Производственная мощность завода, строительство которого началось в апреле 2009г., составляет 2 млн. т цемента в год. По словам председатель правления HeidelbergCement Бернда Шайфеле, открытие завода позволяет увеличить объем производства цемента концерна в России до 5 млн. т в год. Как отметил генеральный директор HeidelbergCement в России Кристиан Кнелль, российский цементный рынок демонстрирует уверенный рост, который в I квартале 2011г. составил 24%. "Мы ожидаем, что объем российского цементного рынка в 2011г. возрастет до 56 млн. т по сравнению с 50 млн. т в 2010г.", - сказал он. Общая площадь производственного комплекса, включая карьеры, составляет около 100 га. HeidelbergCement развивается в России с 2001г. Российские активы концерна включают цементный завод в Сланцах Ленинградской области, контрольный пакет акций компании по производству строительных материалов в Башкирии, а также завод бетонных смесей "Гурово-Бетон" и "Воронежское рудоуправление", разрабатывающие карьеры. HeidelbergCement также импортирует в РФ цемент с собственных заводов в Швеции и Норвегии через терминалы в Калининграде, Мурманске и Архангельске. Запуск нового производства пришелся как нельзя кстати. В России явно ощущается дефицит цемента. В свою очередь, дефицит цемента может замедлить темпы строительства жилья и поднять цены на недвижимость Цены на цемент в августе могут вырасти почти на 70 процентов, до 10 тысяч рублей за тонну, прогнозирует президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. Следом за собой они, понятно, потянут стоимость квадратного метра. А жилье и без того с мая дорожает, правда, пока очень робко и не во всех регионах. В июне, например, в Москве, по данным портала "Мир квартир" оно прибавило в цене не более процента, а в Подмосковье - немного подешевело. Однако эксперты уверяют, что июнь подтвердил тенденцию к росту, и в июле она окрепнет. А тут еще цемент начал дорожать. По словам Кошмана, с марта он в два раза прибавил в цене, поднявшись до 6 тысяч рублей за тонну. По данным экспертов, в себестоимости квадратного метра цемент занимает от 3 до 10 процентов в зависимости от типа здания. В принципе не так уж много. Но в совокупности с другими факторами роста цен на жилье, которые могут активизироваться, все-таки внесет свою лепту в подорожание квадратов. Впрочем, все не так страшно, хотя проблема, безусловно, есть. Корреспондент "РГ" позвонил в несколько строительных компаний. По их утверждению, цемент за последние месяцы не так уж и подорожал. И вообще, ведет себя "прилично". За год, привели пример строители, мешок цемента (50 килограммов) "потяжелел" всего на 50 рублей - с 200 до 250. То есть сейчас тонна стоит не 6 тысяч, а 5 тысяч. Этот порядок цен подтвердил "Российской газете" и эксперт Ассоциации поставщиков и потребителей цемента Михаил Родионов. Но и он не исключил их дальнейшего роста. Кошман предположил, что виной всему дефицит цементовозов. Из-за этого столь востребованный строителями материал во время не поступает на объекты. И, как утверждают опрошенные РИА Новости эксперты, особенно дефицит начал ощущаться на некоторых столичных стройках. Получается, всему виной железнодорожники? Пресс-служба Первой грузовой компании на этот упрек о трудностях с перевозками цемента в европейской части России пояснила, что все контракты выполняет в полном объеме. Проблема в другом - последнее время, обращают внимание железнодорожники, "производство и сбыт цемента носят ярко выраженный сезонный характер", летом они в два раза выше, чем зимой. Тогда как "при круглогодичном производстве существующий парк цементовозов полностью и даже с избытком на 20 процентов покрывал бы все потребности". Железнодорожники предлагают производителям задуматься о возрождении круглогодичного производства и сбыта цемента, что позволит равномерно распределить нагрузку на транспортников. Таким образом, получается, что сгладить сезонный фактор оперативно уже не удастся. И цемент обречен на подорожание. Правда, по расчетам Михаила Родионова, цена за тонну к августу вряд ли может дойти до 10 тысяч рублей. Но тут, как говорится, дело уже не в цифрах. Главное, что такая опасность существует. И не только в этом году, но и как минимум еще два года. Если железнодорожники договорятся с производителями цемента о совместной инвестиционной программе в ближайшее время, то все равно должно пройти не менее полутора лет до выхода новых вагонов на линию, пояснили в Первой грузовой компании. И чем раньше они сядут за стол переговоров, тем будет лучше для рынка и для всех нас. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цемента можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок цемента в России». www.newchemistry.ru |