Применение пластмасс в автомобильных топливных системах |
В последнее время резко расширилось применение пластмасс в автомобильных топливных системах. На самом деле, сегодня около 92% всех топливных баков в Европе и 74% в Северной Америке производятся из пластмасс. |
В основном это многослойные структуры из полиэтилена высокой плотности (HDPE). Об этом сообщает The ITB Group, компания, занимающаяся рыночными исследованиями и расположенная в городе Нови, штат Мичиган, США. Тем не менее, экспансия пластмасс в область трубопроводов, переносящих топливо к компонентам двигателя и от них, идет медленнее. Причиной замедленного роста является озабоченность автопроизводителей насчет способности пластмассовых топливных трубопроводов соответствовать строгим стандартам по выбросам в атмосферу, а также выдерживать электростатические разряды (ESD), которые могут стать причиной воспламенения топлива. Автопроизводителям также необходимо быть уверенными в том, что изготовленные из пластмасс топливные трубопроводы могут выдерживать удары при низких зимних температурах, а также противостоять ухудшению свойств, которое происходит вследствие воздействия спиртовых видов топлива. Однако производители полимеров и крупнейшие автопроизводители разработали новые материалы и конструкции для топливных трубопроводов, которые, по их заявлениям, способны справиться с этими проблемами. Главные преимущества Самым распространенным полимером в области пластмассовых топливных трубопроводов является нейлон, который часто совмещают во многослойных структурах с барьерными полимерами из фторполимера. Также с нейлоном во многослойных структурах совмещают другой слабопроницаемый материал – полибутиленнафталат (PBN). Помимо этого, в качестве материалов для топливных трубопроводов продвигаются алифатические поликетоны. Некоторые составы для топливных трубопроводов на основе нейлона включают в себя небольшое количество углеродных нанотрубок, которые улучшают их способность противостоять электростатическим разрядам, не затрагивая их физические свойства. Поддержание выбросов на низком уровне Ослабление проницаемости Системы из многослойных топливных трубопроводов от компании Аtofina включают в себя внешний слой из полиамида 11 или 12 серии Rilsan®, совмещенного с барьерным слоем из покрытия Kynar®; Adheflon® используется в качестве скрепляющей смолы. Состав спроектирован для обеспечения долговечной адгезии без риска расслоения, а также чрезвычайно низкого уровня проницаемости спиртовыми видами топлива. По данным компании Atofina, данная многослойная структура обладает устойчивостью к различным видам топлива и химикатов, более низкой проницаемостью в сравнении с каучуком, более низким весом и большей устойчивостью к коррозии, чем сталь, а также «отличной» устойчивостью к воздействию низких температур. Также она характеризуется простым процессом сборки.
Одной из последних разработок Atofina является новый проводящий сорт полимерного полиамида 12 серии Rilsan, предназначенный для однослойных и многослойных автомобильных топливных трубопроводов. По заявлениям представителей Atofina продукт обладает такими выдающимися свойствами, как поверхностное удельное сопротивление ниже 105 Ом, что входит в пределы требований по электропроводности стандарта 2260 Общества инженеров автомобильной промышленности (SAE). Помимо этого продукт выдерживает удары при температурах до -40°C. Новый сорт, появившийся ранее в этом году, представляет собой дублированный Rilsan M-ASEAN Black P212 CTL. Устранение адгезивного слоя В то же время, один из автопроизводителей, Sanoh Industrial Co., Ltd., Ибараки, Япония, вывел на рынок трехслойный ламинат для топливных трубопроводов, содержащий полиамид и ETFE в качестве активных материалов. Компания не раскрыла подробные данные о системе, но заявляет, что она поставляется в Северную Америку для того, что помочь заказчикам соответствовать нормам LEV II. Доступны проводящие и непроводящие варианты этих труб.
Монослойные структуры Тем временем, SRI International, компания, занимающаяся исследованиями и разработкой технологий и расположенная в городе Менло Парк, штат Калифорния, предлагает для лицензирования высокопроизводительный алифатический поликетон под товарным знаком Carilon. Заявляется, что данный продукт сочетает в себе хорошую химическую инертность и низкую проницаемость, одновременно обладая очень высокой ударопрочностью и способностью работать при высоких температурах. Технология производства этого полимера была предоставлена компании SRI ее разработчиком – Shell Oil Co. Компания SRI продвигает материалы серии Carilon в автомобильном секторе отрасли топливных трубопроводов, соединителей, компонентов топливных насосов, топливных баков, фильтров, топливных магистралей высокого давления и всасывающих коллекторов. Также появляются новые способы, позволяющие улучшить способность топливных трубопроводов противостоять электростатическим разрядам. Обычно, для придания топливным трубопроводам токорассеивающей функции, в состав полимера добавляют графитовые волокна. Однако, это может ухудшить свойства полимера, особенно его ударопрочность. Новый подход состоит в том, чтобы придать проводимость полимерам для топливных трубопроводов при помощи микроскопических частиц, называемых углеродными нанотрубками. Один из поставщиков этих углеродных добавок – Hyperion Catalysis, фирма, расположенная в городе Кембридж штата Массачусетс – предлагает маточную смесь нейлона 12, в составе которой нанотрубки составляют всего лишь 2-3%. По заявлениям компании Hyperion, на этих уровнях добавки ослабляют электростатические свойства полимера до безопасных пределов, но не затрагивают его физические свойства. Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков |