и особенно Интернет в формировании покупательского сознания. Только благодаря Всемирной сети миллионы, десятилетиями беззаботно использовавшие изделия из поликарбонатов, практически внезапно изменили свое мнение о продукте и сделали его неликвидным. И это, пожалуй, единственный на сегодня, но очень важный урок, который может быть извлечен из БФА-эпопеи. Виктор Глумсков, |