Эта инициатива челнинской компании стала поводом для конфликта с группой ГАЗ Олега Дерипаски. «ГАЗ» как раз добился госфинансирования под проект создания двигателей "Евро-4" в Ярославле, однако «из-за возможной отсрочки введения стандарта он может оказаться нерентабельным». По информации Коммерсанта, Когогин на минувшей неделе уже обсуждал это тему с главой департамента автопрома Минпромторга Алексеем Рахмановым, а впервые поднял ее еще в декабре, на совещании у премьера Владимира Путина в Нижнем Новгороде. Пожелания главы КАМАЗа весьма просты: введение стандарта «Евро-4» необходимо перенести на два года, до 2014. Чиновники Когогина выслушали внимательно, но пока никаких решений не предприняли. Стандарт «Евро-4», введенный Европой еще в 2005 году, переносится уже под давлением то автомобильного, то нефтяного лобби в третий раз. Сегодня КАМАЗ готовит подробный анализ рынка топлива в регионах, и, если цифры будут убедительны, они будут направлены в аппарат вице-премьера РФ Игоря Сечина. Дело в том, что Сергей Когогин добивается переноса введения стандартов уже давно и не потому, что у автогиганта есть проблемы с собственным новым двигателем – все дело в топливе (нефтяники обязаны начать выпуск нового топлива только с 2014 года). Во всяком случае, так утверждают на КАМАЗе. Дело не в двигателе, а в некачественном топливе - Мы просим не об отсрочке. Мы просим продление переходного периода, - заявил директор департамента по информационной политики Олег Афанасьев газете «БИЗНЕС Online». – И связано это не с нашей неготовностью производить двигатели Евро-4. Наоборот, мы-то как раз готовы, и технически, и технологически (у КАМАЗа есть им свой двигатель стандарта «Евро-4», и «КАММИНЗ КАМА» способно производить двигатели уровня «Евро-4» и «Евро-5» «в случае подтверждения спроса» - прим.ред.) – а с невозможностью гарантировать нашим потребителям использование двигателей Евро-4 без проблемного использования топлива. На «КАМАЗе» считают: сегодня в России контроля за качеством топлива нет. И это главная проблема, с которой сталкиваются их потребители. Если введут стандарты «Евро-4» для топлива с 2012 года, на автогиганте, заверили «БИЗНЕС Online», ничего против введения стандартов и для автопроизводителей с 2012 года иметь не будут. Два гиганта, два проекта И ГАЗ, и КАМАЗ уже давно ведут разработку собственного двигателя, отвечающего современным экологическим стандартам. До «Евро-3» оба гиганта занимались отечественными разработками. Затем их пути кардинально разошлись. Группа «ГАЗ» занялась продвижением проекта двигателя Ярославского моторого завода (ОАО «Автодизель»), разработанного совместно с австрийской AVL. «КАМАЗ» создал на своих производственных площадках СП «КАММИНЗ КАМА», увеличив на нем объемы и локализацию двигателей Cummins серии B. Проект этого двигателя интегрированный и легко доводится до «Евро-4» и даже «Евро-5» (на ЯМЗ, правда, это подвергают сомнению). К моменту производства камазовских двигателей двигатели ЯМЗ 536 («Евро-4» находились в стадии сертификации и изготавливались опытными партиями. По мнению камазовцев, оценка проектов «КАМАЗа» и «Автодизеля» по их рыночным и производственным аспектам говорит не в пользу ЯМЗа. «ГАЗ» считает иначе. Окупить инвестии может перемена одной цифры? Проект «КАММИНЗ КАМА» рассчитан на выпуск 42 тысяч двигателей в год и предусматривает 60-процентное обеспечение максимально возможных в посткризисные годы объёмов выпуска грузовых автомобилей и поставки для внешних потребителей. По данным «БИЗНЕС Online», «КАММИНЗ КАМА» уже получил большую часть оборудования, необходимого для 85-процентной локализации производства. Оплачено 9,3% от его суммарной стоимости. Сумма дополнительных инвестиций, с учетом заключённых договоров и удорожанием по лизингу, составит 2 млрд. рублей. На «КАМАЗе» «БИЗНЕС Online» заявили, что двигатели стандарта «Евро-4» здесь давно производят «на заказ», к примеру, при поставках грузовиков в европейские страны. Тогда как проект «Автодизеля» Дерипаски предполагает выпуск 110 тысяч двигателей в год, что может превысить потенциальную ёмкость внутреннего рынка – даже с учётом стран СНГ. В своей заявке под проект ЯМЗ 536 «Автодизель» пару лет назад получил кредит в размере 10 млрд. рублей. Даже без учёта уже полученных от Внешэкономбанке 29,3 млн. евро в 2006 году – компания понесла немалые затраты. В своем отчете за 2010 год группа «ГАЗ» в очередной раз заявила, что «изготовлено более 50 опытных образцов двигателей семейства ЯМЗ-530, предназначенных для стендовых и эксплуатационных испытаний, началось изготовление опытно-промышленной партии, двигатели сертифицированы на соответствие нормативам «Евро-4». Введение стандарта «Евро-4» группе «ГАЗ» необходимо не только потому, что, разумеется, нужно окупить вложенные инвестиции. Во-первых, проект «Автодизеля» изначально был заточен под «Евро-4», и двигатели «Евро-3» он выпускать не может. А в условиях, когда покупатель может выбирать между двигателем более дорогим, пусть и экологичным, и дешевым, «ГАЗу» сложно окупить свой проект. Введение же нового стандарта моментально устранит неготовых конкурентов и сузит рынок продавцов. На ГАЗе, впрочем, в этом честно признаются: их проект нового двигателя окажется нерентабельным, если введение стандарта будет отложено. Двигатели стандарта «Евро-4» покупать никто не будет, все выберут более дешевые "Евро-3», разница в цене которых порой достигает 20%. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России» C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». Сергей Афанасьев БИЗНЕС Online |