Конкурентоспособность также определяется качеством продукции. Несмотря на значительный износ основных мощностей в России, большинство из которых было запущено в 60-70 гг., качество производимых удобрений отвечает мировым стандартам. Кроме того, в последние годы российские производители активно инвестируют в модернизацию производства с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности своей продукции. Так, в октябре 2009 первое производство кальций-аммиачной селитры запустил Новомосковский «Азот», входящий в холдинг «Еврохим». Общая стоимость проекта составила 926 млн рублей. Проектная мощность нового производства составляет 420 тыс. Барьеры входа на рынок Рынки минеральных удобрений характеризуются наличием различных барьеров входа на рынок. К экономическим барьерам можно отнести высокий уровень первоначальных капитальных затрат для организации производства минеральных удобрений. Химическое производствоосновывается на использовании вредных, легковоспламеняемых, экологически небезопасных веществ, а значит, требует проектирования и строительства дорогостоящих защитных сооружений. Существенной проблемой производителей минеральных удобрений является высокая энергоемкость производства, что в условиях непрерывного роста цен на теплоэнергоресурсы приводит к высоким отпускным ценам на конечный продукт и, как следствие, к ограничению по спросу со стороны сельхозтоваропроизводителей. Основным сырьем для аммиачно-нитратных удобрений является аммиак, практически все производители азотных удобрений обладают собственным его производством (кроме предприятия компании «Сибур-Минеральные удобрения», находящегося в Ангарске и работающего на привозном сырье). Анализ рынка аммиака позволяет сделать вывод о том, что основными барьерами входа на данный рынок являются: - длительный период времени, необходимый для организации производства аммиака; - высокий уровень капитальных затрат на организацию производства; - высокая энергоемкость производства; - доступ к недорогому сырью; - экологические ограничения производства данного вида продукции. Также препятствия к появлению на рынке новых хозяйствующих субъектов, вызваны макроэкономическими причинами, оказывающими влияние на подавляющее большинство отраслей национальной экономики. Это относительно высокие налоги, неплатежи, отсутствие оборотных средств и др. Контролирующие органы Государство активно влияет на рынок удобрений, используя самые разнообразные рычаги нетарифной, кредитной и финансовой политики. Для многих стран-покупателей деятельность на рынке удобрений выступает важнейшей составной частью общей политики в сфере агросектора и поэтому контролируется государством. Многие из развивающихся стран закупают удобрения по объявляемым тендерам. Покупательская способность Покупательская способность оказывает непосредственное влияние на рынок азотных удобрений. Основной проблемой российских производителей является отсутствие спроса со стороны отечественных сельхозпроизводителей, обусловленное низкой покупательской способностью, в связи с чем большинство продукции направляется на экспорт. Товары-субституты Азотные удобрения являются основным источником роста, необходимым питательными элементами, уникальным по своей эффективности. В то же время в качестве товаров-субститутов можно выделить органические минеральные удобрения и новые биоудобрения. Кроме того, различные виды удобрений в какой-то мере являются заменителями друг друга. При этом, наибольшее предпочтение потребителя, как правило, падает именно на аммиачно-нитратные удобрения, обеспечивающие наибольшую быструю отдачу (рост, масса) при относительно невысоких затратах. Таким образом, аммиачно-нитратные удобрения менее «уязвимы» в условиях кризиса и ограниченности бюджета на средства химизации потребитель, скорее, остановит свой выбор на них. Оценка конкурентоспособности российских производителей Российские производители азотных (в т.ч. аммиачно-нитратных) удобрений конкурентоспособны на мировом рынке благодаря низкой цене на российский природный газ, потребление которого является существенной статьей производственных затрат. Россия занимает одно из лидирующих положений в мире по экспорту азотных удобрений, несмотря на антидемпинговые меры в отношении российских продуктов и рост цен на природный газ и энергоносители. Но на фоне роста мощностей в странах с дешевым природным газом, при условии дальнейшего роста цен на него в России, ситуация может измениться. На текущий момент в стране есть ряд факторов негативно влияющих на конкурентоспособность российских производителей минеральных удобрений на фоне роста себестоимости производства. К ним относятся высокий уровень износа оборудования (60-80%) и дальнейшее его старение; высокая энергоемкость производства (энергоемкость аммиачных агрегатов); высокий расход сырья; рост цен на услуги монополистов и ресурсная зависимость от них.
|