ТПА: мировые тенденции


Мировыми лидерами в производстве ТПА сейчас широко внедряются использование электроприводов вместо гидравлики, высокопрецизионное литье, минимизация циклов литья, работа с многоместными и этажными формами, построение технологически законченных роботизированных комплексов на базе ТПА, работа со вспенивающимися материалами, силиконами и реактопластами, технология декорирования и этикетирования изделия внутри пресс-формы, литье с газом и водой.


 

В настоящее время на мировом рынке ТПА прослеживаются следующие тенденции:

Для многих компаний актуальной является тема изготовления полностью электрических машин. По сравнению с гидравлическим ТПА, ТПА, оснащенный электроприводом имеет:
- более низкое энергопотребление (экономия до 60% электроэнергии по сравнению с гидравлическим ТПА);
- возможность использования электрических ТПА в стерильных помещениях – защита пресс-формы от масла (медицинская промышленность). На электрических ТПА используется электрическая система смазки.
- содержат меньше функциональных узлов – регулировка и управление проще;
- высокая скорость впрыска и меньшее время сухого цикла (как следствие – большая производительность)
- низкий уровень шума;
- высокая точность в литье мелких деталей (электроника, телекомуникации, медицина, часовая и оптическая промышленность).

Полностью электрические ТПА дороже своих гидравлических братьев, по цены постепенно сравниваются за счет перехода на серийный выпуск электрических машин.
Осторожно к теме производства электрических машин подходят Husky (сложно создать тяжелые ТПА с электроприводами) и Dr. Boy. Зато некоторые наиболее продвинутые азиатские производители активно проводят исследования в этом направлении и уже имеют опыт производства ТПА, правда, еще в единичных экземплярах. Есть такие разработки у LG, TMC, Haitain, Chen Hsong.

Законодатели мод в области производства высокоскоростных машин: Netstal (модель Elion), Engel (E-Motion), Arburg (Alldrive), Demag (IntElect). Также активны в этой области итальянские производители ТПА.

Передовые технологии японских компаний в производстве высокоскоростных электрических ТПА позволяют им рассчитывать на более глубокое проникновение на российский рынок и на европейские рынки.

Еще одно направление развития возможностей ТПА – уменьшение времени цикла за счет применения отдельных приводов для каждого важного узла машины, повышения результатов пластикации и впрыска, дополнительного оснащения ТПА аккумуляторами (такие ТПА называют высокоскоростными). Особенно важны такие усовершенствования для массового выпуска тонкостенных изделий и ПЭТ-преформ, где важную роль играет минимально короткий цикл. Все производители ТПА ищут пути повышения коэффициента использования оборудования и производительности машин. Наибольших успехов добились Husky, Netstal и Demag. Ведущие изготовители над расширением модельного ряда высокоскоростных машин у увеличенным усилием смыкания (до 550-700 тонн).

Преимущество в производительности, экономия электроэнергии и безотходность производства позволяют большому высокоскоростному ТПА, оснащенному этажной пресс-формой, вступать в конкуренцию с целой линией ваккумной формовки. Это актуально при массовом выпуске одноразовой посуды, стаканчиков для йогурта, джема и т.д.

Все больше внимания уделяется защите пресс-формы. В отличие от гидравлических ТПА, на более резвые гибридные и электрические ТПА устанавливается активная система защиты пресс-формы, значительно сокращающая время реакции машины. Использование в ТПА пьезо-электрических сенсоров и ультразвуковой системы измерений перемещений позволяет более точно контролировать движения пресс-формы.

Для работы производителя пластмасс с серьезным заказчиком (АвтоВАЗ, Форд) необходимо пройти сертификацию управления качеством (ISO 9001) и получить экологический сертификат (ISO 14001). Производителям изделий из пластмасс требуется предоставлять для проверки информацию о  процессе изготовления конкретной детали в каждый определенный момент цикла – необходима система управлении с обратными связями.

Все большее распространение получают машины для многокомпонентного литья, литья малораспространенных в России полимеров: термоэластопластов (автомобилестроение), реактопласты, силиконы, вспенивающиеся материалы; установки для этикетирования и декорирования (нанесение тканевых покрытий) внутри пресс-формы, машины с использованием внутреннего давления газа или воды, позволяющие получать полые внутри изделия, снижая расход материала и вес деталей. Этот метод уменьшает требующееся усилие смыкания, а благодаря малой толщине стенок изделие быстрее охлаждается, что снижает время цикла. 


Для проведения сертификации производства требуется точно знать ряд текущих параметров, например, реальное количество материала, переработанное в единицу времени;

Желание заказчика сократить срок окупаемости новой машины не за счет ее низкой цены (и, соответственно, качества), а путем приобретения более производительного, экономичного и надежного ТПА и его максимально эффективной загрузке.
Работа производителей по нескольким направлениям над снижением срока окупаемости машин для своих заказчиков (снижение расхода масла, потребления электроэнергии, уменьшение машинного времени (сухого цикла), повышение надежности деталей и узлов);

Необходимость для каждого конкретного типа изделий иметь специализированную машину, а не ряд универсальных автоматов.

Постепенное увеличение числа работающего оборудования – появление новых переработчиков пластмасс, расширение парка у основной массы потребителей ТПА – модернизация и замена оборудования, установленного в 80-90-х гг.

Концентрация изготовителей ТПА на насущных нуждах покупателей, а не на выпуске одной машины «на все случаи», то есть переход от массового изготовления универсальных ТПА на специализированные машины с учетом потребностей конкретного клиента;

Переход производителей на выпуск «модульных» базовых машин, с заложенной возможностью их дальнейшего усовершенствования;

В связи с тем, что стоимость пресс-формы иногда превышает стоимость ТПА, много внимания уделяется повышению степени защиты формы;

Увеличение производства высокоскоростных энергосберегающих гидравлических машин;

Применение комбинированной технологии («гибридные машины» - гидравлическое сжатие и электрический впрыск или наоборот);

Работа над совершенствованием и запуском в серию полностью электрических машин;

Использование заказчиками прогрессивных методов для придания изделиям оригинального дизайна или потребительских свойств (например, декорирование в форме (in-mould-labeling) многокомпонентное литье и т.д.;

Изготовление ТПА для литья полых (пустотелых)изделий с использованием внутреннего давления газа или воды;

Переход к применению закрытой системе смазки (предотвращение утечек масла, возможность использования ТПА в «чистых» помещениях);

Увеличение и улучшение «глобального» присутствия ведущими мировыми производителями ТПА;

Размещение представительств и сервисной службы  вблизи мест наибольшей концентрации клиентов, расширение имеющихся складов запасных частей и оптимизация складских запасов;

Опережающие темпы роста на рынках Восточных стран по сравнению со странами Западной Европы и США;

Бурный рост числа заказчиков ТПА в Азии (особенно в Китае и сопредельных государствах) и, как следствие, перенос части производств ТПА из Европы в эти и другие страны АТР;

• Увеличение количества серьезных производителей оборудования в Юго-Восточной Азии (Тайвань, Корея) с постепенным улучшением его качества

• Ежегодное увеличение поставляемых в Россию ТПА;

• Наибольший прирост в последние годы составляет продукция азиатских производителей (Южная Корея, Тайвань, Китай);

• Низкое качество некоторого поставляемого в Россию оборудования (не только азиатского), необязательность ряда компаний после поставки машин;

• Печальный опыт работы с фирмами, не имеющими серьезной сервисной поддержки и склада запчастей в России;

• Снижение доверия заказчиков к продукции неизвестных компаний;

• Все еще значительное влияние «фактора низкой цены» на принятие решения о покупке;

• Более требовательный, по сравнению с предыдущими годами, подход российских покупателей к поставщикам ТПА – на первое место выходит не цена оборудования, а его качество и надежность, а также определенный имидж и «представленность» заказчика на российском рынке, наличие квалифицированного и оперативного сервисного сопровождения, складов или налаженных поставок запчастей;

Уход «массового заказчика» из центральных регионов России в места наибольшей концентрации производств (Поволжье, Северо-Запад, Юг, Урал) 

Улучшение качества изготавливаемых в России пресс-форм и постепенный переход клиентов к размещению заказов на российские пресс-формы;

Повышение внимания ведущих мировых производителей ТПА и периферии к растущему российскому рынку ТПА;

Желание усилить свое присутствие на российском рынке;

Рост числа новых официальных представительств иностранных поставщиков ТПА на территории России;

Активное проникновение филиалов этих компаний в российские регионы

Появление у поставщиков ТПА организованной сервисной службы и складского хозяйства с оптимальным количеством и номенклатурой запчастей, снижение сроков поставок более редких деталей;

Совместная работа иностранных производителей оборудования с российскими представителями и заказчиками по устранению ряда замечаний, доработке ТПА и улучшению их работоспособности в российских условиях;

Начало отверточной сборки ТПА из собственных комплектующих известными мировыми изготовителями ТПА в России, с последующей локализацией производства некоторых узлов


C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка ТПА и литья пластмасс под давлением можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Литье пластмасс под давлением в России: анализ рынков готовой продукции» и «Прогноз развития российского рынка термопластавтоматов».


Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru