ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ (II часть)


В составе проекта (рабочего проекта) на этапе экологического сопровождения проектной подготовки строительства малого предприятия разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования». Разрабатывается также «Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса».


В составе проекта (рабочего проекта) на этапе экологического сопровождения проектной подготовки строительства малого предприятия разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования». Разрабатывается также «Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса».

В качестве исполнителей работы может выступать как разработчик проекта, так и привлеченная специализированная организация, имеющая опыт в подготовке экологических обоснований.

Раздел «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования» в составе проекта (рабочего проекта) строительства, реконструкции и расширения предприятия.

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – экологическое обоснование технологических, средозащитных, строительных, архитектурно - планировочных и других проектных решений на стадии разработки проекта (рабочего проекта) на базе детализированной количественной и качественной оценки воздействия объекта на окружающую среду.

Цель этапа – обеспечить предотвращение ухудшения состояния окружающей среды, снижение возможных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности до уровня, регламентированного соответствующими нормами, правилами, стандартами, а при их отсутствии – ограничениями по пользованию природными ресурсами, с наиболее высокими показателями эффективности инвестирования средств в проект.

Решаемые задачи. Для осуществления детализированной оценки влияния проектных решений на уровень воздействия намечаемой деятельности предприятия на окружающую среду и выбора на ее основе эффективных средозащитных мероприятий на стадии проектирования (рабочего проектирования) необходимо решить следующие основные задачи:

1) Проведение анализа природно-климатических характеристик района планируемого размещения предприятия.

2) Определение состава реципиентов (природных и антропогенных компонентов среды, на которых может быть оказано воздействие) в зоне возможного влияния объекта на состояние окружающей среды.

3) Подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности, вариантов проектных решений строительного, планировочного, технологического, хозяйственного и экономического характера.

4) Обеспечение охраны атмосферного воздуха от загрязнения, вызванного деятельностью предприятия.

5) Разработка мероприятий по защите окружающей среды от вредных физических воздействий (шума, электромагнитных полей, ионизирующих излучений и радиации).

6) Решение общих вопросов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

7) Решение вопросов охраны поверхностных вод от загрязнения.

8) Организация обращения с производственными и бытовыми отходами создаваемого предприятия.

9) Проведение анализа сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте.

10) Обоснование системы локального экологического мониторинга объекта.

11) Осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации предприятия, оценки эколого-экономической эффективности предлагаемых средозащитных мероприятий и проекта в целом.

Источники исходной информации. Экологическое сопровождение проектной подготовки строительства предприятия, решение перечисленных выше задач и собственно разработка раздела «Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования» в составе проекта (рабочего проекта) осуществляется с использованием следующей исходной информации:

•  условий природопользования и установленных на их основе экологических требований к проекту, прошедших согласование при выборе места размещения объекта на стадии предпроектного обоснования инвестиций;

•  материалов достаточно детальных инженерно-экологических исследований, характеризующих состояние компонентов окружающей природной среды на момент разработки проекта (атмосферы, почв, подземных и поверхностных вод, растительного и животного мира);

•  данных экологического мониторинга (статистической отчетности), отражающих динамику состояния компонентов окружающей среды;

•  данных мониторинга социальной и санитарно-гигиенической обстановки (статистических отчетов), характеризующих динамику - социальных условий жизни населения на территории района размещения малого предприятия;

•  материалов технологических, строительных, архитектурно-планировочных, организационно-управленческих, экономических и других проектных решений, рассматриваемых в проекте;

•  данных по составу выбросов, сбросов, образующихся отходов, полученных на основе материалов проекта.

Использование, согласование и утверждение результатов. Проектная документация объектов нового строительства, реконструкции и расширения подлежит обязательному представлению на рассмотрение в Москомархитектуру для утверждения архитектурно-градостроительного решения (при его отсутствии на предыдущем этапе проектной подготовки), в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы на согласование, а также в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы для подготовки Заключения.. Если проектируемый объект представляет определенную опасность для состояния окружающей среды города, то Департамент принимает решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта и направляет его вместе с соответствующим Заключением в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по г. Москве. 

Сводное Заключение по согласованной со всеми инстанциями проектной документации готовится Мосгосэкспертизой и утверждается ее руководством. Это Заключение является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектировщиками и подрядными организациями, служит основанием для оформления Разрешения на производство строительно-монтажных работ Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) г.Москвы.

Положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия является основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" вновь строящемуся (реконструируемому) предприятию.

К числу основных нормативных документов, которые определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относятся следующие законы:

1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

2. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ.

3. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу", выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора. В городе Москве таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по г. Москве.

Основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы по проекту строительства (реконструкции) предприятия.

Основанием для выдачи "Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу" действующему предприятию является согласование отделом нормирования и административных платежей Ростехнадзора по г. Москве или Московской области проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом согласованию подлежат как нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), так и, при необходимости, лимиты - временно согласованные выбросы (ВСВ).

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

• проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности)

• данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу основана на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий - аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливаются на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5 . При установлении норматива ПДВ и лимита ВСВ следует учитывать:

• физико-географические и климатические особенности местности

• расположение промышленных площадок

• расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города

• перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны

• значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. 
 

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

• проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу

• собственно разработка нормативов ПДВ

• получение Разрешения на выброс.

Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

• информация о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива, представляемая в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога

• данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия

• сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах передвижения по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя

• информация о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции

• характеристики неорганизованных источников выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.

До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в Ростехнадзор по г. Москве или Московской области на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора.

Для получения соответствующего Заключения проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) малого предприятия следует представлять в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) административного округа по месту нахождения предприятия. Проекты нормативов ПДВ объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения Заключение в ЦГСЭН по г. Москве.

Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не превышает 5 лет.

Основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может являться:

• превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля

• нарушение "Правил эксплуатации установок очистки газа", приводящее к превышению установленных нормативов выбросов невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий

• превышение установленных годовых лимитов выбросов

• неуплата предусмотренных природоохранных платежей.

К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести следующие законы:

• Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

• Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ с изменениями от 30.12.2001 г., 24.12.2002 г. и 30.06.2003 г.

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании

• "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора. В городе Москве таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по г. Москве.

• "Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты", являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

Проект нормативов предельно допустимых сбросов разрабатывается для проектируемых, реконструируемых и действующих предприятий-водопользователей.

При установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:

Правило 1 . Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДС.

Правило 2. Норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ)), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом.

Правило 3. Норматив ПДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) не должна превышать соответствующую предельно допустимую концентрацию (ПДК).

Правило 4. При превышении ПДК в контрольном створе норматив ПДС устанавливается исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов.

Правило 5. При отсутствии на момент установления норматива ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС.

Правило 6. При установлении нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:

• характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность;

• вид водопользования;

• параметры и расположение выпусков сточных вод;

значения фоновых концентраций в водном объекте.

Правило 7. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

Правило 8. При наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.

При разработке нормативов предельно допустимых сбросов можно выделить следующие крупные этапы:

• проведение инвентаризации источников выделения и сброса загрязняющих веществ;

• собственно разработку нормативов ПДС;

• получение Разрешения на сброс

Основанием для выдачи "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты" вновь строящемуся (реконструируемому) малому предприятию является положительное заключение экологической экспертизы на проект строительства (реконструкции) предприятия.

Перед представлением в ГУПР по г. Москве разработанный Проект нормативов ПДС должен пройти предварительное согласование в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).

Срок действия нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) - три года при отсутствии изменений в производственной деятельности.

При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

Особое внимание в природоохранной деятельности уделяется опасным отходам.

К опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Соответствие предприятия (организации) той или иной группе природопользователей по обращению с отходами подтверждается экспертом Отдела нормирования и административных платежей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по г. Москве или Московской области по результатам рассмотрения ПНООЛР.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом в течение установленного срока на объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

В случае наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации (города Москвы), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается по каждому объекту отдельно.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности (осуществляющих деятельность) в области обращения с отходами обязаны разработать проекты нормативов образования и лимитов на размещение конкретных видов отходов с указанием конкретных объектов их размещения и представить проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора по Москве или Московской области.

До представления проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов в Ростехнадзор по г. Москве или Московской области на проект должно быть получено Заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора.

Срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается экспертом Отдела нормирования и административных платежей Ростехнадзора по Москве или Московской области. Установленный срок не может превышать пяти лет. Лимиты на размещение отходов действуют в течение установленного срока при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодно подтверждаются в виде «Технического отчета по обращению с отходами».

Источник: ЗАО "Диагностика и Контроль".