Тревожные прогнозы Докризисные темпы роста добычи и высокая рыночная конъюнктура «черного золота» еще совсем недавно сулили отечественному нефтесервису блестящее будущее. По данным аналитического агентства Douglas-Westwood, объем нефтесервисного рынка России в 2006 году составил $11,4 млрд. с тенденцией роста к 2011 году почти в 2 раза – до $22 млрд. Резко изменившаяся в 2008 году экономическая ситуация и в России, и в мире, по всей видимости, сильно подкорректирует этот оптимистический прогноз. В России действует около 200 нефтесервисных компаний, которые условно можно разделить на три категории: аффилированные с нефтегазовыми компаниями, крупные сервисные компании, средние и малые сервисные компании. "Сейчас мы не работаем с сервисными компаниями, так как месторождение небольшое и все объемы бурения уже выработаны", – рассказывает Иршат Ишмуратов, главный инженер ОАО «Негуснефть». - Ранее, предпочтение отдавалось подрядчику, предлагающему бурение и сопутствующие услуги «под ключ». Мы заключали договор с буровой компанией, а она уже находила субподрядчика на тампонажные работы. При этом критерием была не только цена, но и качество работ. В договор подряда изначально закладывались параметры скважины после бурения и цементирования". По мнению Евгения Демидова, директора по финансово-управленческому консультированию ЗАО «CiG Business Consulting», сложнее всего в нынешней ситуации придется мелким сервисным компаниям. Они переживают резкое сокращение объемов работ, вынуждены держать низкие цены на услуги, качество которых гарантировать все сложнее. Им становится труднее конкурировать с крупными компаниями, которые могут значительно снижать цену при сохранении качества. Все это существенно увеличивает вероятность ухода мелких компаний с рынка. Достаточно стабильным останется положение компаний, аффилированных с крупными нефтедобывающими корпорациями, а также международных нефтесервисных компаний, которые будут стремиться расширить свою долю на российском рынке. "Еще 3-5 лет назад на рынке практически не было независимых отечественных сервисных компаний, – говорит Александр Сизов, вице-президент по корпоративному развитию компании «ПетроАльянс». - Но затем нефтяные компании, по примеру западных, стали выделять «непрофильные» предприятия из своего состава. Сервис в нефтяной промышленности включает в себя, помимо геофизических работ, бурение и цементирование скважин, подготовку буровых растворов, геолого-технический контроль, испытания и капитальный ремонт скважин и т.д. Западные сервисные компании стремятся на российский рынок, особенно Halliburton, Schlumberger и BJ Services". Но изменения коснутся не только отдельных компаний, но и отдельных видов сервисных услуг. Некоторые, такие, например, как капитальный ремонт скважин (КРС), будут востребованы почти также, как и в докризисные времена (необходимость поддержания фонда скважин). КРС может стать одной из важнейших услуг, обеспечивающих выживание нефтесервисных компаний в новых условиях. А вот объемы бурения и сопутствующих работ, таких, например, как тампонаж, будут сокращаться. |