В России одноразовая одежда пока еще не получила должного распространения в виду недостаточного финансирования лечебно-профилактических учреждений. В госпитальных формулярах (табелях оснащения) медицинских учреждений, как правило, нет указания о необходимости применения одноразовой одежды и белья и, следовательно, там не предусмотрены средства для их покупки. Медицинский персонал мало информирован о возможностях и путях приобретения этой продукции. В связи с этим первоочередную роль играет внедрение и развитие отечественного производства одноразовых средств индивидуальной защиты. Сегодня отечественные предприятия перенимают практику западных производителей и стремятся выпускать аналогичную продукцию. В соответствии с классификацией ассоциации «Здравмедтех» мягкий одноразовый инвентарь для медицинских учреждений в общем виде можно подразделить на следующие группы и подгруппы: 1. Одежда Халаты хирургические и медицинские являются наиболее широко используемым видом одноразовой одежды. Как правило, халаты изготовляются из нетканых материалов плотностью 20-25 или 35-42 г/кв.м. Халаты хирургические различаются по длине (стандартные длины: 110 и 140 см.), по типу рукава (с манжетой или на резинке). Кроме того, хирургический халат может иметь ламинированную переднюю поверхность и рукава Халат медицинский может быть не только цельнокроеный (как хирургический), но и на пуговицах. 2. Белье - Простыня медицинская (210х140см, 210х100см, 140х110см, 110х70см, 70х70см) - Простыня-наглазник медицинская (120х70см с отверстием 5.5см) - Впитывающая простыня - Пододеяльник медицинский (210х140см) - Наволочка медицинская (60х60см) - Наматрасник медицинский (210х140х20см) Простыни предназначены для застилания операционного стола (кушетки, инструментального стола) и ограничения операционного поля и должны предотвращать возможность распространения инфекции. Медицинские простыни изготавливаются из нетканых материалов как правило, плотностью 15-17, 20-25, 35-42, 50-60 г/кв.м.. При этом простыни различаются по размеру и по назначению. К стандартным размерам простыни относятся 210х140см, 210х100см, 140х110см, 110х70см, 70х70см. В зависимости от применения простынь отверстием или разрезом для проведения той или иной операции. Кроме того, простыня может иметь полиэтиленовый карман. Для операций, проходящих с выделением жидкости, а также для последующего ухода за такого рода пациентами, выпускаются впитывающие простыни (трехслойные с нижним влагонепроницаемым слоем –ламинированная простынь). Пододеяльники и наволочки шьются из нетканых материалов плотностью 20-25/35-42, 35-42/50-60 г/кв.м.
3. Комплекты Единых комплектов одежды и белья не существует. Каждый производитель формирует комплекты исходя из требований клиентов, соответственно они могут включать в себя различные наименования изделий. Комплект можно подобрать абсолютно для любой операции, для стационарного проживания больного и т.д. Между тем, можно выделить 4 типа более или менее стандартных комплекта. Комплект хирургический - Халат хирургический - Бахилы хирургические высокие с двойной подошвой завязки/резинки (пара) - Маска хирургическая с фильтром и фиксатором, завязки - Шапочка-берет Комплект белья акушерского стерильного - Простыня для роженицы - Рубашка для роженицы - Простыня медицинская - Подстилка впитывающая - Салфетка впитывающая - Бахилы-носки медицинские на ступню без двойной подошвы - Хирургическая шапочка-берет «Шарлотта» Комплект для гинекологических операций - Простыня медицинская - Подстилка впитывающаяБахилы-носки медицинские на ступню без двойной подошвы - Хирургическая шапочка-берет "Шарлотта - Рубашка для больного, короткий рукав Комплект противоэпидемический - Халат хирургический со стойкой, с запахом - Брюки хирургические - Куртка хирургическая, рукав короткий - Шапочка-шлем, противоэпидемиологический - Бахилы высокие без двойной подошвы, хирургические на завязках - Нарукавники медицинские, на резинке - Фартук противоэпидемиологический - Маска на завязках 3-х слойная, с фиксатором, фильтром 4. Прочие изделия Бахилы Бахилы различаются меду собой по следующим параметрам. Во-первых, по типу используемых материалов. Бахилы – это то изделие, которое в наибольшем объеме производится из полимерной пленки, а уже во-вторую очередь из нетканых материалов (спанбонда). Во-вторых, бахилы могут быть высокие и низкие. Последние используются повсеместно, как мед. персоналом, так и пациентами (посетителями). Высокие бахилы надевают работники операционных. Кроме того, бахилы предлагаются на завязках и на резинках, с двойной подошвой и без. Бахилы на завязках как правило, применяются при проведении операций. Плотность материала для пошива бахил может быть 20-25, 35-42 или 50-60 г/кв.м. Головные уборы Производители предлагают великое множество типов головных уборов. Среди них:
Для производства шапочек используются преимущественно нетканые материалы низких плотностей 15-17, 20-25 г/кв.м. Однако полотна плотностью 35-42 и 50-60 г/кв.м. также могут применяться изготовителями.
Маски
- Маска медицинская двухслойная (резинки/завязки) - Маска медицинская четырехслойная (резинки/завязки) - Маска трехслойная с фильтром, фиксатором, хирургическая, зав/рез. - Маска с потопоглощающей полоской, хирургическая - Маска с полоской против запотевания, хирургическая - Маска с защитным экраном, хирургическая. Одноразовые маски прежде всего различаются по количеству слоев (2-,3-,4-х слойные), а также по способу крепления – на завязках или на резинках. Перчатки
- перчатки полиэтиленовые - перчатки латексные. Отечественные производители вытесняют импорт По итогам 2005 года доля импорта на российском рынке одноразового медицинского инвентаря составляет 47%. Общий объем импортной одноразовой продукции на российском рынке в 2005 году можно оценить на уровне 2,28 тыс. тонн. Надо заметить, что в последние годы наблюдается тенденция снижения доли импорта в общем объеме потребления одежды и белья, что обусловливается значимым ростом внутреннего производства и все большим появлением новых отечественных производителей. Благодаря своей работе российским изготовителям удалось существенно вытеснить с рынка высококачественную, но дорогую продукцию из США и Европы. Постепенно вытесняются и китайские изделия, однако слишком низкая цена азиатских производителей и низкая платежеспособность российских лечебно-профилактических учреждений не позволяют окончательно вытеснить Китай с нашего рынка. Какая продукция еще продолжает импортироваться? Продукцию зарубежных производителей можно поделить на две категории. Первая – это высококачественные одноразовые одежда и белье из стран Европы и США. Доля их поставок на российский рынок существенно снизилась за последние годы и оценивается в настоящее время в 13% от общего объема импорта или 6% от совокупного объема потребления одноразовой одежды и белья в тоннажном выражении. Вторая категория импорта – это дешевая продукция из Азии, преимущественно из Китая. Китайская одежда и белье - низкокачественные и, как правило, не отвечают по своим параметрам всем медицинским требованиям. Многие лечебные учреждения России, неспособные платить за более дорогой инвентарь, закупают китайский товар вследствие его дешевизны. Именно поэтому доля одноразовых изделий азиатского производства до сих пор велика – 87% от объем импорта или 38-39% от общего объема потребления в тоннажном выражении. Более того, в таких сегментах, как бахилы – доля китайской продукции достигает 70-80%. Структура импорта одноразовой медицинской одежды и белья
Источник: По данным ФТС и АКПР
Характеристика китайской продукции В 2005 году из Китая было завезено около 1 880 тонн одноразовой одежды и белья для медицинской отрасли, при этом около 62% от общего объема импорта в тоннажном выражении приходится на нелегальные поставки. На российском рынке присутствует очень много китайских производителей, между тем можно выделить следующих: • Xiantao Sword Disposable Protective Products; • Xiantao Yunkee Textiles Co; • Xiantao Fortune Medical Supplies; • Weihai Medical Polymer; • Wuhan Kaili Medical & Sanitary Products; • Good-in Holdings Limited; • Zhejiang Medicines & Health Products; • Ulma International; Из них наиболее известными для российского потребителя являются: Weihai Medical Polymer (36% от официального объема импорта в тоннажном выражении); Zhejiang Medicines & Health Products (25%) и Xiantao Fortune Medical Supplies (12%).
Структура импорта одноразовой медицинской одежды и белья
Источник: По данным ФТС Надо сказать, что ассортимент китайских компаний представлен в основном мелкими одноразовыми вещами, такими как: бахилы, шапочки, маски. Из Китая практически не завозится операционное белье и хирургические комплекты. В основном это полиэтиленовые бахилы и шапочки. Характеристика крупнейших китайских производителей-экспортеров одноразовых изделий Наименование производителя | Объем импорта, тонн в год | Поставляемая продукция | Weihai Medical Polymer | 258 | шапочки, маски, бахилы, халаты хирургические | Zhejiang Medicines & Health Products | 180 | бахилы, маски | Xiantao Fortune Medical Supplies | 85 | шапочки, маски, бахилы, | Wuhan Kaili Medical & Sanitary Products | 48 | фартуки, бахилы, нарукавники | Xiantao Sword Disposable Protective Products | 47 | бахилы |
Источник: По данным ГТК Характеризуя продукцию азиатского производства, следует указать и на присутствие на отечественном рынке товаров производства Тайланд. Наиболее известна здесь компания Siam Sempermed Corporation Ltd. В 2005 году из Тайланда было завезено 85 тонн одноразовых перчаток. Производители из США и Европы Объем поставок одноразовой одежды из Европы, США и Канады составил в 2005 году порядка 300 тонн. Изначально планку качества отечественному рынку задавали именно европейские и американские производители. Еще раз повторимся, что продукция западных компаний отличается высоким качеством, в результате чего стоимость их изделий в 1,5-2 раза выше отечественных аналогов. Основными западными странами-экспортерами являются прежде всего Германия, Голландия и США. Суммарно на их долю приходится 61% рынка высококачественной одежды. Кроме того, на рынке присутствует продукция из Турции, Финляндии, Италии, Бельгии, Дании, Чехии, Польши, Великобритании.
Сегментация импорта одноразовой медицинской одежды и белья из США и Европы по странам, в % в тоннажном выражении Источник: По данным ФТС Более 15 западных производителей поставляют в Россию одноразовую одежду и белье для медицины, среди которых: • Paul Hartmann (Германия) • Euronda (Италия) • Abena International (Дания) • Medicom (Канада) • Johnson& Johnson (США) • Apexmed International B.V. (Голландия) • Merida (Польша) • Marks&Spencer (Великобритания) • Kimberly-Clark Corporation/ Tecnol Medical Products INC. (США) • Crosstex International (США) • Туркуаз Текстил (Турция) • WBV Gmbh (Финляндия) • Dina-Hitex (Чехия) • Baxster АГ (Швейцария, Бельгия , США) • Ansell Healthcare (Германия, Бельгия) • Molnlycke Health Care (Бельгия) • LOHMANN & RAUSCHER GMBH (Германия) • Zura AG (Германия) Крупнейшей компанией – экспортером одноразовых изделий в Россию является немецкий Paul Hartmann (www.hartmann.info). Под маркой «Hartmann» компания поставляет в Россию в основном трехслойное операционное белье годовым объемом 74-75 тонн. Другая голландская компания Apexmed International B.V. предлагает предметы одежды марки «Apexmed»: фартуки, нарукавники, бахилы, главным образом из полиэтилена и поливинилхлорида. В минувшем году объем ее поставок в Россию составил 50 тонн. На рынке одноразовых средств индивидуальной защиты органов дыхания самой распространенной маркой может быть названа Kimberly-Clark (www.kimberly-clark.com). Kimberly-Clark/Tecnol - один из ведущих производителей медицинских масок. Компания предлагает маски различных типов: маски хирургические трехслойные, на завязках, маски процедурные трехслойные, маски хирургические противожидкостные четырехслойные. В сумме по объемам поставок эти три экспортера забирают 50% рынка западной продукции. Крупнейшие западные поставщики одноразовой медицинской одежды и белья, в % в тоннажном выражении Источник: По данным ГТК К другим маркам, популярным на российском рынке можно отнести следующие: Mölnlycke Health Care ( www.molnlyckehc.com) – крупнейший в Европе производитель и поставщик изделий разового назначения для применения в хирургии и при уходе за ранами. Компания работает под двумя основными марками: Klinidrape и Barrier. Klinidrape ( www. klinidrape.com) – название всей группы Mölnlycke Health Care для использования в операционной. Это самый крупный европейский поставщик хирургического белья и одежды для персонала операционной. Под маркой Barrier поставляются защитные маски, не менее известные наряду Kimberly-Clark. Еще одна всемирно известная компания Ansell Healthcare - один из крупнейших в мире производителей перчаток – поставляет в Россию одноразовые перчатки (в 2005 году объем импорта составил около 2 тонн). В таблице представлены наиболее известные западные производители/марки одноразовой одежды и белья и их продукция: Характеристика крупнейших китайских производителей-экспортеров одноразовых изделий
Производитель/марка | Поставляемая продукция | Hartmann | операционное белье, простыни, одеяла | Abena | фартуки, бахилы, перчатки | Medicom | маски (хлопковые) | Apexmed | фартук, халат, бахилы, маска, шапочка | Merida | бумажные простыни | Marks&Spencer | белье | Crosstex | маски | Kimberly-Clark | маски | Туран Текстил | белье постельное | WBV Gmbh | бахилы | Mölnlycke Health Care (Klinidrape, "Barrier") | белье, одежда, шапочки, фартук, бахилы, маски | Dina-Hitex | шапочки, бахилы, халаты, костюмы: штаны, рубашки | Baxster | маски | Lohmann & Rauscher | шапочки | Ansell | перчатки, бахилы, нарукавники, фартуки, | Viva (Zura) | шапочки, бахилы | Johnson | простыни, халаты |
Источник: по данным ФТС Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Российский рынок одноразовой одежды и белья для медицины» Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |