Системные проблемы строительной отрасли Падение потребительского спроса Индустрия каркасно-панельного домостроения неизбежно ощутила на себе всю остроту общих проблем строительного комплекса, главная из которых – обвальное падение потребительского спроса, ставшее следствием финансово-экономического кризиса. У населения нет средств и веры в завтрашний день, чтобы совершать дорогие покупки. Потому продажи любых домов «рухнули» в несколько раз. Долгосрочные контракты на строительство целых поселков были заморожены, а поставленные дома – так и не оплачены. Большинство из действующих производств вышли на рынок в 2007-2008 гг., часто имея кредитное финансирование. Понятно, что в условиях простоя, этим предприятиям приходится очень нелегко. Многие производители в 2009 году так и не приняли ни одного заказа на дома. Дороговизна освоения участков под строительства Дефицит пригодных для строительства загородных участков – системная проблема отечественной строительной отрасли. Дороговизна освоения участков закрывает для производителей домов такой канал продаж как ведение собственных девелоперовских проектов. Для потребителя это означает существенное увеличение стоимости дома. Отраслевые проблемы производителей каркасно-панельных домов Новизна технологии Бесспорно, главная отраслевая проблема – новизна технологии. Российский рынок каркасно-панельных домов находится в начальной стадии своего жизненного цикла, для которой характерна неосведомленность потребителя о предлагаемом продукте. Потребительский спрос отсутствует, т.к. потребитель попросту не знает о продукте, о его свойства, о его преимуществах. Должно пройти время и должны быть вложены средства в продвижение, для того, чтобы потребитель обратил свой взор на новый продукт. В Северо-Западном ФО, а точнее в Санкт-Петербурге каркасно-панельные дома начали активно продвигаться еще пять лет назад, и сейчас можно сказать, что они достаточно популярны на рынке загородной недвижимости. По крайней мере, они на равных конкурируют в сознании потребителя с другими типами малоэтажных домов. В Подмосковье – главным рынком загородной недвижимости в стране – каркасно-панельные дома начали продвигаться лишь в 2007-2008-ых гг.. Затем случился кризис, в результате которого потребителю стало не до покупки недвижимости. В других регионах РФ выходящие на рынок производители ориентировались не столько на потребительский спрос населения, сколько на государственные программы по стимулированию малоэтажного домостроения. Но, оставшись без государственных закупок, они вынуждены вкладывать свои усилия в продвижение своей продукции, тем самым, формируя для себя рынок. Следствием незнания технологии является тот факт, что финансовые учреждения очень часто отказываются кредитовать покупку таких домов. Другой минус начальной стадии жизненного цикла продукта заключается в неготовности самого производителя освоить все тонкости производственного цикла. В случае каркасно-панельного домостроения самой больной темой является непрофессионализм на стадии проектирования. Недоверие к технологии Недоверие – производная характеристика первого фактора. Во многом недоверие объясняется незнанием технологии. Но есть еще и отягощающие факторы. Во-первых, это ассоциация с щитовым домостроением советских времен, вследствие чего каркасно-щитовые дома воспринимаются как исключительно как временное дешевое жилье. Во-вторых, фактор, который производителями обозначается как одно из основных преимуществ – быстрота, часто воспринимается как следствие «ненадежности» дома. Нет осознания эффекта эксплуатации энергосберегающего дома. Наверное, можно сказать, что в России энергосбережение еще долгое время не будет являться потребительской ценностью. Конкуренция с дешевыми заменителями Все вышеназванные проблемные факторы усугубляются наличием большого спектра различных технологий, которые формируют смысловое наполнение понятия «каркасно-панельный дом». Речь идет как о целых технологических направлениях в малоэтажном домостроении, так и об отдельных вариациях в проектировании дома. Конкурирующими технологиями можно назвать большой спектр различных технологий щитового домостроения, различные вариации технологий «фахверка», а также так называемую «канадскую технологию», основанную на возведении каркаса и обшивки его SIP-панелями. Дома, построенные по данным технологиям, ставятся потребителем в один ряд с каркасно-панельными домами, изготавливаемыми, допустим, по технологии Weinmann. Ну, и последние, соответственно, наделяются всеми минусами, присущими щитовым и СИП-домам. Также в рамках каркасно-панельной технологии мы видим очень широкий спектр вариаций конструкций, которые очень значительно различаются как по своим качественным характеристикам, так и по стоимости. Поэтому, неизбежным является тот факт, что мелкие производители дискредитируют бизнес низкокачественной работой. Отсутствие внутреннего предложения отдельных материалов Прежде всего, речь идет об отсутствии внутреннего предложения OSB-плит. Подавляющая часть OSB-плит импортируется в РФ из Канады, в результате чего их стоимость значительно возрастает. Прогноз развития рынка каркасно-панельного домостроения Каркасно-панельная технология на сегодняшний день является «последним словом» деревянного домостроения. Как и в случае любого нового продукта, успех на рынке во многом зависит от усилий, затраченных на продвижение. Плюс, необходимо время, достаточное для формирования новых «стереотипов потребления» и слома старых представлений. Можно сказать, что в России существует опытный регион – Ленинградская область, - где новая технология прошла опробацию, зарекомендовала себя и успешно продается. Там рынок начал формироваться в 2003-м году и сейчас находится в достаточно зрелом состоянии. Даже в 2009 году, когда наблюдается «обвал» строительного рынка, производители Северо-Западного ФО, сохранили свои объемы производства. Это явилось, прежде всего, следствием того, что каркасно-панельные дома «отвоевывают» долю у других типов домов. В других районах страны, в том числе и в Московском регионе, - данная технология находится в самом начале своего жизненного цикла. Потребитель только знакомиться с новым продуктом. В 2008-2009 гг. вышли производители, которые, по-сути, взяли на себя «издержки первопроходца». Вкладывая средства в продвижение, они знакомят потребителя с новым продуктом. Следующим игрокам будет легче. Но в данный момент не эти факторы являются определяющими для прогнозирования рынка. Сегодня строительный рынок «замер». Наряду с ростом объемов строительства будет расти спрос и на данные дома. Как, впрочем, на любые дома. На каркасно-панельные дома спрос будет расти опережающими темпами. Они будут отвоевывать рыночную долю у других типов домов. Неизбежно будет расширяться география производства. В настоящее время производство каркасно-панельных домов отсутствует во многих регионах. В Южном, Сибирском, Уральском ФО есть всего лишь один-два производителя. Они, как раз, берут на себя «издержки первопроходца». Другим остается только прийти на растущий рынок. С анализом российского рынка каркасно-панельных домов Вы можете познакомиться в работах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок каркасно-панельных домов в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |