Три «C»: битва почти выиграна? Битва за снижение затрат заставила производителей автомобилей стремиться к переходу к такой модели, при которой производителям красок платят не за литр или галлон продукции, а за количество окрашенных автомобилей. Такая модель отношений заставляет поставщика повышать и качество своего продукта, и эффективность системы нанесения. Существенные достижения имеются также в области уменьшения количества слоев и окончательной обработки, которая необходима для производства готового транспортного средства. Другой наблюдающейся в настоящее время заметной тенденцией является перенос производства из одной страны в другую, чтобы попытаться снизить затраты. Индия, например, в свое время производитель безнадежно устаревших автомобилей, увеличила экспорт автомобилей и грузовых транспортных средств более чем на 70% в период между 2002/3 и 2003/4 гг. Глобальные компании поглотили устаревшие предприятия Восточной Европы, и заняты доведением их до современных стандартов. Для того, чтобы проиллюстрировать тот факт, что отрасль действительно является глобальной, отметим, что корейская автомобильная компания Kia создает свою базу в Словакии, в то время как завод в Польше, который ранее принадлежал их соотечественникам из Daewoo может, в конечном итоге, оказаться под управлением британской компании MG Rover и китайской Shanghai Auto. Современные транспортные средства значительно лучше защищены от коррозии, чем их собратья несколько лет тому назад. Внедрение катодной электростатической окраски было, возможно, самым значительным шагом вперед в области защиты от коррозии, но усовершенствования появились и в области функциональности технологии, и в области качества окончательного покрытия, которое наносится с ее помощью, исключая в то же время, использование хроматов свинца, которые раньше использовали в антикоррозийных красителях. В плане технологии способы достижения соответствия требованиям правил уменьшения количества растворителя различны, причем основной тенденцией для компаний из США является использование содержащих растворители подложек, в то время как подложки на водной основе более широко распространены в Европе. Порошковые покрытия, эти окончательные решения проблемы уменьшения количества растворителей, также завоевывают рынок с проявлением региональных различий: производители из США задают тон, используя порошки для грунтовочных слоев/поверхностей, в то время как европейские производители автомобилей, возглавляемые компанией BMW, скорее используют их для нанесения окончательного отделочного слоя. Также популярны полужидкие составы на водной основе, поскольку они дают возможность нанесения, при которой сокращаются дополнительные расходы на установку распылительного оборудования. Окончательные покрытия с отверждением под действием излучения, особенно в виде систем «двойного отверждения», которые, в конечном итоге, дают отверждение даже в необрабатываемых излучением участках, оказывают в наши дни большое влияние на рынок материалов повторной обработки и компонентов, но, возможно, пройдет еще некоторое время, прежде чем параметры внешнего воздействия будут считаться соответствующими очень требовательным стандартам, которые применяются к основным покрытиям для окраски кузова. Косметические параметры: бесконечная эволюция В том, что касается косметических параметров, мы на сегодняшний день отошли настолько далеко от традиционных идей Генри Форда («подходит любой цвет, если только он черный»), что окончательная отделка под металлик и перламутр являются сейчас скорее нормой, нежели дополнительной опцией. Обзоры цветов показывают, что на данный момент на рынке доминируют различные оттенки серебристой окраски, хотя имеются очевидные различия регионального характера и между отдельными видами транспортных средств, и также между компаниями, которые подготовили обзоры, как легко увидеть из приведенной ниже таблицы. Таблица 1: Предпочтительные цвета окраски автомобилей в 2004 г. Золотой, медный и различные светлые оттенки в коричнево-желтой гамме. Цвет | Удельная доля мирового рынка | Доля рынка в США по данным PPG | Доля рынка в США по данным DuPont | Серебристые | 38% | 27% | 18% | Белый | 15,5% | 14% | 16% | Черный | 14% | 13% | 11% | Естественный | 9,5% | 11% | 11% | Синий | 9% | 12% | 11% | Красный | 7% | 14% | - | Зеленый | 6,5% | 5% | - | Прочие | 1% | 4% | - |
А как же насчет будущего? Оно уже наступило: в виде резких изменений цвета на создающих эффекты покрытиях, в виде высоких степеней защиты от коррозии и в виде использования усовершенствованных пластмасс для производства многих металлических деталей и деталей кузова. Но в 2020 г. будут ли люди считать, что «современная окончательная отделка» для автомобиля это то, что мы только исследуем сегодня? Мы можем увидеть, по крайней мере, первые слои краски, нанесенные с помощью койлкоутинга, полностью изготовленный из пластмассы автомобиль и сухие пленки, используемые вместо красок. Появятся даже еще более впечатляющие окончательные отделки с эффектами. По крайней мере, одна компания исследует использование красителей с обратным отражением того же типа, что и тот, что применяется на дорожных знаках и защитной одежде, для улучшения ночного видения транспортного средства, а также электролюминесцентных пигментов, которые светятся в темноте при применении заряда низкого напряжения. Повышается долговечность термохромных красителей, что дает возможность обладания автомобилем, меняющим цвет с изменением сезона и, возможно, очень скоро спортивные машины будут покрыты красками, позаимствованными у бомбардировщиков Стелс, позволяющими избегать обнаружения с помощью радаров замера скорости (без сомнения через год - два за этим последует и закон, который поставит это вне закона). Все это еще больше затруднит работу и стилистов по цвету, и полицейских. Уже сейчас коричневая машина, которую вы видите в зеркале заднего вида, может стать синей машиной, которая вас обгоняет, и красной, которая вас давно обогнала. А какого цвета машина, оттенок которой меняется с изменением погоды, которая сияет в темноте, и у которой свой индивидуальный рисунок, напечатанный струйной печатью на клеящую пленку, которая покрывает заднюю дверцу кузова? Однако самой «специальной окончательной отделкой» должен стать цвет, который можно изменять каждый раз при запуске двигателя автомобиля так, чтобы каждый, кто водит машину в этой семье, мог иметь свой любимый цвет. Абсурдная идея? Не совсем. Военные исследователи изучают «интеллектуальные» покрытия, которые (помимо их других многочисленных талантов) можно по желанию использовать для изменения камуфляжных рисунков. Сколько времени пройдет, прежде чем эта идея найдет практическое воплощение и займет свое место в какой-нибудь дорогостоящей нише автомобильного рынка? «Никогда» это очень долго. Подождем - увидим. http://www.specialchem4coatings.com |