Это слова Маурисио Джиорджи, инженера-химика с 35-летним стажем работы в резиновой промышленности. В настоящее время Маурисио Джиорджи является внешним консультантом. Президент компании Mezclamos S.A. он выступает для ряда компаний Латинской Америки, в том числе и Тех Fabric S.A. в Буэнос-Айресе, в роли технического эксперта. Он занимается исследованиями, опубликованными в целом ряде статей и представленными на основных конференциях и совещаниях В статье «Адгезия в системе материал-резина» Джиорджи описывает исследования по изучению сцепления материалов из полиэфира и нейлона с резиной. Он указывает, что при оценке адгезии двух различных материалов необходимо четко представлять себе физические основы эксперимента, а также необходимо учитывать всевозможные «взаимодействия», которые могут повлиять на результаты измерений. Джиорджи поясняет: «В частности, при изучении адгезии полотно-резина, где мы обычно используем Тест Н в соответствии со стандартом ASTM D 4776, следует учитывать ряд переменных, как для полотна, так и резины, влияющих на адгезию, например, жесткость». Во всех тестах важно помнить, что если Вы соединяете два материала с различной способностью к деформации, то приложенная сила, которая передается из одного материала в другой, будет вызывать в каждом из этих материалов различные деформации. Это неминуемо приведет к концентрации напряжений на поверхности адгезии. И чем сильнее различие в деформационной способности этих материалов, тем выше концентрация напряжений. «Тест ткань-резина еще более сложный, - продолжает Джиорджи. - Анализ структуры тканей из крученых нитей показал, что следует учитывать тип полотна, который может отличаться по основе и переплетению». Затем он поясняет некоторые моменты этого процесса: «В начале нам было необходимо сконструировать «упаковку» резина-материал-резина, в которой толщина каждого компонента должна быть тщательно подобрана, чтобы определить блок, в котором мы будем оценивать адгезию. А затем мы оцениваем сопротивление раздиру». При анализе результатов адгезии ткань-резина Джиорджи заметил, что максимальные значения адгезии достигаются при использовании наименьших по размеру частиц сажи, несмотря на то, что 100%-ный модуль этих соединений практически не самый большой, а почти что самый низкий. Это связано с тем, что исследованные соединения различались по количеству различной по свойствам сажи (phr), так чтобы обеспечивалась примерно одинаковая твердость. Это позволяет считать, что концентрацию возникающих напряжений можно снизить за счет получения более совершенных параметров адгезии или что этот небольшой модуль повышает взаимодействие по всей поверхности адгезии. Исследования не установили существенного влияния на процесс структурных особенностей сажи». «Мы также изучили влияние различных масел, - продолжает Джиорджи. - Нами установлено, что нафтеновое масло Nytex 810 значительно улучшило адгезию в пределах до 20 phr по сравнению с другими типами исследованных масел, которые не выявили значительных отличий». «Очевидно, что дополнительным преимуществом нафтенового масла, - добавляет Джиорджи, - является тот факт, что в отличие от экстрактов, оно не относится к химически опасным продуктам. В пределах ЕС ароматические экстракты будут запрещены к использованию при производстве шин с 1 января 2010 г., и эти нормы повлияют на деятельность производителей шин и резины во всем мире». При анализе результатов тестов адгезии полиэфир/нейлоновая ткань-резина он делает вывод о значительном влиянии пластификатора. В случае материала, состоящего из нейлона и полиэфира, параметры адгезии улучшаются, особенно в случае использования нафтенового масла, в то время как для материала, состоящего только из нейлона, никаких улучшений не наблюдалось. В заключении Джиорджи подчеркивает: «Поскольку усиление ткани имеет очень большое значение во многих областях использования резины, необходимо непременно сочетать химические исследования, способствующие увеличению адгезии ткань-резина, с углубленным пониманием других факторов путем проведения физических исследований по распределению напряжений для многочисленных комбинаций переплетений тканей и физических свойств и толщины резины». КАРЛО ЛАСЛО |