В настоящее время ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых автобензинов определяется не только техническими возможностями нефтепереработки и нефтехимии, но и структурой автомобильного парка страны, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими. Ужесточаются требования по содержанию серы; ароматических, в том числе бензола, и олефиновых углеводородов; по испаряемости бензинов. Производство в России автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами остается актуальным, так как отсутствуют в необходимом количестве традиционные бензиновые компоненты компаундирования: алкилат, изомеризат, оксигенаты. Большинство НПЗ находятся в эксплуатации от 30 до 50 лет, значительная часть их устарела и нуждается в модернизации. Однако из-за скудости финансирования модернизация и строительство новых установок сдерживаются. Поэтому одним из решений проблемы получения таких автомобильных топлив является использование в качестве высокооктанового компонента этилового спирта. Использование этанола в качестве добавки к моторным топливам для двигателей с искровым зажиганием широко известно. Уже в восьмидесятых годах прошлого века началось массовое производство обезвоженного спирта и использование его в бензинах в США, Канаде, Бразилии, ряде стран Европы. Практически все ведущие производители автомобилей (за исключением отечественных) допускают введение в топливо до 10% этанола. В Бразилии, благодаря мягким климатическим условиям, более половины автомобильного парка используют этанол в качестве основного вида топлива. В США широко используется «газохол», содержащий от 5,7 до 10% этанола. Производится топливный этанол на гигантских спиртзаводах производительностью до 1000 тонн абсолютированного спирта в сутки. Российская Федерация до последнего времени несколько отставала в решении этих проблем. Причин тому несколько. Во-первых, наличие достаточно дешевой нефти, во-вторых, отсутствие производств абсолютированного этанола из возобновляемых источников сырья и, в третьих, отсутствие комплексного подхода к решению данных вопросов. Тем не менее, в 1999 году в России были разработаны и утверждены технические условия на бензины автомобильные неэтилированные, содержащие до 5% масс. этанола (ТУ 38.401-58-244-99). В 2002 году введен ГОСТ Р 51866-2002, предусматривающий выпуск бензинов с 5% об. этилового спирта, что составляет не более 2,7% по кислороду. Однако по тем же причинам эти решения практически не нашли применения. Толчком к решению проблемы применения этанола в топливе послужили совместные действия ОАО ВНИИНП и ЗАО НПО «Химсинтез», направленные на создание в России нового (для нас) вида топлива, получившего название БЕНЗАНОЛ. С этой целью с подачи названных организаций в Общероссийский классификатор продукции была внесена отдельная подгруппа 02 5140 «Альтернативные виды топлива», а в составе этой подгруппы выделена позиция 02 5142 «Этанольное моторное топливо с содержанием этанола свыше 5% по объему для двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием». Следующим шагом явилась разработка национального стандарта ГОСТ Р 52201-2004 «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием. Бензанолы. Общие технические требования», с датой введения в действие с 1 июля 2004 года. Настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к топливам «Бензанолы» (таблица 1), а также основные требования по безопасности и охране окружающей среды. Необходимость создания нового ГОСТа связана с тем, что бензанолы являются самостоятельным видом продукции, отличающимся от бензинов по отдельным техническим характеристикам. В отличие от показателей качества, нормируемых для традиционных автомобильных бензинов, к бензанолам предъявляются дополнительно следующие требования: - объемная доля этанола в пределах 5-10%; - содержание кислорода не более 3,5% масс.; - антикоррозионные свойства (степень коррозии стального стержня); - фазовая стабильность (температура помутнения). Кроме того, в связи с использованием в бензанолах этилового спирта, к ним могут применяться специальные меры государственного регулирования их производства и оборота. Помимо ГОСТ Р 52201-2004 на бензанолы разработаны и утверждены технические условия ТУ 38.401-58-330-2003, где в зависимости от детонационной стойкости предусмотрены три марки бензанолов: БИ-80, БИ-92 и БИ-95, все октановые числа приведены по исследовательскому методу. Следует отметить, что введение в бензин до 5% этилового спирта не дает того антидетонационного эффекта, который позволил бы получить на базе АИ-92 бензин АИ-95. Использование же до 7-10% этанола позволяет без дополнительных антидетонационных присадок получить прирост октанового числа более чем на 3 единицы. При этом, благодаря более полному сгоранию топлива, количество вредных выбросов снижается на 20-30%. Таблица 1.Показатели качества бензанолов Наименование показателей | Значение | Детонационная стойкость:октановое число: | | по моторному методу | 76-88 | по исследовательскому методу | 80-98 | Концентрация свинца, мг/дм3 бензанола | не более 5 | Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензанола, %, при температуре: 70°С | | летнего вида | 20,0-48,0 | зимнего вида | 22,0-50,0 | 100°С | 46,0-71,0 | 150°С | не менее 75,0 | конец кипения бензанола, °С | не выше 210 | остаток в колбе, % об. | не более 2,0 | Давление насыщенных паров, кПа, | | летнего вида | 45,0-60,0 | зимнего вида | 60,0-90,0 | Концентрация серы, мг/кг | не более 500 | Объемная доля этанола, % | 5,0-10,0 | Объёмная доля бензола, % | не более 5,0 | Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензанола | не более 5 | Антикоррозионные свойства:степень коррозии стального стержня, баллы | не более 1 | Фазовая стабильность:температура помутнения, °С | | на месте производства | не выше | летнего вида | минус 10 | зимнего вида | минус 30 | Массовая доля кислорода, % | не более 3,5 |
В соответствии с утвержденной инструкцией по производству бензанолов в ЗАО НПО «Химсинтез» выработаны опытно-промышленные партии, представляющие смесевое автомобильное топливо с содержанием этилового спирта до 7,8% масс., и проведены квалификационные испытания. По результатам квалификационных испытаний было отмечено, что бензанолы имеют хорошее распределение детонационной стойкости по фракциям: для БИ-80 – 1,12, БИ-92 и БИ-95 – 0,98; низкое содержание ароматических углеводородов, которое составляет в БИ-92 –26,8% об. и БИ-95- 30,6% об., в том числе содержание бензола не превышает 2%. Однако, наряду с очевидными преимуществами бензанолов, они имеют определенный недостаток, связанный с повышением коррозионной агрессивности топлива при наличии в нем этанола. При этом, с другой стороны, наличие в топливе спирта способствует очищению топливной системы. Коррозионная агрессивность существенно возрастает в присутствии растворённой воды и в ещё большей степени в присутствии отделённой от спирта свободной воды. Кроме того, наличие в спирте воды может приводить к расслоению топлива и к снижению антдетонационного эффекта за счет абсорбирования спирта водой и снижения концентрации его в топливе. В частности, исследования показали, что в бензанолах недопустимо использование спирта ректификата крепостью 96,5%. Таким образом, для исключения попадания в бензанол воды кроме очевидных мер по его должному хранению необходимо применять только обезвоженный (абсолютированный) спирт с содержанием воды не более 0,1-0,2%. Первым предприятием в России, успешно производящим абсолютированный спирт из растительного сырья, стало ОАО «Биохим» (Тамбовская область), где совместно с ЗАО НПО «Химсинтез» создана установка азеотропной перегонки спирта в присутствии циклогексана. Производительность этого завода (1500 дал спирта в сутки) позволяет обеспечить изготовление до 50 000 тонн бензанола в год. В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» совместно с ЗАО «Зернопродукт» (Тульская область) начато создание установки, обеспечивающей обезвоживание до 10 000 дал спирта в сутки путем адсорбции воды на молекулярных ситах. Установка должна быть внедрена до конца года. Дополнительным средством борьбы с коррозией является применение антикоррозионных присадок. Проведенные ОАО ВНИИНП исследования показали, что использование таких присадок как DCI 11, СВ-20, Амдор-ЭМ позволяют полностью исключить коррозионное воздействие этанола на стальные изделия. Оценка антикоррозионных свойств присадок проводилась по аналогу применяемых за рубежом методов А DIN 51585 и ASTM D 665 B, с использованием стандартного отечественного прибора АСМ-1. Сущность метода заключается в определении коррозии стального стержня (Ст. 3), погружённого в смесь испытуемого топлива и дистиллированной воды. В табл. 2 представлены результаты оценки антикоррозионной эффективности испытанных присадок. Таблица 2. Результаты оценки антикоррозионной эффективности присадок (по отношению к Ст. 3 в присутствии дистиллированной воды). Образец | Изменения наповерхности стержня | Значение | Степенькоррозии | Бензанол | Коррозии подвержено более 6% поверхности | Сильная | 3 | Бензанол + 0,005% СВ-20 | Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек | Отсутствие | 0 | Бензанол + 0,0025% В-20 | Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое | Следы | 1 | Бензанол + 0,005% Амдор-ЭМ | Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек | Отсутствие | 0 | Бензанол +0,0025% Амдор-ЭМ | Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое | Следы | 1 | Бензанол + 0,0016% CI 11 | Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек | Отсутствие | 0 |
Результаты испытаний по оценке влияния ингибиторов коррозии на физико-химические и антидетонационные свойства бензанола показали, что наличие присадок СВ-20 (0,005%), Амдор-ЭМ (0,0025%), DCI 11 (0,0016%) не приводит к существенному изменению качественных показателей исходного бензанола. Таким образом, проблемы, связанные с повышением коррозионной активности бензанола по сравнению с бензином, могут быть успешно решены за счет использования абсолютированного спирта и антикоррозионных присадок. В заключение следует отметить, что, таким образом, в Российской Федерации предприняты первые успешные шаги по созданию нового для нашей страны вида спиртосодержащего моторного топлива. В настоящее время ЗАО НПО «Химсинтез» ведется подготовка к промышленному выпуску бензанолов для нужд автопредприятий г. Москвы. В.П. Баранник, В.В. Макаров, А.А. Петрыкин, А.В. Шамонина, ЗАО НПО «Химсинтез», Красноармейск В.Е. Емельянов, С.Н. Онойченко, ОАО ВНИИ НП, Москва
Источник: ГСМ
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: «Рынок автомобильных бензинов в России» «Рынок нефтяных битумов в России» «Рынок дизельных топлив в России» «Рынок смазочных масел в России». |