ВОДНО-ЭМУЛЬСИОННЫЕ ТОПЛИВА


В водно-топливных эмульсиях добавка воды изменяет состав отработавших газов. Он улучшается благодаря значительному снижению окислов азота, практически, полному устранению дымления и уменьшению молекулярной массы отработавших газов.


 

Характеристики большинства применяемых в настоящее время топлив уже не удовлетворяют постоянно возрастающим требованиям по их пожарной опасности и содержанию вредных примесей в отработавших газах. Рост экологических требований к топливам ведет к росту затрат на нефтепереработку, т. е. к росту цен на топливо.
Среди альтернативных вариантов решения этой задачи сегодня рассматриваются разработка новых типов двигателей и переход на альтернативные виды топлив, например, на основе водорода или спирта. Исследуются и способы с использованием водосодержащих топлив [1]. Главным потенциальным преимуществом такого подхода можно назвать его универсальность, которая проявляется в возможности:
- одновременно улучшить топливно-экономические и экологические  характеристики;
- применимости ко всем видам жидких топлив;
- адаптации водосодержащих топлив, практически, для всех типов двигателей и энергетических установок.
В водно-топливных эмульсиях добавка воды изменяет состав отработавших газов. Он улучшается благодаря значительному снижению окислов азота, практически, полному устранению дымления и уменьшению молекулярной массы отработавших газов.
В своем подходе к разработке практичной и доступной для автотранспортных предприятий технологии приготовления водно-топливных эмульсий (ВТЭ) мы ориентировались на механические диспергаторы и усовершенствовали их с целью создания компактного, надежного и высокопроизводительного оборудования, а также синтеза поверхностно активных веществ (ПАВ), обеспечивающих  формирование стабильных эмульсионных систем для основных видов топлив.
Качество эмульсии в значительной степени определяется методом ее получения. В основе механизма формирования эмульсии лежит дробление жидкой фазы с одновременной стабилизацией образующейся структуры с  помощью ПАВ. При этом ПАВ должно оказывать минимальное влияние на  рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания (ДВС), не давать нагар и  быть дешевым и доступным.
Как известно, водно-топливные эмульсии в зависимости от применяемых ПАВ могут быть двух типов: прямые и обратные. В прямых ВТЭ дисперсионной средой является вода, а в обратных – топливо.
ВТЭ обратного типа имеют лучшие эксплуатационные характеристики.  Их вязкость незначительно отличается от вязкости исходного топлива, они оказывают меньшее отрицательное влияние на систему топливоподачи. Примером ВТЭ такого типа с оптимальными эксплуатационными характеристиками являются эмульсии на основе тяжелых топлив, например, мазута М-100, которые даже без использования ПАВ сохраняют стабильность до нескольких месяцев.
К сожалению, на данный момент времени решение проблемы устойчивости ВТЭ обратного типа на основе светлых топлив является сложной технической задачей. Ограничен ассортимент ПАВ, позволяющих получать стабильные эмульсии. Полученные в настоящее время эмульсии обратного типа агрегативно устойчивы, но при длительном хранении происходит перераспределение капель воды по высоте столба эмульсии. Однако даже по истечении одного года с момента приготовления ВТЭ достаточно обычного перемешивания или взбалтывания для восстановления первоначального состояния системы.
В последние годы нами была предпринята попытка улучшить эксплуатационные характеристики эмульсий. С учетом полученной ранее информации были синтезированы новые ПАВ. ПАВ типа АМДМ представляют собой неионогенные маслорастворимые вещества, гидрофильная часть которых содержит гидроксильные и амидные группы.
ПАВ типа АМФОРА – новый тип маслорастворимых ПАВ, впервые синтезированных нами специально для обратных эмульсий. Принципиальной отличительной особенностью их является то, что в  процессе направленного синтеза образуется равновесная смесь традиционных неионогенных ПАВ (малополярных) и маслорастворимых ионогенных ПАВ (более полярных). Изменяя соотношение компонентов при синтезе, можно регулировать относительные количества неионогенных и ионогенных ПАВ, получаемых в смеси, а, следовательно, общую степень полярности АМФОРЫ.
При переходе от АМФОРЫ-2 к АМФОРЕ-5 общая степень полярности снижается, а эмульгирующая способность проходит через ярко выраженный максимум при использовании АМФОРЫ-3. АМФОРА-3, АМФОРА-3ФА и АМФОРА-3Я различаются тем, что при синтезе использовались разные по строению химические соединения, но из одного класса веществ. В результате проведенных исследований показано, что наилучшим на настоящий момент следует признать ПАВ АМФОРА-3,позволяющий получить эмульсию воды в дизельном топливе стабильную в течение, по крайней мере, двух месяцев.  Результаты исследований приведены в табл. 1. Рецептура всех композиций одинаковая – 78,5% дизельного топлива, 1,5% ПАВ и 20% воды.
 

Таблица 1.
Результаты лабораторных испытаний обратных эмульсийна основе дизельного топлива

п/п
Наименование ПАВРезультаты испытаний
1АМДМ-95Через 10 дней осветление верхней части. Через месяц – 2 эмульсии с нечеткой границей. Через 4 месяца  2 слоя – топливо и эмульсия. При перемешивании восстанавливается.
2АМДМ-150Через 10 дней осветление верхней части меньше чем  в п. 1. Через 4 месяца как  в п.1.
3АМФОРА-2Через 2 часа начало расслоения. Через сутки выделилась вода.
4АМФОРА-3Через 2 месяца без изменений. Через 4 месяца – начало осветления верхней части.
5АМФОРА-4Через 2 месяца без изменений. Через 4 месяца 3 слоя с нечеткими границами – топливо и 2  эмульсии.
6АМФОРА-5Через месяц – начало осветления верхней части. Через 4 месяца 2слоя – топливо и эмульсия с нечеткой границей.
7АМФОРА-3-ФАЧерез 5 суток расслоение на 2 эмульсии с нечеткой границей; 20 дней – 2 слоя: топливо и эмульсия. Через месяц – при перемешивании восстанавливается. Через 4 месяца как в п.1.
8АМФОРА-4-ФАЧерез 5 суток расслоение на 3 слоя. Верхний – топливо. Через две недели 2 слоя: топливо и эмульсия. Через месяц при перемешивании восстанавливается. Через 4 месяца как в п.1.
9АМФОРА-5,57-ФАЧерез 5суток 2 слоя – топливо и эмульсия. Через месяц при перемешивании восстанавливается. Через 4 месяца как в п.1.
10ММ-1-ДМЭА-1Через две недели без изменений. Через месяц начало осветления верхней части. Через 4 месяца как в п.5.
11АМФОРА-3ЯЧерез 10 дней без изменений. Через 2 месяца осветление верхней части.

Надежное функционирование системы приготовления и подачи ВТЭ требует наличия системы контроля и регулирования влагосодержания композиции. Из множества рассмотренных вариантов наше внимание привлек диэлькометрический метод, основанный на определении диэлектрических характеристик эмульсии. Проведенные исследования показали достаточно хорошую воспроизводимость этого метода контроля влагосодержания (параметров вводно-топливной эмульсии) в различных условиях эксплуатации.
На рис. 1 показана установка ВКГ для приготовления водно-топливной эмульсии (со встроенным диэлькометрическим датчиком контроля влажности водно-топливной эмульсии). Производительность установки до 150 л/час.
Разработанная технология и оборудование позволяют расширить диапазон рецептур топлив для энергетических установок за счет введения компонентов и присадок нерастворимых в углеводородных составляющих топлив.
При использовании ВТЭ обратного типа на основе светлых топлив обычно ПАВ вводится в горючее, что не всегда удобно при применении эмульсий в реальных условиях. По нашему мнению необходим новый подход к формированию ВТЭ такого типа. Для этого ПАВ вводится не в горючее, а в воду, в виде коллоидной системы. С этой целью в воду одновременно с ПАВ добавляется небольшое количество органических спиртов, которые не только способствуют образованию стабильной системы ПАВ в воде, но и одновременно снижают температуру замерзания воды.
Исследование применимости ВТЭ к различным энергетическим установкам проводилось совместно с ОАО ЦНИТА (Санкт-Петербург), Военной академией тыла и транспорта (ВАТТ), Балтийским морским пароходством (БМП) и другими организациями.
Ниже приводятся результаты стендовых испытаний дизельного двигателя воздушного охлаждения Д21А1 (2Ч10,5/12,0) с исходными регулировками топливоподачи: Θвпр = 24 град п.к.в. до ВМТ; Рф = 17,5 МПа).
В табл. 2 приведена процедура испытаний двигателя в соответствии с требованиями Правил № 49 Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), а в табл. 3 – примененная газоаналитическая аппаратура.

Таблица 2
Режимы испытаний двигателя в соответствии с Правилами № 49 ЕЭК ООН

Испытания по 13-ти режимному нагрузочному циклу

№ реж.Частота
вращения
кол. вала
%нагрузкиот полнойКоэффициент «массы»
Правила №49 ЕЭК ООН
1n мин х/х00,25/3
2n Mмакс20,08
3n Mмакс250,08
4n Mмакс500,08
5n Mмакс750,08
6n Mмакс1000,25
7n мин х/х00,25/3
8   n ном 1000,1
9   n ном 750,02
10   n ном 500,02
11   n ном 250,02
12   n ном 20,02
13n мин х/х00,25/3

Таблица 3
Газоаналитическая аппаратура и погрешность измерения показателей токсичности и дымности отработавших газов

№ п/пИзмеряемый компонентМарка прибораМетодизмеренияДиапазонизмеренияПогрешность измерения
Окись углерода (СО)ГС АСГА-Топтико-акустический0-1 об.%5%
Сумма углеводородов (СН)ГС АСГА-Тплазменно-ионизационный0-2 об.%5%
Диоксид углерода (СО2)ГС АСГА-Топтико-акустический0-15 об.%5%
Окислы азота (NОх)ГС АСГА-Тхемилюминесцентный0-0,5об.%0-0,1об.%15%15%
5Дымность ОГ    МК-3 "Hartridg"абсорбционный0-100 %2,5


В табл. 4, на рис. 2 и 3 представлены результаты сравнительных испытаний работы дизеля Д21А1 на дизельном топливе и водно-топливной эмульсии.
 

Таблица 4
Экологические характеристики дизеля Д21А1 (водно-топливная эмульсия: дизельное топливо + 30% Н2О по массе)

№ реж.

х, млн-1К, %
ДТВТЭДТВТЭ
129014542
246013882,5
3490140133,5
4930393185,5
51310695248,5
615707555725
760012542
81000507408
9900430294
10750320123
11400142102,5
1236010782,5
1332010542

 


 
Рис. 2. Диаграмма сравнительных испытаний эффективности ВТЭ
по содержанию в отработавших газах оксидов азота


Рис. 3. Диаграмма сравнительных испытаний эффективности ВТЭ
по содержанию в отработавших газах дымового аэрозоля

Для практического использования эмульсий на реальных энергетических установках в последующем потребуется разработка универсальной технологии приготовления с использованием автоматического ввода необходимых компонентов по заданной программе.

Литература

Ложкин В.Н., Пименов Ю.А., Сафиуллин Р.Н., Акодес А.А. Улучшение экологических показателей автомобильных дизелей путем применения водотопливных эмульсий / Информационный бюллетень №2 (32): «Вопросы охраны атмосферы от загрязнения», НПК «Атмосфера» при ГГО им. А. И. Воейкова, СПб., 2005. – С. 67-76.


В.Н. Ложкин, Б.В. Гавкалюк, – СПб Институт ГПС МЧС России,
Ю.А. Пименов, А.Ю. Акодес, Н.Л. Ефимова, А.С. Мазур,
СПб. Государственный технологический институт (технический университет)


Источник: ГСМ

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

«Рынок автомобильных бензинов в России»

«Рынок нефтяных битумов в России».

«Рынок дизельных топлив в России»

«Рынок смазочных масел в России».