Завод, принадлежавший компании Union Carbide India, производил пестицид «Севин» для борьбы с насекомыми-вредителями, а также продукты для промежуточного синтеза, такие как метилизоцианат (МИЦ), фосген, нафтол и др. В ту роковую ночь на заводе произошел аварийный выброс порядка 40 т метилизоцианата – высокотоксичного вещества, по классу опасности приравненного к хлору, фосгену, синильной кислоте. При остром отравлении им происходит быстрый отек легких, что может привести к удушью, оно также воздействует на кожу и печень и слизистые оболочки, страдают глаза, дыхательные пути, желудок. Это вещество в газообразном состоянии в два раза тяжелее воздуха, и поэтому при выходе из емкости оно не поднялось вверх, а тяжелым облаком высотой до пяти метров «ползло» по земле со скоростью 5 км/час. Да и ветер был юго-западный, как раз по направлению к наиболее заселенной зоне городка. Через некоторое время территория площадью 40 км2 и населением более полумиллиона человек оказалась накрытой ядовитым туманом. Поскольку все произошло глубокой ночью, многие жители погибли в собственных домах, так и не проснувшись. Тем более в окрестностях предприятия основную долю из построек составляли трущобы, через неплотные стены которых газ просачивался достаточно легко. Как выяснилось, непосредственной причиной аварии послужило одномоментное попадание в резервуар с МИЦ одной тонны воды. Сразу же началась химическая реакция с образованием смеси двух газов, что вызвало повышение давления в емкости и срабатывание предохранительного клапана - во избежание взрыва резервуара ядовитые газы струей вырвались в атмосферный воздух. Средняя концентрация метилизоцианата в воздухе болеше чем в тысячу раз превышала предельно допустимую. Этого бы не произошло, сработай должным образом система защиты, которая теоретически состояла из трех контуров. Первый контур представлял собой систему охлаждения, «предусмотрительно» отключенную за шесть месяцев до аварии в целях снижения текущих затрат предприятия. И поэтому метилизоцианат постоянно находился не при 0оС, как положено, а при температуре атмосферного воздуха, в среднем при 30оС, причем температура кипения этого вещества равна 39оС. Вторая система, состоящая из скруббера мокрой очистки отходящих газов работала, но ее максимальная производительность составляла 15 т МИЦ/час, когда как в результате аварии за несколько секунд в атмосферу вылетело около 40 т. Третьего же контура, запланированного еще в проекте, на самом деле просто не существовало. По нему предполагалось, что большая часть из аварийного выброса должна была сгореть на факельной установке с образованием безопасных для здоровья человека веществ. К тому же завод, по сути находившийся на «ручном» управлении, был укомплектован рабочими, как если бы он был полностью автоматизирован. Фактическая численность персонала почти в два раза была ниже необходимой. И почти никто из них не прошел обучение правилам техники безопасности при работе с опасными веществами. Все это, а также и многие другие причины, как «человеческого фактора» (несвоевременное информирование населения, неподготовленность медицинского персонала и нехватка медицинских учреждений), «технического» (неисправные датчики температуры, индикатор давления), так и «природного» (неблагоприятные метеорологические условия) привели к большому количеству жертв. В Книге рекордов Гиннеса данная авария отмечена как «наиболее губительное загрязнение воздуха». Родственники погибших при выбросе токсичных газов на химическом предприятии в индийском городе Бхопале почтили их память в 20-ю годовщину трагедии. Около 300 человек собрались у предприятия на траурную церемонию. Многие вдовы тех, кто погиб в ту ночь, несли плакаты с надписью "Смерть Union Carbide!" Протестующие прошли маршем по улицам города, после чего провели митинг у здания завода. Они требовали посадить за решетку Уоррена Андерсона, бывшего председателя американской компании, против которой до сих пор выдвинуты обвинения в убийстве, однако эта компания ни разу не отвечала перед индийским судом. По словам, выжившей в той трагедии женщины, смертоносные химикаты до сих пор находятся на заводе, часть в открытом доступе. Всякий раз, когда идет дождь, ядовитые химикаты попадают в почву. Было проведено несколько расследований причин возникновения аварии. Не вызывает сомнений, что она произошла в результате попадания большого количества воды в резервуар. А вот почему именно вода попала туда, неизвестно. По одной из версий, которую поддерживает и правительство Индии, она поступила в резервуар по ошибке оператора. Оператор начал подачу промывной воды, не зная, что ремонтная бригада еще не закончила обслуживание запорной арматуры. И влага по нескольким трубопроводам попала в емкость. Однако специалисты, знакомые с технологией производства, считают такую версию маловероятной. По второй версии, вода оказалась в этой емкости в результате намеренных действий рабочего, по каким-то причинам обидевшегося на компанию. После проведенных компанией самостоятельных проверок, выяснилось, что случаи саботажа бывали и раньше. Правда, не такого масштаба. Общественные организации многих стран уже более двадцати лет ведут работы по поддержке жертв трагедии в Бхопале. Ими выдвинуто несколько требований. Первое – передать суду бывшего председателя правления компании, который через несколько дней после аварии уехал домой в США, и судить его в Индии. Верховный суд Индии в 1989 г. уже предъявил ему обвинение в гибели людей, правительство Индии послало требование на экстрадицию, но правительство США до сих пор не дает ответа. Второе требование – очистка территории завода и окружающей его местности. Компания «Union Carbide» — и «Dow Chemical», с которой она объединилась в 2001 г., не признает свою вину в сложившейся ситуации. И, несмотря на решение суда, позволяющего требовать проведение очистки, компания никаких действий не предпринимает. Третье требование – полностью выплатить все компенсации жертвам аварии. Руководство компании должно было выплатить порядка 500 млн. долл. жертвам аварии. Эти деньги поступили правительству Индии, какая-то часть из них действительно была выплачена жителям Бхопала. Однако большинство из пострадавших тогда ничего не получили. К 20-летию аварии Верховный суд Индии постановил, что индийское правительство должно распределить оставшиеся от выплат денежные средства (330 млн. долл.) в качестве компенсации между оставшимися в живых жертвами. Средняя сумма выплат составила 3000 долл. для полностью утративших трудоспособность и 570 долл. для получивших менее тяжелые повреждения. Все это вряд ли способно компенсировать все затраты на восстановление, не говоря уж о моральном вреде. Два года назад индийское правительство объявило о начале расследования, призванного выявить масштаб загрязнения. Один из министров Ума Шанкар Гупта заявил Франс пресс, что это исследование станет "первым шагом" на пути к очистке местности. Активисты по защите окружающей среды от правительственных шагов не в восторге. "Это самый медленный первый шаг в истории", - сказал журналистам Винута Гопал из индийского отдела "Гринписа". На протяжении двадцати лет с момента аварии завод в Бхопале отравляет жизнь людей в его окрестностях. Жители близлежащих районов до сих пор страдают от последствий утечки химикатов и загрязнения окружающей среды. До сих пор не произведена очистка территории завода и не остановлен процесс загрязнения, который идёт с самого открытия предприятия в 1970-х годах. И сегодня, по словам местных жителей, на заводе находится порядка 25 тыс. т токсичных отходов. Несмотря на охрану предприятия, на его зараженную территорию регулярно пробираются дети и подростки. Люди продолжают жить рядом с остановленным заводом, на территории которого до сих пор остались неиспользованные и незахороненные реактивы, часть из который токсична, пить воду из колодцев, тем самым усугубляя свои хронические болезни. Как передавала недавно в репортаже корреспондент Би-би-си Ник Брайант, токсичные вещества по сей день продолжают попадать в водозаборы. Это значит, что население региона до сих пор пьёт загрязнённую воду. Местные жители жалуются на разного рода недомогания, связанные с экологической обстановкой - болезни легких, и боли в груди, и нарушения в работе мозга, и даже диабет.
Материал подготовили: кандидат технических наук, заместитель начальника управления – начальник отдела Всероссийского научно-исследовательского института ГОЧС (ФЦ) Игорь СОСУНОВ и кандидат технических наук, младший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института ГОЧС (ФЦ) Евгения МАНУШКИНА |